От Германии до Целины и обратно
Этот материал выходит под рубрикой один день деревни. Однако если бы кто-то назвал Затон имени...
Что такое Затон им. Михеева для Воскресенского района? Это не просто поселок на левом берегу Ветлуги. Это наглядная иллюстрация истории района за прошедшее столетие. От становления, развития и хозяйствования до горькой действительности и запустения.
Именно сто лет назад на песчаном берегу появилось первое здание будущего огромного – не побоюсь этого сказать – речного предприятия Ветлуги. Однако официально считается, что организован оно было в 1924 году.
Начало пути. И куда привела дорога…
Нелегкой была организация огромного хозяйства. По поручению Козьмодемьянского райуправления речного пароходства лоцманом Михаилом Архиповичем Сорокиным и Ермолаем Лукояновичем Бизяевым было выбрано подходящее место чуть ниже деревни Курдома в левобережном заливе озера Ильинского. Он так тогда и назывался – «Затон Ильинское озеро». На голом берегу в пойме сначала выросло производство, а уже потом жилье для работников и их семей.
Кроме отстроя и ремонта флота стало активно развиваться деревянное судостроение. Знаменитые судоплотники делали деревянные дощаники – баржи для транспортировки грузов, которых тогда по Ветлуге шло все больше. В период войны была введена светомаскировка, затонцы выполняли оборонный заказ. Строили деревянные мостовые парки для наведения переправ при форсировании рек. Делали лодки-волокуши, имеющие широкое применение на фронте как для переправ, так и для транспортировки раненых бойцов. Почти без остановок работал лесозавод, энергию для которого давал локомобиль. Люди трудились по 16, а иногда и 18 часов в сутки. Да, таких теперь не делают!
После войны начался трудовой рост. На смену деревянным судам приходят суда с металлическим корпусом и дистанционным управлением из рубки. Улучшается бытовая обстановка. Ширится поселок. Разрабатывается «целина».
В 80-е годы численность судов михеевской приписки переваливала за сотню. Смотришь на фотографии такого каравана и задумываешься – как это можно было растерять?
В разные годы численность работающих на реке доходила до тысячи человек
С приходом смутного времени стали страдать перевозки по воде. На нашей Ветлуге, с ее малыми глубинами в меженный период, с пропадающими колхозами и совхозами, основными заказчиками грузов, с населением, в поиске лучшей доли уезжающим в города, водный транспорт был обречен. А с ним и вся богатая производственная база, а главное – социальная сфера и люди, в одночасье ставшие никому не нужными.
Многие уехали с родных берегов, из родного поселка. Кто-то вынужденно – из-за пожаров, слизнувших с привычной картины затонского берега общежития с громкими названиями «Германия», «Польша».
Но есть те, кто остались. И не уедут отсюда, несмотря ни на что.
День речника все равно насупит
Первое воскресенье июля – традиционный праздник работников морского и речного флота. Когда-то на берегу Затонского яра под раскидистыми дубами устраивалось гуляние. Проходил парад судов, с оркестром поднимавшихся до Воскресенского и спускавшихся обратно.
Накануне праздника мы побывали в гостях у Александра Павловича и Анны Николаевны Быковых. В Затоне парень Саша из Капустихи оказался в 1974 году. Тогда очень много молодежи района стремилось идти работать на реку. Это было престижно. Александр Павлович отучился в школе комсостава на штурмана. Много воспоминаний у речника связано с работой на «ГТМ‑9», капитаном на котором был Павел Павлович Худяков. Заядлый азартный рыбак. Даже рыбу солили прямо в корме «ГТМки» под гнет, холодильника не было, вот и сгнил корпус раньше положенного срока.
На этих судах отправляли в Горький водку из Ветлуги по 5 000 ящиков за рейс. На бой давалось 29 бутылок. Понятно, что с таким грузом танкера заправляли вне очереди.
Были плавмагазины, снабжение было очень хорошее. На них отоваривались. Колпит был 15 рублей и хватало вот так!
– Однажды грузились мукой в Горьком, на Мельнице, а там грузчики – народ знатный, многие сидели. И угостили они меня чифирком. Да так, что мне с вахты – отдыхать бы надо, а я глаз не могу сомкнуть. Так двое суток и не спал! – рассказывает Быков.
Анна Николаевна тоже трудилась в Затоне, секретарем, инспектором по кадрам. Довелось ей побывать и в плавсоставе, когда их позвал поработать зять Дмитрий – капитан. Сейчас Дмитрий Смородин трудится на теплоходе «Окский». Сын Быковых – Игорь, тоже капитан на аналогичном судне. Так и продолжается речная династия, только уже не на михеевских берегах, а на Волге.
Родители Анны Николаевны, Николай и Екатерина Дружинины, также всю жизнь работали и жили рекой.
Гордится дед Быков своими пятью внучками, которых очень любит и балует. Грибы, ягоды, зимняя рыбалка, – вот нынешняя стихия бывалого речника.
– Я не раскаялся в выборе своей жизненной дороги. Из Затона я никуда не поеду! – подводит черту Александр Павлович
Деревенский уклад
Кроме производства у затонцев были подсобные хозяйства, особенно выручившие речников в голодные перестроечные годы. Только коров было стадо в сорок четыре головы. А сколько было коз. Из мальчишеских воспоминаний картинка. Лето. У берега стоит караван судов и всюду по выгоревшему песчаному плесу, поросшему душистым колоском, пасется «деревянная» скотина.
А капитан П. П. Худяков, о котором упоминалось выше, даже умудрялся держать козу на корме «БТМа». Уж как он тогда договаривался с судоходным инспектором – одному богу известно.
Последнюю корову в Затоне держала тетя Поля Погодина. Корова крепко чудила – что поделаешь, животное стадное. Напротив, в Богородском, замычит стадо, и та в реку – переплывет к своим подруженькам. Смотришь – везут беглянку на пароме № 135 (тогда еще он был – начало-середина 2000-х, водил его «БТ‑26») в родное Михеево. Попасется дома и снова через реку.
Печаль над ветлужской водой
Грустно сегодня на берегу Затона. Вроде бы и солнце летнее, ласковое, и вода в заливе, как парное молоко. Купается в озере Заборном ребятня, но уже не своя – городская. Детей, как теперь говорят, приписных, здесь нет. А был детский сад, куда ходили под сорок детей. Начальная школа.
Зияет огромными глазницами окон столовая. Растерзанная, расписанная изнутри в «лучших» традициях городских заборов. А я смотрю со второго этажа на зарастающий залив, на Ветлугу, которая вот-вот отрежет затонское озеро Ильинское песчаной косой. И думаю, ну как здесь было не работать, а уж обедать с таким видом из окон – это даже не про аппетит.
Посреди песчаного пустыря останки основания будущего затонского клуба, так и не ставшего настоящим. Сразу за ним сгоревший многоквартирный дом, густо поросший зеленкой акаций.
На самом берегу встречает березами на крыше бывший магазин. Когда-то забитый дефицитными товарами, о которых сухопутные могли только мечтать. Кто-то здесь купил себе итальянские сапоги. А кто-то в похмельном порыве разбил авоську с пустой стеклотарой в отместку продавщице, отказавшейся продать очередную бутылочку.
Вот так и встречает Затон Ильинское озеро свой столетний юбилей и День речника. Как умудренный старец – тихо и рассудительно, а может, даже и молча – наблюдает за происходящим на своих берегах.
Гулянья на Затонском яру теперь не бывает.
Иван Замыслов
Фото автора и из архива автора
Начинать Александру Быкову пришлось матросом буксирного флота. Довелось сводить плоты с Вохмы от Маяка с капитаном Иваном Евсеевичем Яковенко. Длительный период Александр Павлович трудился на скоростном пассажирском флоте – «Зарницах» и «Зарях».
Этот материал выходит под рубрикой один день деревни. Однако если бы кто-то назвал Затон имени...
Ушедшее от нас жаркое лето 2021 года принесло много открытий. Особенно много тайн открылось на...
Как ни крути, Воскресенское крупное торговое село на берегах Ветлуги. И казалось бы, на его фоне...
Одной из достопримечательностей воскресенского Поветлужья по праву считается озеро Светлояр. На...
Сколько веков, а может, тысячелетий несет свои воды красавица Ветлуга? По сравнению с этим...
Комменатрии к новости