Воскресенская жизнь » Аты-Баты » Горнило войны

Аты-Баты / Новости

Горнило войны

 Прошло 77 лет со дня Великой Победы над фашистской Германией, когда в логове врага стихли бои и агрессор с идеологией порабощения народов получил по заслугам…

Что может написать о войне наше поколение – те, кто родился после Победы? Мы не жили во время войны, но мы помним послевоенные годы, когда было еще много фронтовиков и много информации о войне из кино. Особенно в 50-е, когда консультировали сценаристов те, кто сам прошел сквозь горнило войны и испытал все тяготы ада… Поэтому фильмы того времени были более достоверными, они реально отражали героизм как фронта, так и тыла. И все же наши воспоминания о людях, которые знали, что такое окопы, которые хаживали в бой и были участниками незаурядных эпизодов той страшной эпопеи, тоже внесут свой вклад в реальность событий.
Вот и моя память сохранила немало такого. В нашей деревне было много фронтовиков, которых пощадило военное лихо. Помню и Героя Советского Союза, награжденного за форсирование Днепра. Окопавшись на плацдарме, они вступили в бой с фашистами, которые пытались уничтожить десант.

Погибли все, кроме нашего односельчанина. Он решил отстреливаться до последнего патрона, и, к счастью, вовремя подоспела подмога – враг был отброшен 

Видно, судьба была такая у нашего героя выстоять там, на плацдарме. А умер он глупо: зимой в сильный мороз ехал в санях пьяный и просто замерз…

Прошло много времени, и уже в 70-х на заводе посчастливилось мне работать с фронтовиками. Особенно запомнились рассказы моториста, которого в шутку называли Петр-Иван, – фронтовика, возившего на «эмке» командира дивизии.
Шли бои за освобождение Польши, в которых принимало участие и так называемое Войско польское. Пехота должна была взаимодействовать с танками, то есть не отставать, особенно в уличных боях. Танки шли уже по городу, но пехота отстала, и наш Петр-Иван повез на передовую командира дивизии. Пехотинцы Войска польского, когда надо было быть в бою, залегли, выжидая непонятно какого приказа.

Командующий нашел большую палку, благо попалась под руку, и стал охаживать «вояк», вспоминая все «прелести» русского языка. А после воспитательных мер стал спрашивать, где запасные диски к автомату, на что перепуганные воины отвечали: «Тяжко, пани, было, тяжко…» 

И как тут не вспомнить фильм «Четыре танкиста и собака», не говоря уже об одном современном фильме, где майор называет дебилом подчиненного. По тем же рассказам вернувшихся живыми из пекла, этот майор был бы жив до первого боя… война все спишет. Были случаи куда серьезней, фронтовые законы жестоки.
Видавший виды Петр-Иван поведал и такое, что вряд ли покажут в кино. Самодуров хватало и на войне… Через очередную водную преграду была наведена понтонная переправа, на которой стояла одинокая полуторка, шофер не мог завести двигатель. Подъехал к нему, тоже на «эмке», генерал, за рулем он был сам. Стал кричать на шофера полуторки, чтобы тот убрал машину, и не важно, каким способом. Дошло до того, что достал пистолет и выстрелил в солдата, тут же приказав стоявшим на берегу танкистам столкнуть полуторку в воду. Путь был свободен. Все это наблюдали артиллеристы, которые стояли на другом берегу. Не суждено было генералу уехать далеко: снаряд попал прямо в цель…

Не забывали в разговорах о войне и про американскую тушенку, которую бойцы называли «вторым фронтом», и про наркомовские сто грамм, и про фронтовые слухи о маршале Жукове, который предлагал гнать американцев до Ламанша. Этого ему не позволили, но все же продемонстрировали, что такое Красная армия, когда несколько десятков километров гнали американцев.

Мне и самому довелось слышать отголоски лихолетья, когда бывший командир роты, контуженный на фронте, по пьянке кричал: «Рота, равняйсь, смирно! Вперед за Сталина, за Родину!» Это повторялось и повторялось… 

И не было ни одного случая на моей памяти, чтобы фронтовики смотрели свысока на наше поколение. Только и скажут: «Не дай вам бог того, что мы испытали»… Они не купались в фонтанах и не били тару из-под водки, хотя их психика пострадала куда серьезней.
Стоит только добавить рассказ знакомого фронтовика, который повидал ад, остался живым в бою, но не мог выйти с поля боя. Кругом лежали погибшие, была жара, враг не давал головы поднять, так и пролежал сутки…

Давно отгремели бои той страшной войны, но мы, живущие, просто обязаны помнить тех, кто ценой своей жизни подарил жизнь нам! И когда порой слышишь, что День Победы не стоит и праздновать, мы и так помним, хочется ответить: здесь не должно быть чувства обыденности или привыкания. Что бы там ни говорили, мы просто обязаны пройтись в парке Победы, пускай даже с молчанием, без громких речей, но почтить героев войны, иначе их не назовешь, потому как все, кто был в том горниле, уже герои! Не важно, награжденные или без наград, это наши защитники, которые спасли мир от коричневой чумы!
Позвольте от всей души, искренне поздравить с Днем Великой Победы всех ветеранов, всех жителей нашего района, как и весь многонациональный народ нашей Родины!

Что могут написать о войне  те, кто родился после Победы? Мы не жили во время войны, но мы помним послевоенные годы, когда было еще много фронтовиков. Наши воспоминания о них тоже внесут свой вклад в реальность событий.
В нашей деревне было много фронтовиков, которых пощадило военное лихо. Помню и Героя Советского Союза, награжденного за форсирование Днепра. Окопавшись на плацдарме, они вступили в бой с фашистами, которые пытались уничтожить десант...

Владимир УМРИХИН

Фото: интернет

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: