Воскресенская жизнь » Фитиль » ДВИЖЕНИЕ В СТРИМЕ или О цацках, которые дороги

Фитиль / Новости

ДВИЖЕНИЕ В СТРИМЕ или О цацках, которые дороги

 Терпеть ненавижу цацки. Всякие там почетные знаки, медали, дипломы и звания. Причиной тому профессия. Вторая древнейшая. А есть еще первая… Как-то нелепо звучит «заслуженная прости… господи России». Так и про журналистов. Если выслуживаться, так только перед читателями. И ни перед кем другим. Все остальное – от чиновников и от лукавого. Другое дело, если эти награды за коллективный труд, за работу целой команды, за стремление идти вперед – к цели.

Магический шар на ромашковом поле

Когда в редакцию приходят с экскурсиями школьники, дети нередко спрашивают: «А почему у вас так много ромашек?» Нет смысла объяснять, что мы активно занимаемся конвергенцией, выпускаем газету, радио и телепередачи, что на интернет давно уже смотрим не глазами кудрявого животного, увидевшего новые ворота, и что все это некий результат.
Говорим просто: есть такой в своем роде уникальный творческий конкурс, и мы в нем постоянно участвуем.
В этом году фестивальному движению «Моя провинция» четверть века. «Воскресенская жизнь» имеет к нему прямое отношение с Арзамаса. Именно там проходил второй по счету фестиваль. Туда мы отправили небольшой сюжет про совсем юного воскресенского музыканта. Мальчишка замечательно играл на баяне и так же интересно, не по-детски рассуждал о смысле жизни. В память об арзамасском фестивале остался небольшой оригинальный шар с гравировкой внутри стекла. Наш первый приз федерального конкурса. И самый дорогой. Похоже, тогда нам достался не просто кубок, а настоящий магический шар. Вроде тех, что используют колдуны и оккультисты, предсказывая судьбы и события. Этот шар навсегда приворожил нас к «Моей провинции».

Про избранных и настоящих

 А потом была Кострома. Не на один год. Но это стоило того. Вот где исконная, кондовая Русь!
Это вам не Нижний Новгород, который, не оглядываясь, рвется вперед, в неизвестное будущее. Да так, что порой от встречного ветра портки сдувает. Это я об отношении к истории своей малой родины. В Костроме же очень и очень бережно относятся к старине. Сохраняют и восстанавливают памятники, отдельные дома, улицы. И традиции тоже. На берегах Волги каждый фестиваль «Моей провинции» был наполнен познавательными экскурсиями, встречами с интересными людьми, радушием хозяев и хлебосольством.
Один такой прием организовал для журналистов со всей России областной депутат. Принимал он их, как заморских гостей.
Но запомнился тот день другим. Когда гости собирались в обратную дорогу, у автобусов закружила вереница мотоциклов. Представьте себе такую картину: на  автобусной стоянке рев, как на космодроме.
Парни ведут себя очень агрессивно. А главный из байкеров почему-то наезжает именно на меня. В прямом и переносном смысле:
– Вы были там, у депутата?
– И что?
– Дык он же… Отжал тут все. Ни мужикам порыбачить, ни детям искупаться.
Не на того накатил. Я ж до мозга костей за природу – мать нашу и за то, чтобы она была для всех, а не только для избранных.
Слово за слово, а дальше все по-пацански:
– Пиво будешь?
– Давай малость…
Что-то перетираем. А из автобусов уже сигналят.
– Пора…
– А то, Санек, оставайся с нами. К утру дочалим с ветерком!
Интересно, как сложилась судьба этих парней. Наверно, воюют сейчас на СВО. За чье-то буржуинское добро, а может, все-таки за Родину?

Кто, что и почему не тонет

А потом «Моя провинция» отправилась по городам и весям нашей огромной страны. Как же богата Россия достопримечательностями! И каждый раз в программе фестиваля было что-то увлекательное.
То поездки на лошадях, то восхождения в горы, то спуски по горной речке на рафтах…
А запоминается всегда что-то неординарное. Было и такое. Сплавляемся по речке Белой. На каменистых перекатах страшновато, аж дух захватывает. Резиновая лодка то опускается носом вниз, огромным ковшиком черпая мутноватую воду, то взбрыкнувшим жеребенком встает на дыбы, грозясь перевернуться и лечь вверх дном.
Море эмоций, но для фильма всего этого маловато. И вот как Стенька Разин бросал в набежавшую волну свою персиянку, так и мы настойчиво, но очень осторожно опускаем в воду нашу русскую  красавицу - главреда из лысковской газеты Лену Баластаеву. Сполоснули и тут же затаскиваем обратно. Получается немного живее – как будто бы и на самом деле жесткий экстрим и мы спасали человека. Но все одно не то.
С трудом уговариваю инструктора разрешить нырнуть за борт, чтобы снять на видео рафт со стороны. «Только крепче держись за фал. Будь осторожнее!» – строго и назидательно говорит он.
А чего бояться-то? На бренном теле – надежный гидрокостюм, на голове шлем с камерой, под шлемом… временное помешательство.
И верно – чего бояться? Мы – байдарочники опытные. Плавали – знаем. И к тому же оно, как известно, не тонет. От слова ни разу. Веревка медленно скользит в глубину, и я поначалу наслаждаюсь царством неуправляемой водной стихии и вместе с ним возможностью снимать редкие кадры.
А река тем временем все дальше и дальше уносит от спасительного «Ноева ковчега» куда-то вниз, к каскаду валунов и камней. Там за поворотом – опасные перекаты. И, как в песне Александра Городницкого, их не пошлешь по адресу…
Чем закончилась эта история? Опять же счастливой аксиомой про то, что не тонет. А в сухом остатке – все минусы нескрываемого раздражения коллег с лихвой перекрылись не игровым, а всамделишным тимбилдингом, когда они, не на шутку перепугавшись, дружно гребли выручать горе-экстремала.
К финишной прямой мы безнадежно отстали от своих соперников – журналистов из других регионов страны. Зато на закрытии фестиваля во время награждения были первыми. Наверно, потому, что под надежным шлемом с камерой GoPro у кого-то было то самое временное помешательство.

Всероссийское фестивальное движение «Моя провинция» ведет отсчет своей истории с 1999 года. Именно тогда состоялся первый фестиваль. Теперь каждый год вместе собираются представители регионального телевидения, радио и прессы для того, чтобы обменяться опытом, познакомиться с новыми технологиями, принять участие в уникальных мастер-классах с мэтрами телевидения, радио и прессы, послушать их мнение, рассказы о творческой судьбе, задать вопросы профессионального характера. Традиционно в рамках фестиваля проводятся мастер-классы, творческие встречи, круглые столы. В дни работы фестиваля организуется просмотр участниками фестиваля совместно с жюри конкурсных фильмов и программ. Автор идеи и сценария проведения фестиваля – Елена Фоминых.

Сюда я больше не ездун

В продолжение темы о сплавах. В 2020 году мы задумали свой оригинальный проект «Вся Ветлуга: от истоков до устья». И за полтора месяца осуществили его. По реке голубых туманов, меняя друг друга, сплавлялись команды людей разных возрастов и профессий. В этой экспедиции было много журналистов. Они не просто гребли на самодельной лодке самодельными веслами под парусом из собственноручно сшитых полиэтиленовых мешков. Они снимали сюжеты, писали путевые заметки о достопримечательностях четырех регионов страны и об интереснейших людях – ветлугаях.
Это бывает не часто. Не знаю, может, и вовсе такого прежде не было никогда. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что ни первого, ни второго, ни третьего, ни даже поощрительного приза редакция «ВЖ» не получила. В те минуты я ощущал себя Чацким из комедии А. Грибоедова: «Карету мне, карету!» Сюда я больше не ездун. Хорошо, что рядом были спокойные и дальновидные люди: «Не паникуй. Есть и другие конкурсы».
И на следующий год на самом главном фестивале-конкурсе журналистов «Вся Россия» этот проект был назван лучшим.

А судьи кто?

И тут сам собой напрашивается вопрос: «А судьи кто?» Как и на любом другом творческом конкурсе, они встречаются хорошие и разные. Хорошие не потому, что льют елей в уши.
Конечно, приятно, когда в один и тот же вечер выходишь на сцену всероссийского фестиваля за очередным дипломом и мэтр российского телевидения Евгений Кочергин, пожимая руку, негромко говорит: «Это вы удачно приехали».
Но бывает и разочарование, если спикеры на обучающих семинарах фестиваля рассказывают то, что вряд ли сгодится местным журналистам. Или, наоборот, нечто банальное, всем известное: как про масло масленое, или про Волгу, которая впадает в Каспийское море, или про нечто вроде этого.

 И, наоборот, бесконечное уважение вызывают те члены жюри, кто не просто отмечает достоинства и недостатки, но и отслеживает развитие редакций или отдельных журналистов

Можно только удивляться терпению и деликатности Шода Муладжанова, главного редактора «Московской правды»: это же огромный труд – не просто прочитать десятки публикаций, а проанализировать их. Да так, чтобы не обидеть конкурсанта и, наоборот, сподвигнуть на дальнейшее творческое радение.

Несколько лет назад во время «разбора полетов» известная советская и российская телеведущая Алла Данько решительно раскритиковала сюжет из воскресенской «Живой газеты»: «Неважно озвучено, нужно ставить голос, делать дыхательную гимнастику»

Слышащий да услышит. Дышащий при желании будет дышать с пользой для своего здоровья и творчества. И уже на следующем фестивале, получая из рук Аллы Георгиевны первый приз, так радостно было слышать слова: «Вот можете же!» 
   А вместе с ними - дружеские обнимашки и поцелуй в щечку легендарного диктора и замечательного наставника. Все это дорого стоит!

Награда за слезы

Елена Фоминых готовит «тесто» фестивального движения уже четверть века Ну да, на «Моей провинции» среди участников фестиваля мы давно «аксакалы». Пора бы уже заматереть. Но…
Лично мне больше всего на этом фестивале нравится конкурс под названием «Репортаж с колес». Когда он реальный, настоящий, без дураков и поблажек. С утра отправляешься на задание, к вечеру будь добр напиши заметку в газету или сними и смонтируй сюжет для радио и телепередачи.
На нем мы уже собаку съели. Однако ж никогда не стоит забывать, что и на старуху бывает проруха. Наш репортаж с колес в Нальчике был почти готов. И казалось, что уже нельзя лучше. Все продумано заранее, все снято.
Для сюжета про достопримечательности республики не хватало небольшого интервью. Снимаем молодую, симпатичную женщину-экскурсовода. Она рассказывает старинную легенду про непокорных черкешенок, сброшенных врагами со скалы, и… плачет. Искренне, не обращая внимания на камеру, даже самозабвенно, что ли. Вот как нужно относиться к своему делу! А не то что мы, по надежным, но неинтересным шаблонам.
Старый сценарий – в клочья, бежим к компьютеру, чтобы успеть перекроить все, озвучить, смонтировать и вовремя сдать. Едва-едва успеваем. «Сдались» буквально в самую последнюю минуту.
Из всех ромашек это была самая памятная. Со слезами на глазах.

О настоящей провинции

Алла Данько Да, есть и другие конкурсы. Но этот особенный. И вот почему. Два года назад на фестиваль в Кабардино-Балкарию я поехал, чтобы найти своего школьного друга. Спрашивал везде и всюду: в Приэльбрусье, у города мертвых Эльтюбю, в Чегеме, где когда-то жил Сандро – герой плутовского романа Фазиля Искандера. Ни слуху, ни духу. Пока не подключилась Елена Фоминых, президент движения «Моя провинция», а вслед за ней Союз журналистов республики и даже республиканская полиция.
В тот год мне впервые удалось побывать на мусульманском кладбище… Проститься с другом.
А еще понять, в чем особенность этого фестиваля. Он настоящий, как и вся российская провинция. Здесь нет зависти и злобы среди конкурсантов, нет обиды на жюри, есть дружеские контакты и связи, которых становится все больше, и они все крепче.
Благодаря Елене Фоминых, этому энергичному, неравнодушному человеку, с годами обычный межрегиональный конкурс превратился в настоящее всероссийское движение, объединяющее творческих людей.

P.S.
В этом году «Моя провинция» вновь возвращается на Волгу. Будут ли в нем участвовать воскресенские журналисты – вопрос риторический. Выпадать из этого потока нельзя.
А быть в нем – уже награда!

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: