Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Ах, где же вы, речники?!

Сельский вестник

Ах, где же вы, речники?!

Что такое Затон им. Михеева для Воскресенского района? Это не просто поселок на левом берегу Ветлуги. Это наглядная иллюстрация истории района за прошедшее столетие. От становления, развития и хозяйствования до горькой действительности и запустения.

Именно сто лет назад на песчаном берегу появилось первое здание будущего огромного – не побоюсь этого сказать – речного предприятия Ветлуги. Однако официально считается, что организован оно было в 1924 году.

Начало пути. И куда привела дорога…

Нелегкой была организация огромного хозяйства. По поручению Козьмодемьянского райуправления речного пароходства лоцманом Михаилом Архиповичем Сорокиным и Ермолаем Лукояновичем Бизяевым было выбрано подходящее место чуть ниже деревни Курдома в левобережном заливе озера Ильинского. Он так тогда и назывался – «Затон Ильинское озеро». На голом берегу в пойме сначала выросло производство, а уже потом жилье для работников и их семей.

Кроме отстроя и ремонта флота стало активно развиваться деревянное судостроение. Знаменитые судоплотники делали деревянные дощаники – баржи для транспортировки грузов, которых тогда по Ветлуге шло все больше. В период войны была введена светомаскировка, затонцы выполняли оборонный заказ. Строили деревянные мостовые парки для наведения переправ при форсировании рек. Делали лодки-волокуши, имеющие широкое применение на фронте как для переправ, так и для транспортировки раненых бойцов. Почти без остановок работал лесозавод, энергию для которого давал локомобиль. Люди трудились по 16, а иногда и 18 часов в сутки. Да, таких теперь не делают!

После войны начался трудовой рост. На смену деревянным судам приходят суда с металлическим корпусом и дистанционным управлением из рубки. Улучшается бытовая обстановка. Ширится поселок. Разрабатывается «целина».

В 80-е годы численность судов михеевской приписки переваливала за сотню. Смотришь на фотографии такого каравана и задумываешься – как это можно было растерять?

В разные годы численность работающих на реке доходила до тысячи человек

С приходом смутного времени стали страдать перевозки по воде. На нашей Ветлуге, с ее малыми глубинами в меженный период, с пропадающими колхозами и совхозами, основными заказчиками грузов, с населением, в поиске лучшей доли уезжающим в города, водный транспорт был обречен. А с ним и вся богатая производственная база, а главное – социальная сфера и люди, в одночасье ставшие никому не нужными.

Многие уехали с родных берегов, из родного поселка. Кто-то вынужденно – из-за пожаров, слизнувших с привычной картины затонского берега общежития с громкими названиями «Германия», «Польша».

Но есть те, кто остались. И не уедут отсюда, несмотря ни на что.

День речника все равно насупит

Первое воскресенье июля – традиционный праздник работников морского и речного флота. Когда-то на берегу Затонского яра под раскидистыми дубами устраивалось гуляние. Проходил парад судов, с оркестром поднимавшихся до Воскресенского и спускавшихся обратно.

Накануне праздника мы побывали в гостях у Александра Павловича и Анны Николаевны Быковых. В Затоне парень Саша из Капустихи оказался в 1974 году. Тогда очень много молодежи района стремилось идти работать на реку. Это было престижно. Александр Павлович отучился в школе комсостава на штурмана. Много воспоминаний у речника связано с работой на «ГТМ‑9», капитаном на котором был Павел Павлович Худяков. Заядлый азартный рыбак. Даже рыбу солили прямо в корме «ГТМки» под гнет, холодильника не было, вот и сгнил корпус раньше положенного срока.

На этих судах отправляли в Горький водку из Ветлуги по 5 000 ящиков за рейс. На бой давалось 29 бутылок. Понятно, что с таким грузом танкера заправляли вне очереди.

Были плавмагазины, снабжение было очень хорошее. На них отоваривались. Колпит был 15 рублей и хватало вот так!

– Однажды грузились мукой в Горьком, на Мельнице, а там грузчики – народ знатный, многие сидели. И угостили они меня чифирком. Да так, что мне с вахты – отдыхать бы надо, а я глаз не могу сомкнуть. Так двое суток и не спал! – рассказывает Быков.

Анна Николаевна тоже трудилась в Затоне, секретарем, инспектором по кадрам. Довелось ей побывать и в плавсоставе, когда их позвал поработать зять Дмитрий – капитан. Сейчас Дмитрий Смородин трудится на теплоходе «Окский». Сын Быковых – Игорь, тоже капитан на аналогичном судне. Так и продолжается речная династия, только уже не на михеевских берегах, а на Волге.

Родители Анны Николаевны, Николай и Екатерина Дружинины, также всю жизнь работали и жили рекой.

Гордится дед Быков своими пятью внучками, которых очень любит и балует. Грибы, ягоды, зимняя рыбалка, – вот нынешняя стихия бывалого речника.

– Я не раскаялся в выборе своей жизненной дороги. Из Затона я никуда не поеду! – подводит черту Александр Павлович

Деревенский уклад

Кроме производства у затонцев были подсобные хозяйства, особенно выручившие речников в голодные перестроечные годы. Только коров было стадо в сорок четыре головы. А сколько было коз. Из мальчишеских воспоминаний картинка. Лето. У берега стоит караван судов и всюду по выгоревшему песчаному плесу, поросшему душистым колоском, пасется «деревянная» скотина.

А капитан П. П. Худяков, о котором упоминалось выше, даже умудрялся держать козу на корме «БТМа». Уж как он тогда договаривался с судоходным инспектором – одному богу известно.

Последнюю корову в Затоне держала тетя Поля Погодина. Корова крепко чудила – что поделаешь, животное стадное. Напротив, в Богородском, замычит стадо, и та в реку – переплывет к своим подруженькам. Смотришь – везут беглянку на пароме № 135 (тогда еще он был – начало-середина 2000-х, водил его «БТ‑26») в родное Михеево. Попасется дома и снова через реку.

Печаль над ветлужской водой

Грустно сегодня на берегу Затона. Вроде бы и солнце летнее, ласковое, и вода в заливе, как парное молоко. Купается в озере Заборном ребятня, но уже не своя – городская. Детей, как теперь говорят, приписных, здесь нет. А был детский сад, куда ходили под сорок детей. Начальная школа.

Зияет огромными глазницами окон столовая. Растерзанная, расписанная изнутри в «лучших» традициях городских заборов. А я смотрю со второго этажа на зарастающий залив, на Ветлугу, которая вот-вот отрежет затонское озеро Ильинское песчаной косой. И думаю, ну как здесь было не работать, а уж обедать с таким видом из окон – это даже не про аппетит.

Посреди песчаного пустыря останки основания будущего затонского клуба, так и не ставшего настоящим. Сразу за ним сгоревший многоквартирный дом, густо поросший зеленкой акаций.

На самом берегу встречает березами на крыше бывший магазин. Когда-то забитый дефицитными товарами, о которых сухопутные могли только мечтать. Кто-то здесь купил себе итальянские сапоги. А кто-то в похмельном порыве разбил авоську с пустой стеклотарой в отместку продавщице, отказавшейся продать очередную бутылочку.

Вот так и встречает Затон Ильинское озеро свой столетний юбилей и День речника. Как умудренный старец – тихо и рассудительно, а может, даже и молча – наблюдает за происходящим на своих берегах.

Гулянья на Затонском яру теперь не бывает.

Иван  Замыслов

Фото автора и из архива автора

Начинать Александру Быкову пришлось матросом буксирного флота. Довелось сводить плоты с Вохмы от Маяка с капитаном Иваном Евсеевичем Яковенко. Длительный период Александр Павлович трудился на скоростном пассажирском флоте – «Зарницах» и «Зарях».

Ах, где же вы, речники?!

Ах, где же вы, речники?!

Ах, где же вы, речники?!

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: