Воскресенская жизнь » Светоч » Здесь прожито и понято немало...

Светоч

Здесь прожито и понято немало...

   Владимирской школе исполнилось 135 лет. Давайте пройдем по ее коридорам и заглянем через историю этой школы в вехи истории образования в нашей стране.
   Из отчета Нижегородской земской управы за 1883 год: «В 1882 году в с. Владимирском открылось Земское училище на 3,7 тысячи жителей Владимирской волости. Открытие училища и постройка здания принадлежат попечителю Никифору Осиповичу Шагину (с помощью земства 500 рублей), который израсходовал на училище 1000 рублей. Место для постройки уступил Евграф Титович Мигунов. Учителем работает со дня открытия Сергей Семенович Потоцкий».*
   Какой же была Владимирская школа в конце XIX века? Это было одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения – самый распространенный тип начального учебного заведения России с конца 1870-х годов по 1917 год. Они стали повсеместно появляться в сельской местности после учреждения земств в 1864 году.
   Школы представляли собой учебные заведения с трехлетним курсом, где дети всех трех лет обучения (разделенные на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В классе обучались одновременно 50–60 человек, обычно дети обоих полов в возрасте 8–12 лет без ограничения по сословиям и вероисповеданиям.
   Педагогическая техника занятий в одном классе была весьма тонкой. Учитель в сложном порядке давал одному отделению письменную задачу, затем объяснял следующему новый материал, после чего повторял материал с третьим, и так многократно переходил от одного отделения к другому по ходу урока.
   Учебный курс одноклассного народного училища с трехлетней продолжительностью обучения не имел целью дать учащимся ничего, кроме элементарной грамотности.
   Положение 1874 года предписывало обязательное обучение только трем предметам: Закон Божий и Священное Писание; чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо; первые четыре действия арифметики.
   Учеба занимала шесть дней в неделю, каждый день было четыре-пять часовых уроков с пяти- и десятиминутными переменами между ними и часовым обеденным перерывом.
   Учебный год в земской школе продолжался, как правило, с 1 октября по 1 мая, около месяца приходилось на Святки, Страстную и Святую недели. Таким образом, реальная продолжительность учебы была не более шести месяцев, поэтому земскую школу иногда иронически называли трехзимней.
   Основной причиной короткого учебного года считалась занятость крестьянских детей: родители могли себе позволить отпустить их в школу только в зимнюю половину года, когда не было сельскохозяйственных работ. Дети, как правило, не имели возможности заниматься дома: тесные и темные крестьянские избы мало подходили для этого, поэтому домашних заданий не было.
   Большинство наблюдателей признавало обучение весьма эффективным. Дети выражали живой интерес к учебе, были привязаны к школе и учителю, хорошо усваивали учебный материал.
   Вот как описывает Владимирскую школу конца XIX века уроженец нашего села, писатель С. В. Афоньшин: «Первая школа в Люндах была построена позднее церкви на целый век. В восьмидесятых годах в ней учился мой отец и его сверстники. А учил их человек из народников – Сергей Семенович Потоцкий. На его могиле среди кладбища при церкви долго стоял белый деревянный памятничек с надписью: ‘‘Доброму учителю благодарные ученики’’».
   В 1905 году земствам разрешили открывать двухклассные школы, постепенно распространился тип школы с четырехлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями – двухкомплектная школа.
   Новая земская школа с 4–5-летним курсом обучения по расширенной программе открылась в 1907 году. И вновь заглянем в строки С. В. Афоньшина: «Управившись с сенокосом, жатвой и молотьбой, братья Владимировы и другие успели взять подряд на оконные рамы и двери для Владимирской земской школы. Она была только что построена и ждала окончательной отделки внутри… С просторными классами, высокими окнами, двухэтажным прирубом и флигелем для учительских квартир».
   Школа имела столовую, скотный двор, слесарную мастерскую, библиотеку, огород.
   В 1915 году во Владимирской волости было кроме Владимирской еще пять школ: в Лобачах – учителя Александр Иванович и Софья Ивановна Рословы; в Пузееве (Пузельское) – законоучитель Константин Яковлевич Юшков, учитель А. О. Смирнова; в Шадрине – законоучитель дьякон К. Я. Юшков, учителя Анна Алексеевна Курмышева, А. Прохорова; в Шишенине – законоучитель дьякон К. Я. Юшков, учитель Нина Александровна Кажецкая; в Шурговаше – законоучитель дьякон К. Я. Юшков, учитель И. Полетаев).
   В 1916 году во Владимирской школе работало пять учителей.

Наталья АБЛЯСОВА,
научный сотрудник музея «Китеж»
Фото предоставлено автором

* До его открытия в селе, по-видимому, была церковно-приходская школа. Так уроженец Владимирского Терентий Мигунов пишет: «…кроме того, я в зимнее время должен был быть учителем в сельской школе вместе со священником…» 1858 г.

Окончание следует

Здесь прожито и понято немало...

Здесь прожито и понято немало...

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: