Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по

тел. 8 950 604-05-94.
С 21 по 25 сентября дежурный по району депутат Земского собрания Владимир Никандрович Гусев. Звонки принимает корреспондент Ирина Туманова.

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

НАШ АРХИВ

Сентябрь 2020 (135)
Август 2020 (175)
Июль 2020 (258)
Июнь 2020 (320)
Май 2020 (199)
Апрель 2020 (276)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

Зачем им эти ордена? «Курск» 20 лет спустя

Я отчетливо помню те страшные дни. Самое трудное тогда, наверное, для многих из нас, если не для всех, было то, что тянулись минуты, часы, даже сутки, а людей в девятом отсеке все не спасали. Нам говорили сначала, что в море бушует шторм, затем объявили, что нет соответствующего оборудования. Позже было сказано о неисправном люке, через который якобы можно было спасти оставшихся в живых членов экипажа.

Ситуация казалась совершенно непонятной для всей страны. Были и такие заявления, что весь экипаж погиб в первые минуты, а то и секунды после взрывов. Но записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, из которой якобы не обнародовано несколько строчек, говорит четко о том, что 24 подводника оставались в живых, включая его самого. В связи с этими событиями была срочно создана правительственная комиссия во главе с тогдашним вице-премьером Ильей Клебановым. В интернете и сейчас можно при желании найти видео, где в небольшом гарнизонном зале в Видяево находились жены, матери, дети и другие родственники моряков. В их глазах была мольба. Некоторые из них падали в обморок от сильнейшего потрясения и отчаяния. Но чиновник такого высокого ранга был растерян. Он не знал, что ответить по существу родственникам и как им конкретно помочь.

В результате промедления еще остававшихся в живых моряков так и не спасли. Президент лишь только наградил посмертно 26 августа командира «Курска» капитана первого ранга Геннадия Лячина звездой «Героя России», а всех остальных погибших моряков орденами Мужества.

Официальная версия гибели субмарины звучит следующим образом: «Утечка компонентов топлива учебной торпеды, а именно пероксида водорода. В результате чего произошел взрыв, а через две минуты пожар в первом отсеке, повлекший в дальнейшем детонацию боевых торпед». В докладе вице-адмирала Валерия Рязанцева, входившего в правительственную комиссию, звучит такая версия: «Экипаж произвел пополнение практической торпеды не обезжиренным воздухом высокого давления 11 августа». Исходя из слов адмирала, получается, что члены команды сами виноваты в случившейся трагедии. Примерно такого же мнения и создатели художественного фильма «Курск».

Но позвольте тогда задать вопрос, правда, кому он конкретно будет адресован, неясно:

«Мог ли Владимир Путин наградить экипаж орденами, если бы был абсолютно уверен, что моряки виноваты сами, или хотя бы часть моряков?»

Тем не менее, вскоре он отдал приказ уволить со службы 17 офицеров, включая несколько адмиралов, с формулировкой: «За упущение в организации боевой подготовки». Результаты правительственной комиссии на тот период еще не были официально озвучены. Тогда что же привело к столь печальным и трагическим событиям, если не взрыв так называемой «толстой» торпеды?

Начну с того, что за последние три десятка лет инцидентов, связанных со столкновениями российских подлодок с американскими субмаринами было около 20! Из них 11 случаев в наших морских полигонах. В свое время и командующий ВМФ адмирал Владимир Куроедов впервые озвучил информацию о возможном столкновении «Курска». Мне пришлось задавать некоторые вопросы офицерам-подводникам по поводу акустики на современных подлодках. К сожалению, специалисты в этой области зачастую просто не слышат шумов за бортом. Это значит, что столкновения вполне возможны. К тому же для подводного флота нет правил передвижения в глубинном пространстве, хотя для надводной флотилии они существуют. По этой проблеме с начала 1980 годов Советский Союз, а затем и Российская Федерация неоднократно обращалась к американской стороне как самой крупной державе по количеству подводного флота. Но все запросы, увы, оказывались напрасными.

Я не моряк, и тем более не подводник. Но почему же, помимо личных переживаний, все-таки взялся за написание этого текста, да еще с подробностями. Есть такой писатель-публицист, журналист, капитан первого ранга запаса Николай Черкашин. Вот его-то книгу «Унесенные бездной. Гибель ‘‘Курска’’» мне пришлось и взять за основу. Николай Андреевич, как видно из содержания данного произведения, сам так же сильно переживал за экипаж подлодки и всю случившуюся трагедию.

В одной из глав он пишет о том, что если «Курск», весом 24 000 тонн и американская субмарина «Мемфис» все же столкнулись, то относительная скорость встречного движения при этом моменте составила бы 5,5 метров в секунду! Представляете силу и мощь удара?

Тогда бы и вторая подлодка по крайней мере пошла ко дну. Но этого почему-то не произошло. Может, виной гибели «Курска» все-таки надо считать ту проклятую торпеду? При случайном касательном столкновении подлодок, по предположениям Черкашина, произошла разгерметизация практической торпеды и ранение нескольких членов экипажа. Из курса химии известно, что только при малейшем соприкосновении 70 % перекиси водорода с человеческой кровью возникает взрывная реакция. Кровь выступает в качестве очень действенного катализатора в этом случае.

В том же фильме «Курск», снятом, кстати, киностудией Люка Бессонна (Не знаю, чей это заказ?), показано, что экипаж не сбросил «толстую» торпеду за борт. Один из членов экипажа докладывал командиру, что растет температура в корпусе торпеды. На что Лячин в фильме говорит буквально следующее: «Сколько минут остается до стрельбы этой торпедой по учебной цели?» Один из моряков ответил, что семь. На что командир подлодки опять спросил подчиненного: «Температура пока ниже допустимой? Если так, то пуск запрещаю до назначенного времени».

Простите меня, но это просто еще больший бред. По инструкции в таких ситуациях экипаж просто обязан экстренно избавиться от опасного груза на борту. Кто-то говорил, что это лишь художественный фильм, и режиссер, дескать, сам как пожелал, так придумал. Извините, но это вам не комедия! На такие псевдовыводы можно привести несколько контраргументов. Например, как заявлял контр-адмирал Валерий Алексин, за 20 лет эксплуатации такого типа практических учебных торпед не было ни одного аварийного случая. Хотя считается, что эти торпеды в целом небезопасны, но из-за дальности хода их оставили на вооружении (хотя после трагедии их все же убрали). Кроме всего прочего, для безопасности предусмотрена целая аварийная система, в том числе и сброса перекиси водорода за борт. Всего в этой торпеде два основных компонента. Это топливо в виде керосина, и окислитель в виде пергидроля. И если все же произошла утечка окислителя внутри корпуса торпеды, то моряки бы об этом узнали. Но лично я не верю в официальную версию, глупо она как-то звучит. Дескать, и экипаж принял торпеду на борт уже неисправной. Кто-то даже заявил однажды, что «она текла как прохудившийся унитаз». Зачем же делать дураков-то из погибших ребят, такое мнение просто кощунственно. Звучало даже и такое предположение, что «Курск» был якобы кем-то торпедирован.

Однако все это версии. Истинную правду мы, возможно, уже не узнаем. Может, нашим детям станет известна вся горькая истина? Кто-то спросит: «А зачем она им? Зачем ворошить прошлое, подвергая сомнению память о моряках-подводниках?» Да, эти парни ни в чем не виноваты. Но я периодически задаю себе вопрос: если столкновение все-таки было, то это могло бы способствовать началу третьей мировой войны. Инцидент решили скрыть. Ладно (правда, звучит это слово дико).Но 24 подводника были еще живы! Такое ощущение, что их специально не хотели вызволять из лодки, оттягивая спасательную операцию. Да и глубина-то была пустяковая. Если «Курск» поставили бы на той глубине вертикально, то часть лодки оказалась над поверхностью воды, включая девятый отсек, на целых 46 метров! В своем последнем интервью еще в должности командующего северным флотом адмирал Вячеслав Попов сказал так:

«Я всю жизнь посвящу тому, чтобы взглянуть в глаза человеку, кто все это устроил».

Кого он имел в виду? Командира лодки-убийцы, а может кого-то другого? Позже, спустя пять лет, уже бывший командующий заявил одному из корреспондентов, что он знает правду о «Курске», но не пришло время ее рассказать. В интернете есть запись, где адмирал Попов говорит уже о том, что он посмотрел в те глаза. Только что он в них увидел, интересно бы знать.

Александр УМНОВ

Фото: интернет

Зачем им эти ордена? «Курск» 20 лет спустя

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Аты-Баты
8-09-2020, 18:29


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук