Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Из Голодаева и Кобылина в Шипаново

Азбука легенд и преданий / Новости

Из Голодаева и Кобылина в Шипаново

Как известно, большинство географических названий (топонимов) имеет древнюю историю, что обусловливает важность историко-географического подхода к их изучению. В полной мере это относится и к топонимам нашего края.

 На территории Центральной России, куда относится и наш регион, выделяют обычно три основных топонимических пласта, связанных с проживавшими здесь с середины первого тысячелетия нашей эры балтийскими племенами (голядью и др.), а также с пришедшими с востока в это же время племенами угро-финской языковой группы (меря, мари, мещера, мурома) и мигрировавшими с запада и юго-запада славянами (вятичами и кривичами), которые появились в бассейнах Средней и Нижней Оки и Средней Волги в X−XI вв.
Славяне постепенно ассимилировали и голядь, и угро-финнов, о которых теперь напоминают прежде всего гидронимы (речные и озерные имена) и, реже, ойконимы (названия населенных пунктов).
До активного заселения в XVII веке славянскими предками воскресенского края на берегах Ветлуги столетиями проживали черемисы (марийцы), которые являлись данниками  монголо-татар, а позже – татар-золотоордынцев.
Поэтому, по факту продолжительного пребывания на нашей территории восточных финнов (мари, а ранее мери и удмуртов), татар и славян, целесообразно рассматривать именно эти 3 топонимических пласта:
1.    Тюркский (татарский).  Пласт этот небольшой по причине редкого проживания и временного присутствия на территории татарского населения. Однако тюркские корни видны в следующих топонимах: озеро Арзубовское (на левом берегу р. Усты, в районе д. Кладовка и Карасиха) – на карте Нижегородской области озеро обозначено неправильно – Арбузовское.   Название связано со старинными  Арзубовскими починками (упоминаются в писцовых книгах ХVII-го века)  и татарским князем Арзубой.  Однако нам неизвестны подробности, связанные с этим князем: кем он был – золотоордынцем или вассалом русского государя, когда правил, какова его судьба; деревня Якшиха («якши» – по-татарски означает «хорошо») – расположена на видном, высоком месте, где, не исключено, и находилась резиденция некоего наместника татарского происхождения; речка Медяна (возле д.Капустихи) – топоним  распространен в местностях с татарским населением (в нашей области  в заселенных татарскими жителями районах существуют несколько поселений и речек с таким названием); речка Чемодановка (впадает в оз. Юронгское) – название явно тюркского происхождения, возможно, термин имеет некое иное значение, отличное от понятия «чемодан».
2. Финский (марийский).  Достаточно объемный пласт, прежде всего касательно гидронимов: все наименования озер с окончанием на «-яр»     (морфемы «ер», «яр», «ярви» в  угро-финских языках, к которым относится и марийский, означают «озеро») – марийского происхождения: Марьяр, Изъяр, Патьяр. «Гибридную» этимологию топонимов (финско-славянскую), возможно, имеют озера Светлояр и Нестияр.
Значительная часть названий рек и речек района, особенно по левому берегу реки Ветлуги,  также  угро-финского «рода»:  Ветлуга, Люнда, Юронга, Опча, Висец, Перенга, Кугай, Чумакша, Рожвец, Шапша и др.
Имеет финские корни названия ряд населенных пунктов:  деревни Елдеж, Шурговаш, Быдрей, Ошараш, Изъянка, Курдома, Шамино и др.
3.    Славянский (русский). Не имеет смысла подробно освещать этот пласт, поскольку происхождение многих славянских топонимов нам достаточно понятно. Вместе с тем целесообразно рассмотреть несколько аспектов в формировании русской топонимики района.
Почти все села района (уезда) получили иные названия после строительства в них церквей: Благовещенское (починок Перехватов), Богородское (Коткишево), Владимирское (Люнда), Воздвиженское (Кукудомка), Покровское (Заводь).
Поселок Воскресенское ранее, еще в XVII веке, назывался поселением Ильинским (эти топонимы – также по названиям церквей).  Однако еще раньше наш районный центр, по всей вероятности, имел название Шипаново (мнение нашего краеведа Н.В. Плеханова). По смелому утверждению краеведа, поселение Шипаново существовало уже к середине XIV века. В силу отсутствия документального подтверждения данной временной версии, она может подвергнута законному сомнению. Однако и утверждение того, что именно год 1614 является годом основания поселка, также необъективно именно по той же причине: лишь только в этом году поселение впервые упоминается в некой писцовой книге. Вместе с тем поселение было основано, без сомнения, гораздо раньше.
Ряд населенных пунктов ранее имели неблагозвучные названия, которые, как представляется, получили  свои имена по воле владевшего ими помещика П.А. Собакина: деревни Аршиново (Засерино), Марьино (Пердуново), Дубовка (Лежебоково), Подлесное (Голодаево), Борисовка (Горемычкино), Липовка (Кобылино) и др. Данные поселения до их барского «наречения», вполне вероятно, имели другие названия.
Некоторые славянские топонимы ошибочно представлялись (или могут показаться) иноязычными либо непонятного происхождения.  Так, этимология названия р. Марк и д. Марково в энциклопедии Воскресенского района представлена марийской, однако фактически к основанию деревни и к имени речки имеет отношение первопоселенец по имени Марк.  Топографический термин Байдуровские починки (Бандуровские, Байдаровские), упоминающийся в писцовых книгах ХVII-го века (находились по правому берегу Ветлуги примерно от с. Богородского до д. Бахарево)  – неоднозначного происхождения: возможно, тюркского либо славянского.  Деревня Пузеево к пузу (животу) какого-либо отношения не имеет. Название ее исходит от старославянского слова «пыза», означающего  «копна, стог». Топоним р. Руя, скорее всего, исходит от одноименного старорусского слова, означающего отходы мочала.
Изучением топонимики Приветлужья занимался ряд ученых, а также  многие местные краеведы. Существенный вклад в этом направлении внесен варнавинским краеведом Н.Г. Тумаковым, издавшим историко-географический словарь по среднему Приветлужью. Большая работа по изучению топонимики района проделана нашими земляками-воскресенцами Н.Б. Гаврюшиным и Н.В Плехановым.
Однако несмотря на существенные наработки по изучению топографической терминологии нашего региона, на этом направлении еще много неизвестного: «темных пятен», неясностей, многоточий… К примеру,  почему у речки Самары (приток р. Швеи), такое название? Может быть, она названа беглыми казаками-разинцами родом из-под города Самары, скрывавшимися в лесах на этой речке  от  царской  расправы    после подавления бунта в ХVII-м веке? Сама речка Швея в глубокую старину носила странное название Швакса. Почему речка Рудная Чумакща (приток р. Люнды) так называется? В этой речке или ее пойме находятся залежи руды? Почему так названа речка Городная (также приток р. Люнды):  что-то она огораживает или имеет какое-то отношение к городу? Подобных топонимов с неясной историей и этимологией на территории нашего района достаточно много. И целью нас, краеведов,  и всех интересующихся историей края, в перспективе является установление их этимологических и исторических корней.

Владимир МИРОНОВ

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: