Воскресенская жизнь » Аты-Баты » Кривые параллели,или Почему сегодня сталь не закаляется

Аты-Баты

Кривые параллели,или Почему сегодня сталь не закаляется

   Какое же это счастье, что в пору нашего детства не было гаджетов. Зато были всевозможные уличные игры и книги. Они проходили по жизни, как люди. Разные. Какие-то растворились в ее круговерти. Какие-то остались в памяти навсегда. У меня это «Малыш и Карлсон», «О Гриньке, Саньке и немного о девчонках», «Таинственный остров», еще несколько других и, конечно же, «Как закалялась сталь»… Этот роман я впервые прочитал, когда мне было лет 10-12. Не отрываясь. Запоем. С вечера до восхода солнца. Настолько увлекла революционная романтика. И не меня одного, а миллионы людей. Не на один десяток лет. И не в одной стране.
   Кого и как учит история Потом вдруг оказалось, что советского прошлого нужно стыдиться, а лучше вовсе отречься от него. Что и сделали с комсомолом.
   Да, времена изменились. Тут ничего не поделаешь. Но только люди без чувства родины могут отказываться от своей истории. А время, оно и лечит, и учит мудрости жизни.
   В этом году, кроме векового юбилея комсомола, отмечается и столетие Уренского метяжа. Немного коснулся он и нашего района. Про те далекие и трагические события написаны книги и статьи в газетах. Но мало кто из краеведов провел вот такую любопытную историческую аналогию. На самом деле жители Уренской волости – в большинстве своем старообрядцы, народ крепкий, зажиточный – не приняли ни революции, ни продразверстки, ни коллективизации. Насаждались они силой. Эта история написана не чернилами, а кровью. Кто прав, кто виноват – пойди разберись. У каждого своя правда. За далью лет истина не становится ближе. А вот уроки истории нужно извлекать. Гегель говорил, что она ничему не учит. Верно ли это?
   Вспомните не такой уж давний период в жизни России, который теперь острословы называют «ельцинской дерьмократизацией». У нас на Нижегородчине она зашла дальше, чем где-либо в России, – до программы ЗеРНО. Казалось бы, вот он, путь назад – к светлому прошлому, к личным подсобным и фермерским хозяйствам! И первыми должны были бы отправиться по нему как раз уренцы. Но вот парадокс: когда у нас районное и колхозное начальство, подобно китайским болванчикам, кивало в угоду кудрявому еврейскому мальчику-реформатору и под перестук аукционного молотка разваливало крепкие хозяйства, уренцы всеми правдами и неправдами старались сохранить колхозы. И сохранили. А на сельское хозяйство нашего района теперь без слез и не взглянешь.
   О чем это я? Да о том, что история все-таки учит, пусть время и делает нас другими. Все в этой жизни меняется. Но остается что-то подлинное, непреходящее.
   Не знаю почему, много раз меня тянуло вновь перечитать роман Николая Островского. Но все было как-то недосуг. И вот наконец нашелся повод лучше не придумаешь – столетие ВЛКСМ.
   Передо мной вновь эта красная книжица с абрисом молодого целеустремленного буденновца на обложке, но теперь я буду читать ее медленно, с карандашом в руке.
   Так что мы о раскулачивании? У Николая Островского в романе есть замечательная сценка, когда красноармейцы реквизируют товары и продукты у богатого трактирщика. Не как белобандиты нахрапом. Спекулянтам предложили купить у них продукты по фиксированным ценам за советские рубли. Те не захотели. Что делать, когда кругом голодают простые люди, как убеждать того, кому на бедняков наплевать, кто за копейку готов удавиться? Лично я не знаю. А вы?
   Зато знаю, с каким смаком сегодняшние политологи от власти разглагольствуют о священном праве собственности. Никто и не против. Но априори она должна быть таковой. Неужели это случилось после ваучеризации всей страны? Кто освятил ее? Может, рыжий Чубайс?
   Лучше нашего земляка-ветлужанина, философа Василия Розанова об этом не скажешь. «В России вся собственность выросла из ‘‘выпросил’’, или ‘‘подарил’’, или кого-нибудь ‘‘обобрал’’. Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается».
   Василий Васильевич не был революционером, хотя под конец жизни стал свидетелем тех вероломных событий. И вот тут сами собой напрашиваются такие исторические параллели. Когда все больше расслоение в обществе, когда богатые становятся еще богаче и превращаются не просто в господ, а властителей судеб, громче и громче раздаются голоса: «Революции на них не хватает! А то и Сталина!» Боже упаси нас от подобных передряг вновь.
   Людям здравомыслящим понятно: чтобы такого не случилось, необходимы эволюционные перемены в нашем обществе. Они зреют с каждым годом. А чтобы собственность уважалась, требуется поначалу самое малое – ДЕЛИТЬСЯ. Как в старину, как в Библии. Хотя бы десятиной. Кто из сегодняшних олигархов-буржуинов готов к этому? Вот то-то и оно…

Александр ГРАЧЕВ

Кривые параллели,или Почему сегодня сталь не закаляется

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: