Воскресенская жизнь » Победители » Речники Ветлуги на трудовом и боевом фронтах

Победители / Новости

Речники Ветлуги на трудовом и боевом фронтах

 К началу 40-х годов прошлого века на Ветлуге начала налаживаться хозяйственная деятельность по эксплуатации реки как транспортной артерии. Трудились путейцы, активно развивалось Ветлужское Агентство ВВРП. Судоверфь им. Михеева оформляется как крупное и стратегическое предприятие ветлужского края на воскресенской земле.
Количество работающих возрастает, улучшаются условия труда и быта, растет производительность, отмечаются экономические успехи. А главное – некогда глухие края связываются «ниткой» реки, силами работающих на ней речников в целую транспортно-хозяйственную систему, за которой будущее. …Но 22 июня 1941 г. без объявления войны фашистские захватчики вторглись на территорию Советского Союза. Страна, предприятия, советские граждане – все силы с первого и до последнего дня войны работали на Победу. По воспоминаниям Николая Ивановича Ручина из с. Богородского, на Судоверфи им. Михеева и на всех пристанях состоялись митинги. Выступавшие на них работники плавающего и берегового состава высказали свою преданность Родине и клялись для победы над врагом приложить все силы, чтобы выполнить и перевыполнить планы, а если потребуется – идти защищать Родину, не жалея жизни. 
 В первые же дни войны ушли на фронт работники реки Ветлуги: К. П. Надежин, Н. И. Горячев, В. И. Липин, В. В. Батанов, А. В. Батанов, Н. А. Тюкин, П. И. Жильцов, А. И. Малков, Н. И. Симанов, К. И. Булыков, А. А. Деулин, Н. П. Кротов, П. Д. Цапаев, В. П. Лобачев, М. Г. Надежин, П. М. Сухарев, Н. С. Якимов, М. Ф. Шипанов и многие другие.
Мобилизация рабочих и служащих Судоверфи им. Михеева и Ветлужского речного Агентства в Красную Армию продолжалась и в дальнейшем. Кадров катастрофически не хватало. Для сохранения ключевых работников на предприятии вводилась «бронь».
В сентябре 1941 года в затоне трудится всего 180 человек при 418 табельных номерах…многие уже ушли на фронт. В то время как в довоенном 1940 году работало 686 человек, то есть в три раза больше, чем до мобилизации. На одного работающего ложилась нагрузка как минимум в два-три раза большая, чем до войны.
Судоверфь в военные годы включает в себя несколько подразделений. Судоплотничный цех возглавляет Николай Фастович Бушуев, механическим цехом руководит Анатолий Григорьевич Мольков, а мастером работает Василий Васильевич Петухов. Лесозаводом командуют Иван Николаевич Храмов и С. И. Сухарев. Главным инженером верфи  работает Григорий Андреевич Гусев. Нелегкую ношу – бремя руководства судоверфью в эти годы нес Николай Иванович Щербаков. На долю директора выпало решение сложных задач по выполнению оборонного заказа, тяжелые кадровые условия, нехватка продовольствия и поддержание дисциплины.
В цехах и производственных зданиях вводится светомаскировка. В качестве маскирующих материалов использовали в частности и деревья хвойных пород. Вся территория судоверфи была одной большой производственной площадкой, работы велись в цехах, в клубе поселка речников, много работы велось на открытом воздухе. Часть рабочих Судоверфи была мобилизована на укрепление оборонительных рубежей г. Горького. Были случаи, когда некоторые рабочие, в частности женщины, не выдержав тягот, дезертировали с выполнения этих трудоемких работ.
Для обозначения начала и окончания рабочего времени механиком Н. Ф. Рыбаковым подается паровой свисток котлом лесозавода. За случаи начала работы позже свистка, уход на обед раньше установленного времени, опоздания с обеда, уход с работы до окончания рабочего дня применялись жесткие меры вплоть до отдания под суд.
Возможности освещать производственную территорию полностью не было – вырабатываемой электроэнергии не хватало. Силовая станция, работавшая от котла локомобиля, выдавала мощность только 100 кВт.
Бытовые условия рабочих Судоверфи им. Михеева в годы войны были очень тяжелыми. Речники из окрестных деревень имели собственное жилье. В Затоне же на тот момент индивидуальных жилых домов не было. Часть рабочих жили в общежитиях, кто-то квартировал в соседних деревнях по берегам Ветлуги. Места не хватало. Были случаи, когда комнаты в 30 м2 разделялись пополам тесовой перегородкой. В каждой половине с одним окном, разделенным надвое, жила семья из 3–5 человек. Имущество хранилось в сараях, построенных за общежитиями. Там же содержался и личный скот работников.
Руководство уделяло большое внимание поддержанию боевого духа работающих. Поскольку помещение клуба также выполняло функцию производственного цеха, вся культурно-пропагандистская деятельность развернулась в столовой. Здесь были и сама столовая, и клуб, и красный уголок с библиотекой. Мероприятия посещали не только работники судоверфи, но и жители близлежащих деревень. У месткома был свой звуковой узкопленочный киноаппарат – показывали кинофильмы! Из-за большого количества зрителей устраивали по два сеанса.
Важнейшей задачей речников-судостроителей было выполнение работ по специальному военному заказу. Наиболее значимым было строительство деревянных мостовых парков (ДМП), используемых инженерными войсками в качестве переправ при форсировании водных преград. ДМП предназначались для наведения паромных и мостовых переправ грузоподъемностью 16, 30 и 50 т. Понтоны парка изготавливались из досок или фанеры и простейших металлических поковок.
Другим направлением оборонного заказа было производство лодок-волокуш. Они использовались на фронте как средство транспортировки раненых, а также – по прямому назначению – для переправы через водные объекты.
Для производства готовых изделий использовались преимущественно собственные материалы. Однако, ряд материалов и деталей завозились из фондов ЦУДСа через г. Горький. В навигационный период сообщение было водным – на баржах, а зимой доставка необходимого груза осложнялась. Приходилось пользоваться гужевым транспортом. Лошади туда и обратно до Горького едва управлялись за неделю.
Особо ценные для нужд деревянного судостроения длинномерные древесные копани (нижняя часть ствола хвойного дерева, выкопанная вместе с частью главного корня, перпендикулярного к стволу) стояли на особом учете. Как поэзия сегодня звучит объяснение мастера судоцеха В. П. Надежина о том, почему длинномерная копань была разрезана: «Тринадцатиметровая копань, предназначенная для воротового пояса, была серповитая в две стороны. Ставить ее нельзя. Бригада Миронова поставила на воротовой пояс – угловой».
С 11 марта 1942 г. возобновляется работа номерной витрины. Каждому рабочему выдается свой номер, который он при приходе на работу обязан повесить на специальную витрину, а по уходу – забрать. Следит за этим табельщица Анна Кузьминична Денисова. Витрина открыта с 6:30 до 8:00 и закрыта до 21:00. Лишь в исключительных случаях допускалось открытие номерной витрины в рабочее время и только по письменному раз решению начальников цехов.
 Вводится строгий пропускной режим. Каждому рабочему выдаются форменные пропуска с вклеенной фотографией. Контроль за пропускным режимом осуществляется на вахтенном посту № 1, располагающемся у проходной верфи.
В навигацию 1942 г. в Затоне им. Михеева на воду спускаются газоходы «В‑15», «В‑33», «В‑35», «В‑42», «В‑46», «В‑55», «В‑52», «В‑50», «В‑60», «В‑61».
Рама лесозавода работает и в ночное время – идет распиловка круглого леса для нужд военного заказа. Выходные дни объявляются рабочими для всех сотрудников Судоверфи.
В июле 1942 г. на воду спускается понтон № 66, изготовленный по военному заказу. За недостатками в выполнении правительственного заказа следил инспектор ОТК Григорий Сергеевич Пшеницын. Благодаря его твердости и строгости в исполнении возложенных обязанностей готовые к сдаче изделия отвечали высоким требованиям. Военный представитель давал хорошую оценку заказам, принимаемым армией с Судоверфи им. Михеева.
В августе 1942 г. в помощь на завод им. Карла Маркса в г. Бор из Затона им. Михеева командируются бригады плотников (бригадир Алексей Иванович Надежин) и конопатчиков (бригадир Антонина Григорьевна Гусева). Вот такая была взаимопомощь речников-ветлужан волгарям.
17 июля 1942 г. начинается одно из ключевых сражений Второй мировой войны – Сталинградская битва. Наши речники внесли свой вклад в общую победу в этом затяжном бою. Восемь ветлужских газоходов были отправлены в район Сталинграда для выполнения вспомогательных работ. Газоходы стали минными тральщиками, обеспечивая функционирование переправы, выполняли задачи по перевозке бойцов Красной Армии и раненых в ходе боев, перевозили различные грузы для нужд фронта. Павел Васильевич Бизяев, уроженец д. Задворка, ветлужский речник, участвовавший в Сталинградской битве на своем газоходе, вспоминал, что обратно возвращался домой на перекладных и пешком. Судно погибло в боях… 
 Приведем имена речников, сражавшихся под Сталинградом: Николай Иванович Кадыков, Константин Яковлевич Лунин, Степан Яковлевич Мыров, Ольга Андреевна Привалова, Геннадий Александрович Аписов, Антонина Николаевна Аписова, Мария Андреевна Колотушкина, Сергей Горшков, Андрей Осипович Мыров. 
Многие из них в мирное время продолжили работу на реке. Николай Иванович Кадыков работал капитаном газохода В‑46. До середины 70-х годов в Ветлужском эксплоучастке ВОРПа работали участники битвы на Волге – А. С. Будруев, Б. Н. Дементьев, П. Д. Цапаев.
Работает школа ФЗО, которой руководит Николай Иванович Ручин. Николай Иванович, всю свою жизнь отдал Затону им. И. В. Михеева, проработав здесь на разных инженерных должностях, перед выходом на пенсию трудясь экономистом. При этом был рабкором газеты «Колхозная Победа».
С 26 мая 1943 г. для рабочих, окончивших школу ФЗО и достигших 16-летнего возраста вводится 10-часовой рабочий день. Ребята включаются в работу по скорейшему выполнению оборонных заказов №№ : 231, 243 и 244. Вчерашние дети стали полноценными бойцами трудового фронта работая для общего дела – Великой Победы!
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1943 г. весь водный транспорт в стране переводится на военное положение.
Для обеспечения продовольствием работает ОРС судоверфи. После жатвы зерновых, убираются корнеплоды и картофель. Идет обмолот гороха. Работа ведется в Богородском сельсовете, в полях которого и располагалось подсобное хозяйство. На берегу озера Заборное в 1943 году строится овощехранилище.
Организуется пошивочная и сапожная мастерская для рабочих. Такие перемены были просто необходимы – многие из работников верфи и членов их семей испытывали острую потребность в одежде и обуви – даже сами плели себе лапти. Портняжными работами стал заниматься Андрей Иванович Ситнов, спецодежду для работников шил Семен Семенович Смирнов из Воскресенское.
Массовое скопление рабочих требовало соблюдения санитарно-гигиенических мер. Работает баржа-санпропускник. Дезинфектором на дезокамере работает Владимир Михайлович Купцов. В санитарных же целях работает баня, в которой трудятся в основном женщины-банщицы и кочегары.
 В марте 1944 г. на судоверфь принимают механика автомашины Алексея Михайловича Иваненкова. Любопытно, что опыта работы с автомобильной техникой было на тот период очень мало. В тексте приказа написано: «…принять временно в г. Горьком для ремонта с причалкой (позднее исправлено – доставкой) машины на верфь им. Михеева с месячным окладом 500 руб. и зачислить на довольствие». На полученном «ГАЗ‑42» была смонтирована газогенераторная установка с обращенным процессом газификации.
Через реку работает лодочный перевоз, за который отвечает Павел Григорьевич Мясоедов.
Начинается навигация 1944 г. Все оживает, грохочет, шевелится. Время еще военное, но настроение приподнятое, боевое. Речники Ветлуги готовы к трудовым подвигам в тылу. 19 апреля 1944 г. капитаны пароходов «Ветлужанин», «Ветлуга» и газохода «В‑61» приступают к наливу воды, подъемке паров и опробованию механизмов. Корпуса газоходов были деревянными, как и у большинства барж – дощаников. Металлическими были только два-три баркаса. Дощаников же было более пятидесяти.
Газоход «В‑20» и дощаники «01» и «02» используются судоверфью как служебно-вспомогательные суда. В связи с большим пассажиропотоком на перевозке пассажиров была задействована несамоходная баржа, буксируемая газоходом.
В конце 1944 г. начинают возвращаться с фронта работники, мобилизованные в Красную Армию. По мере освобождения территории Советского Союза от немецкой оккупации работающие на Судоверфи им. Михеева эвакуированные возвращаются домой. Так, 18 ноября 1944 г. техник по нормированию Валентина Алексеевна Храмова увольняется с судоверфи и отправляется по месту прежнего места жительства. До Дня Победы еще около полугода, но уже чувствуется уверенность фронта и тыла в разгроме захватчиков. На производстве появляется возможность сделать рабочий режим более свободным. 6 ноября 1944 г. приказом № 120 Н. И. Щербаков объявляет 7 ноября 1944 г. – 27-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции – выходным днем для всех рабочих и служащих берегового состава. К этому нерабочему дню добавляются два дня отгулов за проработанные выходные дни. У рабочих судоверфи появляются первые за всю войну праздничные выходные. Дежурит лишь механик силовой станции Н. Ф. Рыбаков и несколько рабочих с целью освещения территории верфи до двух часов ночи.
 К навигации 1945 г., к радостным событиям по подъёмке паров на пароходах, спуску судов на воду, пришла главная и самая важная новость за прошедшие четыре военных года. – 9 мая 1945 г. была Победа! Героические успехи работы Судоверфи им. Михеева были бы невозможны, если бы не строгая трудовая военная дисциплина и самоотверженность речников поселка им. Михеева. Удалось освоить не только простые слесарные и кузнечные операции в судоремонте, а также литейные, сварочные, медно-трубные работы, работы с жестью, медью и другими материалами.
Неслучайно, что еще 16 сентября 1943 г. Николай Иванович Щербаков был вызван г. Горький для получения заслуженной награды – ордена «Знак Почета»!
Помимо собственных задач верфи, оборонного заказа, на судоверфь обращались и другие организации за помощью в сложных механико-технологических работах. На тот период Судоверфь им. Михеева была для Поветлужья передовиком в экономическом, производственном и промышленном плане. 
Н. И. Ручин приводит имена ветлужских речников, работавших в военное время. Это капитаны – В. Н. Петухов, М. П. Зубков, А. В. Копров, А. И. Голованов, Ф. А. Штанов, П. П. Туманов, Н. И. Кадыков, В. И. Сорокин, В. А. Федулов, М. А. Углов, Г. Н. Попрухин, Ф. Г. Храмов. Механики – С. Я. Мыров, Н. Н. Еремин, Н. В. Николаев, В. Г. Веселков, В. П. Ленкин, А. Е. Халезов, П. В. Бизяев, Г. А. Аписов, А. И. Мыров. Шкипера – Н. И. Созонов, Н.А. Купцов, В. А. Клюкин, А. Н. Полетаев, В. С. Каширин, В. В. Чиркин, И. В. Малков, А. И. Лапшин, П. Е. Калинин, В. Г. Карышев, П. И. Бинцев и другие. 
Многие из работников Судоверфи им. Михеева были награждены медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». В поселке им. Михеева на улице Комарова, на высоком месте, увенчанный Красной Звездой, стоит памятник воинам, сложившим свои головы на полях Великой Отечественной войны. Тридцать девять речников-михеевцев не вернулись домой. 
Приведем их имена: С. С. Белянин, В. В. Батанов, А. И. Бушуев, Н. Г. Веселков, Н. И. Горячев, А. А. Деулин, П. И. Жильцов, Н. П. Голованов, В. А. Грошев, Н. П. Клюкин, Н. С. Клюкин, М. С. Копров, Н. П. Кротов, А. А. Легошин, В. И. Липин, В. Я. Лунин, В. П. Лобачев, В. М. Мясников, Н. И. Мартынов, В. М. Матвеев, Л. В. Малов, М. Г. Надежин, К. П. Надежин, В. И. Надежин, Н. И. Пайков, И. Г. Попов, Б. И. Рыжов, Н. В. Ручин, А. И. Рыбаков, Н. П. Симанов, Н. И. Симанов, В. Ф. Тюкин, Н. А. Тюкин, П. Е. Штанов, М. Ф. Шипанов, А. Н. Щербаков, М. С. Щелоков, Н. С. Якимов.
Сегодня картина иная. Памятник, конечно, на месте. Но вот имен отдавших свои жизни за великую Победу советского народа теперь здесь нет. Добротные щиты с их именами были установлены, чтобы память жила в наших сердцах, направляла нас. Чтобы и в нашей жизни всегда было место подвигу – боевому, трудовому, человеческому! В лихие времена именные таблицы куда-то исчезли.
С грустью об этом думал я  у памятника. Об этом же думали и плотно стоящие березы, липы да осины, обхватившие его со всех сторон.
… А в далеком мае 1945 года, зная подвиге нашего народа в борьбе с фашизмом, о невосполнимых потерях среди населения, среди своих родных и близких людей, речники Ветлуги начали строить новую – мирную жизнь.

Приказом № 76 по Судоверфи от 25 июня 1942 г. устанавливается 14-часовой рабочий день: «Выполняя указания т. Сталина в Первомайском приказе, давать Фронту больше продукции для разгрома немецких оккупантов, реализуя приказ Наркома Речного Флота о быстрейшем и качественном выполнении военных заказов, удовлетворить просьбу рабочих цеховых собраний о переходе на 14-часовой рабочий день на период окончания строительства второго парка ДМП». Начало рабочего дня устанавливается в 7:00, а окончание в 23:00, обедов два – первый – с 12:00 до 13:00 и второй – с 18:00 до 19:00.

25 мая 1944 г. категорически запрещается въезд в затон, езда и катание на лодках по акватории верфи без специальных на то пропусков. Рабочим и служащим верфи, имеющим собственные лодки, предписывается причаливать в районе поселка ниже изгороди верфи. Контроль за выполнением этого приказа возлагается на начальника ВОХР Я. В. Лунина и караванного капитана А. М. Сухарева, лично получивших инструктивные указания у директора Судоверфи 
Н. И. Щербакова. Сегодня сложно сказать, что происходило в этот день в Михеева в далеком 1944 г. – Это предмет для поиска ответа, возможность более детального изучения военной истории Судоверфи им. И. В. Михеева.

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото из архива автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: