Воскресенская жизнь » Победители » Первые

Победители

Первые

Никогда и ни у кого я столько не видела. В обоих ящиках трюмо вплотную альбомы, альбомы. Старые, толстого картона фотоальбомы с сотнями фотографий. Черно-белыми отпечатками яркой жизни семьи Горшковых. Анатолия Михайловича и Надежды Ивановны.

Молодой парень с большими черными глазами и девушка в нарядном платье чему-то смеются. Молодости, наверное, счастью.
Они познакомились в начале пятидесятых. Он – выпускник воскресенской школы, студент пединститута, проходил практику в успенском пионерлагере. Она – девчонка с Украины, молоденькая фельдшерица, работала тогда старшей пионервожатой. В Бутурлино, куда в 53-м учителя физкультуры Анатолия Михайловича отправили по распределению, они поехали уже вместе.
– Расскажи, как нас в Бутурлино приветливо встретили, – то ли шутит, то ли нет, и не поймешь, Надежда Ивановна. Самое последнее, что я ожидала услышать: в них стреляли.
– Пуля просвистела прямо вот тут. – Надежда Ивановна показывает рукой у самого виска. Откуда выстрелили, они сразу поняли. Анатолий Михайлович кинулся в ту сторону, но стрелок дал деру и скрылся в доме директора школы. Это был его сын. Семиклассник выпросил у военрука ружье и решил пострелять. Как откажешь: сын директора. Спустили все на тормозах.
Между тем в Бутурлино Горшковым нравилось.
– И в Бутурлино, и в Воскресенском он был первым учителем физкультуры с высшим образованием, –говорит Надежда Ивановна. Не удивительно, что знавшего свое дело на пять учителя ни директор, ни завроно отпускать не хотели. И когда в 56-м он решил переезжать поближе к родителям в Воскресенское, «пришлось канителиться». Уже и запрос из Воскресенского пришел, а завроно ни в какую: «Поеду в дом отдыха, а потом решу, отпускать тебя или нет». Отпустил.

В руках аккордеон не случайно. Анатолий Михайлович с детства научился играть. Гармошка, хромка, баян. Сначала родственники давали играть. А потом сам купил аккордеон.
– Уроки физкультуры проводили под музыку, – рассказывает Анатолий Михайлович. – Глазунов командовал, а я играл. Лучше же под музыку заниматься, веселее.
Однажды поехал в Горький на семинар, на собрание физруков, менялись опытом. Зашла речь о базе. «У меня две пары лыж», – говорит один. «У меня семь пар лыж». «У меня ничего». Я встал и говорю: «У меня двести пар лыж, и сто пар поставлено на ботинки». В зале закричали: «Врешь!»
Директором тогда у нас был Казаков, давал денег, не жалел. Я сам ездил, все покупал. И снаряды были все, и лыжи, и ботинки. Но не сразу. Многое тогда учителям нужно было делать впервые.
– Надо было вновь создавать всякие кружки. Волейбол, гимнастика, хоккей. И в Горький с командой ездил. Четверо физруков тогда работали в школе, ставка была 18 уроков в неделю, но 24часа всегда было, а то и до 30 доходило: классов много. Да чем больше, тем лучше: с удовольствием занимаются ребятишки.
Потом стали подходить уже наши ученики, которые тоже становились учителями: Валентина Александровна Шагина (Офицерова), Лев Владимирович Крашенинников...

На обратной стороне снимка – «Ура! Придумала!». И на лице написано то же. Из ежедневных вопросов и ответов – не только ученикам, но и, главное, самому себе – и состоит труд учителя.
Наверное, не все ученики знали, что их Надежда Ивановна была сначала медиком. Окончила фельдшерско-акушерскую школу и работала фельдшером в медпункте в Щербачихе.
– Почему поступила на учителя истории? Мне нужно было учиться дальше, но заочного обучения на медика нет. Кончила университет Лобачевского и сначала совмещала в школе работу и медика, и учителя. Так что влиться мне было легко.
Санитарное дело преподавала. Тогда проводились соревнования по санитарному делу, и я готовила группу. В районе первые места с группой занимали.
Язык привязан хорошо, и работа учителя мне нравилась. Когда я говорила, ребята с открытым ртом сидели. Тишина была полнейшая. Они сами говорили: тихо, а то не будет Надежда Ивановна рассказывать интересное.
Закончив опрос и новую тему, Надежда Ивановна вознаграждала учеников за дисциплину и, если урок прошел хорошо, рассказывала интересную историю, переходя на артистический тон и говоря голосами героев.
Один свой класс, как раз тот, где училась и их дочь, они свозили в Москву, первые в школе. Четыре дня они гуляли по Москве, а жили за городом на даче у брата Анатолия Михайловича. Штирлицем с Ветлуги называют сейчас Н. М. Горшкова, советского разведчика.
– Приехали мы туда, двадцать пять учеников и мы вдвоем, – вспоминает Надежда Ивановна, – а соседи кричат: «Николай Михайлович! Что это? Столько народу к вам!» А он им отвечает с гордостью: «Это мои земляки!»

На сцене двое, к ним прикованы все взгляды. Грим, свет, мизансцена – зритель не замечает, как подогнаны все детали, зритель видит, как живут на сцене два человека.
Со спектаклями артисты драмколлектива, а затем и народного театра Анатолий Михайлович и Надежда Ивановна объездили весь район, все села и деревни, где были ДК и клубы. Покоряли и другие районы: Семенов, Красные Баки, Урень, Ветлугу. Может, у кого-то до сих пор хранятся на старых советских открытках их автографы.
– Труппа была большая. Юрий Константинович Зимин сам нас нашел. Когда? А сразу же в 56-м и загрябал, когда мы приехали в Воскресенское.
Репетиции проходили сначала в старом народном доме, а потом в ДК, где церковь была. Больше классиков ставили. После Зимина был Ульянов, тоже хороший режиссер, практикант из Москвы.
– Владимир, – подсказывает Надежда Ивановна. – Он еще гордился, что его звали Владимир Ульянов.
– Да, точно, – продолжает Анатолий Михайлович. – Не очень долго, правда, он работал, год-полтора.
Вскоре нашему драмколлективу присвоили звание народного театра. Для этого мы показывали спектакли в Горьком: «Егор Булычов и другие», «Машенька», «Слушайте, товарищи потомки». Такие афиши против драмтеатра вешали – будь здоров. И наши крупные фотографии на афишах.
– Воскресенцы, которые жили в Горьком, приходили на спектакли и говорили: это наши, воскресенцы. – Надежда Ивановна только изредка вступает в разговор. – На спектаклях всегда было полно народу, нас любили, мы чувствовали, что нужны.
– Театр был тогда самым большим развлечением, и залы никогда не пустовали. Встречали нас хорошо. Однажды произошел такой курьез. Мне по роли нужно было в немца стрелять. Мизансцена такая: он сидит за столом, окно открывается, я просовываю руку с пистолетом и стреляю. Пистолет лежал на полу, но я то ли растерялся, то ли что – забыл про него. Просовываю в это окно руку и из пальца стреляю. В это время раздается звук выстрела: за сценой Приклонский бьет из ружья. Смеялись.
Где были клубы – всё объездили. Бурную жизнь прожили.
Надежда Ивановна чуть раньше сошла со сцены, Анатолий Михайлович – в начале восьмидесятых, посвятив театру почти тридцать лет. Директор ЦКД Н. Н. Шапкина руководит народным театром с 1983 года. Она вспоминает:
– С Анатолием Михайловичем Горшковым было очень уютно, комфортно на сцене. Я чувствовала, что работаю рядом с мэтром. Настолько был правдоподобен, что, как по Станиславскому, в его работах была правда жизни. А после они с Надеждой Ивановной стали приходить на каждый спектакль, не оставляли театр.

Два Учителя. Они прожили бурную, яркую жизнь рядом с нами и множество на сцене. Показывая своим примером: сделать то, что никто до тебя не делал, не так уж и страшно, особенно если взяться за это не в одиночку, а с тем, на кого всегда можно положиться.

И. ТУМАНОВА
Фото из семейного архива
Первые

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: