Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Одно дело, дороги разные

Сельский вестник / Новости

Одно дело, дороги разные

 Старая деревянная ферма с прямоугольными глазницами окон, с торчащей согнутым коленом из левого угла железной трубой, из которой валит дым, как из паровоза. Только этот дым и заставляет нас остановиться у этого двора, значит здесь кто-то есть.
 
Чуть дальше по дороге мертвые руины старой кирпичной фермы с почти полностью обвалившейся крышей, а там, где у ворот она еще осталась, сложены рулоны сена. Кучка рулонов возвышается и у фермы с трубой, которую так оживляет поднимающийся столбом в морозном воздухе дым. Оттуда к нам выходит мужчина средних лет, в рабочем камуфляже, с накинутой на плечи зимней курткой нараспашку. Сергей Рыжаков местный руководитель. Благодаря ему и его супруге здесь в Большом Иевлеве еще есть сельское хозяйство.
– Я сюда впервые пришел более тридцати лет назад, еще был колхоз имени Большакова. И мы преемники – СПК «Большеиевлевский». Я его не покидал. Как работал, так и работаю, только на разных должностях.
Должностей у руководителя фермы с избытком. У нас любят поговорить о важности и трудности работы на земле, только вот брать на себя эти трудности способны лишь единицы.
– Я фактически на двадцати работах: и шофер, и дояр, и скотник, и тракторист, и электрик. Доильных аппаратов у нас два. Десять годов здесь руковожу. Сначала был заведующим фермой годов шесть. Молоко тогда кисло, и его назад отправляли с маслозавода, и я придумал ноу-хау, сам водителем был на пятьдесят третьей. Купили морозилку, морозили лед и в молоко опускали. Приезжал на маслозавод в семь часов, это и спасало, молоко не кисло.
Зима скрывает сельский труд под ветхой крышей видавшей лучшие дни фермы. Здесь зимует все поголовье Рыжаковых – двадцать три коровы, из них восемнадцать дойное стадо, главные производители молока. Из молока супруги Рыжаковы производят практически все: творог, масло сливочное, масло топленое. Вся продукция пользуется хорошим спросом у наших селян.
– Развозим продукцию в Глухово, Елкино, Попово, Черново, Тиханки, Сухоречье, Чистое Болото, Воздвиженское, Большие Отары, в Малое Содомово летом езжу. Староустье, Песочное, Красный Яр, Игнатьево, еще в Безводное заезжаю. Бывает, в деревню к одной бабушке езжу, бензина больше проезжаю, но увезу. Творог продаем по триста рублей за килограмм, масло за восемьсот.

 Пробираясь между большими копнами сена, осматриваем скотный двор. Коровы мерно жуют сухую траву в стойлах, у них довольно чисто, учитывая отсутствие транспортера для уборки навоза. Убирают его вручную на садовой тележке. Постоянных работников в хозяйстве Рыжаковых нет, временные, бывает, выручают, а так со своей фермой Сергей Иванович, по его словам, способен управиться и один.
– Да половину в месяц я вывожу один. Навоз – это самая простая работа. Я, например, за сорок минут вывожу. За час с перекуром можно спокойно вывезти. За навоз работникам я плачу каждый день двести рублей, больше у меня нет. Если некому – сам вывожу. У меня приходят работники, навоз уберут, коров управят, сено раздадут, подоят. И копейка к копейке-то складывается уже не двести рублей, а больше.
Мы застали как раз двух таких добровольных помощников, мужа и жену, в бытовке, где шумно топилась печка-буржуйка, дым от которой привлек нас. Здесь сидело грелось на шкафу сразу четыре кошки самых разных мастей: темно-серая, две трехшерстные и одна рыжая. Еще одна рыже-белая расположилась прямо у самой печки.
– Без кошек, – объясняет Сергей Иванович, – на ферме нельзя: крысы одолеют.
Так что кошки самые постоянные работники большеиевлевского хозяйства. Они в отличие от своих чересчур одомашненных собратьев еще не разучились пить молоко и ради него охраняют коров от зловредных грызунов.

Хотя крысы не самая главная проблема для этой фермы. Расходы на содержание коровника, корма, топливо для техники и прочие ценники прогрызают бюджет хозяйства злее всех крыс в округе.


– Конечно, в минус работаем, а кто скажет, что в плюс работает, тот дурак! Потому сейчас скотину-то и не стал держать никто!

Хозяйство Рыжаковых в долгах. Купили пресс для сена, надеялись на помощь государства и остались с надеждами и кредитом. А коров каждый день нужно кормить: сено, овес. В отдельном каменном строении Сергей Иванович нам показывает зернодробилку. Рыжаковы активно работают, по итогам осени заготовили шестьсот рулонов сена, часть продали, четыреста осталось себе на зиму. Но овес-то и отруби с неба не упадут, и бензин на заправку «жигуленка» для развоза продукции тоже. Единственные кто спасают хозяйство всегда, это деревенские жители, которые приобретают продукцию Рыжаковых. К ним и обращается Сергей Иванович через нашу газету:
– Хочу пожелать им здоровья, успехов в этом уходящем году и в наступающем новом! Вот ради кого мы работаем. Некоторые и коров держат, а берут у меня. Низкий поклон им и благодарность от нас!

В СПК «Большеиевлевский» мы заезжали со специалистом управления сельского хозяйства и с ней же отправляемся на самое крупное агропредприятие района – СПК «Путь к новой жизни».
Морозный яркий четверг, и мы петляем на машине управления сельского хозяйства на хвосте у буханки с тентом. Буханка, маленький грузовик-головастик, перевозит телят в деревню Каменку, в телятник. Семнадцать новоселов работницы фермы по очереди одного за одним подхватывают из кузова из рук главного зоотехника Романа Кравченко и загоняют в двери телятника, чуть приоткрытые, чтобы и холод не запускать, и телят не проворонить. Эти малыши, оторванные от мам-коров, в незнакомом месте сразу пугаются и начинают бегать во все стороны, телятницы ловят их и направляют к весам. Всех, кого привезли, нужно взвесить, этим занята молодой специалист-зоотехник Анна Перова.
– У нас здесь работают хорошие телятницы, а всего конкретно здесь пять человек, из которых один подменный дает выходной кому-то из работников. Постоянно здесь занято четыре человека.


В СПК «Путь к новой жизни» сразу заметны масштабы и размах. Это не одинокая ферма среди заснеженных полей – это фермы, и их несколько 

Они разбросаны по территории так, что это вредит логистике кормления животных. Роман Сергеевич Кравченко как главный зоотехник хозяйства считает это одной из существенных проблем СПК.
– Нужно организовывать все в одном месте, чтобы не ездить по пяти деревням, не кататься. Представляете, сейчас трактора кормят, силос возят, и разбег у них примерно километров двадцать. Он загружает миксер в Пигалеве, везет в Каменку, это километров восемь-девять хода ему сюда-обратно. Если бы фермы были все вместе, был бы и на дизтопливо меньший расход, и на все остальные транспортные. А так кормление растягивается почти на весь день часов до трех – до четырех.
Конечно, проблемных мест в СПК много – старые дворы, кадровый голод, но вопреки этим проблемам сельское хозяйство в этом уголке нашего округа живет и развивается. Здесь думают о будущем и работают над настоящим. Рядом с телятником в Каменке возвышается новый скотный двор, построенный в шестнадцатом году – высокий, каркасного типа, закрытый профнастилом. Животноводы СПК думают о племенном развитии своего стада, а не сводят концы с концами, но хватит заготовленных кормов или нет, пока неизвестно. Если не хватит, будут подкупать, животных здесь любят и ценят.

Сергей МАРЦЕВ

Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: