Воскресенская жизнь » Закон и порядок » Неочевидный ответ

Закон и порядок

Неочевидный ответ

   В Заветлужье в этот раз ехать не хотелось. Повод для командировки давил необходимостью поднимать утихомирившиеся волнения и ковырять затянувшиеся раны, грустный был повод. Самоубийство, произошедшее этой весной в деревне Тиханки.
   Громкий случай будто поиронизировал над названием деревни, заставив всех говорить об этом. Житель Большого Иевлева Александр Секретарев, прежде чем проститься с жизнью, простился со всеми родственниками и друзьями, пешком обойдя всю округу, и закончил зловещий маршрут в Тиханках. И только потом, собрав воедино события 28 марта, те, кто видел Александра в тот день, поняли, что означали его многочисленные визиты.
   Дядя Александра рассказал, что пришел тот под вечер, около пяти. В доме готовили ужин. Резко забежал в избу, попросил нож, тут же выскочил. Спокойный, трезвый. Был бы пьян или взвинчен, – вероятно, и не дали бы. А так – с велосипедом, может быть, что-то? Для чего еще нож? Минут через пять мать послала посмотреть, что же там Александр делает. Вышел, продолжал наш собеседник, на крыльце никого нет, калитка в огород открыта, на дороге к бане он. Помочь было уже ничем нельзя – белый как снег в луже крови. Вскоре приехали медики, за ними полиция.
   Жители округи до сих пор помнят детали, но обращенный к ним вопрос: «Почему же все-таки человек сделал такой выбор?» оставался висеть в воздухе.
   Биография короткая и, к несчастью, не исключительная. Развелся, дочь маленькая с матерью осталась, а он в деревню вернулся, выпивать стал. Заработки непостоянные: то на пилораме подвизался, то просеки расчищал. Теперь он – плюс единица в медицинской статистике.
   Медики не склонны ретушировать факты: число самоубийств растет. Одна из причин – непомерное, всеобъемлющее, то ли не замечаемое, то ли поощряемое государством пьянство. И безделье.
   – Официально безработицы у нас в Большом Иевлеве нет, безработных не зарегистрировано, – говорит глава администрации Воздвиженского сельсовета И. Н. Охотников, – но фактически она, конечно, есть.
   А как иначе, если из 239 человек, зарегистрированных в Большом Иевлеве, 152 – в трудоспособном возрасте, а работой деревня в силах обеспечить двадцатерых. СПК «Большеиевлевский», пожарная часть, клуб, два магазина – всё. Даже учитывая, что 152 – это официальная цифра, оптимистично включающая все еще зарегистрированных, но покинувших деревню новоявленных горожан, двадцать – это крайне мало.
   – Многие работают в Воздвиженском доме-интернате, – проясняет Игорь Николаевич, – хотя в Воздвиженском тоже с работой туговато. Часть мужчин – на пилораме в Тиханках. Возможно, взял бы еще работников СПК – этим летом не могли найти пастуха, пасла даже бухгалтер, – но желающих нет. Пузырьками у нас сейчас не торгуют, райпо отказалось, хотя есть и другие легальные точки. Насчет нелегальных в Большом Иевлеве не слышал, но в близлежащих деревнях есть.
   Выражаясь официальным языком, факторы риска налицо. И все-таки ответ на вопрос: «Почему?» – не очевиден. Ни выпивка на каждом углу, ни отсутствие работы – не достаточное оправдание для того, чтобы топить свою жизнь в вине и разлагаться в бессмысленном безделье. Ведь не силой же заставляют, ведь не гусь же вы бедняга, которого откармливают ради деликатесной печени, обездвижив и силой проталкивая в раскрытый клюв в чудовищных количествах еду.
   …Мы почти повторили маршрут Александра в этой командировке – Большое Иевлево, Чистое Болото, Тиханки. Среди пустых покинутых домишек увидели крепкие и ухоженные дома, буйные палисадники, качели, песочницы. Факторы риска оказались за пределами жизни этих людей, просто потому что эти люди сделали свой собственный, не подсунутый обстоятельствами выбор. Нет, не очевиден ответ на вопрос: «Почему?»

Ирина ПЕТРОВА
Фото автора, коллаж Сергея Токарева

Неочевидный  ответ

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: