Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Земства, школы и писатель Чехов

Сельский вестник

Земства, школы и писатель Чехов

Земства, школы и писатель Чехов

 

Земства, школы и писатель ЧеховЧитая А. П. Чехова, да и всю литературу того времени, регулярно натыкаешься на слово «земства». Земства – органы местного самоуправления, уничтоженные после октября 1917 года. В новой России они тоже оказались не нужны – строилась вертикаль власти и «пятое колесо» самоуправления в нее не вписывалось. И сейчас при слове «земства» всплывают в памяти лишь земские школы, земский доктор и опять же писатель Чехов.
А поводом к разговору об органах местного самоуправления начала прошлого века послужила старая земская школа в Большом Иевлеве. Как-то поинтересовался – жива еще? Сказали – жива, да имеет не совсем приглядный вид, упал  на нее тополь и пробил крышу.
Светло-коричневое здание школы, построенное в 1895 году, утопало в зелени разросшейся травы. И со стороны дороги оно производило приличное впечатление – лишь заглянув с обратной стороны, можно было увидеть провалившуюся крышу. Рядом с земской расположилось двухэтажное здание «новой» школы, построенной в 1953 году. Вокруг строений раскинулся обширный парк, в свое время здесь был и сад. В 2000 году Большеиевлевская школа переместилась в кирпичное здание бывшей колхозной конторы. А в 2011 году школу в Большом Иевлеве закрыли. Сейчас деревянные здания в старом парке пустуют и постепенно ветшают.
Экскурсию по школьной территории провел Иван Коротаев, он здесь учился, а потом преподавал физкультуру как раз в бывшей земской школе. В ней после постройки нового здания располагался спортзал, кабинет физики, библиотека, мастерская и буфет.
– Не в каждой школе в 80-е годы был спортзал, а здесь высокие потолки, поэтому использовали для него.
Бывший директор Большеиевлевской школы Глафира Воробьева добавила:
– Когда была земская школа, при ней жили учителя, в одной половине здания классы, в другой – жилые помещения. В то время, когда была земская школа, рассказывали – учителей снабжали всем, от карандаша до ластика.
Земская реформа в России началась в 1864 году, ее целью являлась организация самоуправления на местах. Выборные органы – земства создавались на уровне губерний и уездов. Приоритетными направлениями в их работе были земская медицина, народное образование, продовольствие, местные дороги, статистика и почтовое дело.
Сегодня мы поговорим о земском образовании. И воспользуемся публикациями газет того времени, собранными краеведами Вячеславом Зуйковым и Игорем Сучковым.
«Нижегородский биржевой листок» от 12 ноября 1889 года писал о начавшемся открытии в губернии ремесленных классов при земских училищах: «При Воскресенском училище производится обучение столярному и токарному ремеслам. Помещение и учитель особые. Средства: 250 рублей от Макарьевского земства и доход от продажи ученических работ».
Все организационные вопросы по созданию школьной системы лежали на уездных земствах. Они решали вопросы подготовки учителей, обеспечению школ всем необходимым.

Вместе с земствами посильную помощь в работе школ оказывали сельские общества

«Волгарь» от 18 марта 1898 года писал: «Ветлужская местность Макарьевского уезда с каждым годом обогащается новыми земскими школами. В нынешнем 1898 году предположено выстроить семь земских школ в следующих селениях: Усихе, Шадрине, Лобачах, Маркове-Заводе, Кромке, Малом Ивлове (так в тексте автора) и Козловце. Для первых трех школ на днях лес будет вывезен из Хахальской дачи второго семеновского лесничества в количестве 940 дерев. Лес выбран самый лучший – в длину более 40 аршин…»
Когда в 60–70-х годах здания земских школ перевозили на новые места, плотники рассказывали: «Будто только что сложили, бревнышко к бревнышку».
Кроме того, попечители, а ими чаще всего выступали местные лесопромышленники и купцы, должны были обеспечивать школу необходимым инвентарем и дровами. Учителя, окончив гимназии и курсы, отправлялись нести свет знания в отдаленные деревни. Но не все было так просто.
«Нижегородская земская газета» от 9 апреля 1903 года писала в корреспонденции «Из ветлужского края»: «Холодна стояла минувшая зима. Трудно было ребятам бегать в своих рваных зипунишках в школу за 4-5 верст… В ночлежных приютах, имеющихся почти при каждой школе, тоже не сладко приходилось детям-ночлежникам. Во многих школах было не теплее улицы. Дело в том, что финансовый кризис, переживаемый земством в прошлом году, затормозил ремонт многих школ. Не сделано было даже самого необходимого, как, например, ремонт печей, боровов. Благодаря этому в течение истекающего учебного года сгорело земское училище в дер. Заводе Нестиарской волости, и едва не сгорело в дер. Лобачах Владимирской волости, где пожар был вовремя замечен и прекращен. Как в Заводе, так и в Лобачах причина пожара – неисправность боровов. Никуда не годятся печки и борова в Глуховской школе, а в Богородской топка печей вовсе не производится, чтобы не спалить школу. Дети занимаются в нетопленом классе…»

Небольшая справка:
К 1917 году в Воскресенском уезде действовали 34 земские школы,
а к 1928-му планировалось открыть еще 32 школы.

Земства по мере сил решали проблемы, а земские школы, помимо образования, играли большую роль в жизни ветлужских деревень.
«Нижегородская земская газета» от 29 января 1912 года писала: «В дер. Чихтиной Люнде была устроена школьная елка. Средства на устройство елки были собраны по подписке. Горело до 60 разноцветных электрических лампочек (электричеством школа воспользовалась с ближайшего лесопильного завода). Впечатление получилось прямо сказочное. Дети были в полном восторге и не могли оторвать глаз от елки. Большое удовольствие, кроме пения и чтения, доставили им граммофон и бенгальские огни. В подарки были даны (кроме гостинцев) мальчикам отрезы ситцу каждому на рубашку, а девочкам на платьице и по книжке».
Устроена была школьная елка и в д. Елкино, об этом писала «Нижегородская земская газета» от 11 февраля того же, 1912 года: «Программа состояла из разнообразного подбора стихотворений, басен, сценок и песенок и была удачно выполнена детворой. Видно было, что учительница здешней школы немало положила труда на приготовление детей к празднику. Детвора была крайне оживлена. Елка началась в 7-м часу и окончилась только в 11 часов. В детских светленьких глазенках так и светилась радость от этого редкого праздника».
Вернемся к Чехову. Антон Павлович, участковый врач Серпуховского земства писал: «У меня на участке 25 деревень, четыре фабрики и один монастырь».

Когда он стал известным писателем, свои гонорары от литературной деятельности земец Чехов тратил на устройство школ и больниц

На свои средства он выстроил три земские школы в Тележе, Новоселках и Мелихове. Составлял планы, покупал материал и был попечителем одной из школ.
Дело земцев продолжилось и в советские годы, открывались школы, больницы, а молодые педагоги и врачи ехали в отдаленные местности сеять разумное, доброе, вечное. Но времена изменились, земская идея служения народу в последние годы подменена простым обслуживанием населения. Вы платите, мы даем знания или лечим вас. А строительство школ и больниц заменено их оптимизацией. Дух земцев канул в историю.
И старая земская школа в Большом Иевлеве осталась лишь напоминанием нам о тех временах.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: