Воскресенская жизнь » Фитиль » Какие они, современные дети?

Фитиль / Новости

Какие они, современные дети?

Уважаемые читатели! Проблема отцов и детей была и будет актуальной всегда.

 Она хорошо прослеживается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Но есть более раннее свидетельство недовольства родителей своими чадами. Так, при раскопках под Великим Новгородом была найдена берестяная грамота, в которой много веков назад родитель мальчика Олфима корил его за «неприлежание» к учебе. Как известно, новгородцы обучали детей грамоте с раннего возраста.
Эти упреки родителей в адрес детей из-за плохой учебы актуальны и теперь. Современный школьник отличается от своих сверстников конца ХХ века. Это, конечно, связано с тем, что он поставлен в совсем другие условия развития, чем его сверстник, например, двадцать лет назад. Можно назвать несколько причин этого:
- всеобщая информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве;
- высокая занятость родителей;
- большое влияние на ребенка различных видов средств массовой информации.
Современный младший школьник немало времени проводит в информационном интернет-пространстве. Это способствует развитию его информационной компетентности. Многие школьники вступают в дистанционное общение со сверстниками, которое вполне заменяет живое, ведут блоги, свободно работают в информационной среде.
Есть, конечно, и негативные стороны такой деятельности:
- бесконтрольное посещение детьми сомнительных сайтов;
- общение с людьми с нежелательными взглядами и намерениями, порой опасными для жизни;
- просмотр неоднозначных телевизионных передач и фильмов;
- увлечение компьютерными играми с сомнительной нравственной ценностью.
Это усугубляется тем, что в силу возраста у ребенка еще не развито умение подвергать информацию критическому анализу.
Современные дети очень разные. Но вместе с этим нынешних малышей можно охарактеризовать как часто болеющих, быстрее устающих. Если раньше большинство детей были в основном с первой группой здоровья, то сейчас преобладают вторая и даже третья группы. Это, конечно, зависит от образа жизни, питания, окружающей среды и социального положения семьи. Здоровье ребенка – это залог успешной учебы в школе. Здоровый ученик меньше пропускает занятия, больше учится и без труда усваивает знания.
Много среди современных детей и гиперактивных. Они часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны, находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.
Можно сказать, что младший школьник изменился вместе с обществом. Современный ученик обладает, как правило, следующими чертами характера:
- большая, чем у его сверстников прошлых лет, независимость;
- критичность по отношению к взрослым;
- клиповое мышление, которое пришло на смену понятийному (словесно-логическому), – теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать то, что удалось быстро выхватить из контекста.
Клиповое мышление – тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками. Не может сосредоточиться, постоянно перескакивает с одного на другое.

Советские дети 12–13 лет намного больше хотели быстрее повзрослеть, чем современные. Вообще, и психологи, и педагоги отмечают инфантилизм современного поколения. Школьники не хотят взрослеть, ведь взрослые работают, а это современным детям не нужно, они не хотят работать. Цель учебы – ЕГЭ

Тем не менее, как отмечают и учителя, и психологи, современные школьники намного более мотивированы, чем их советские ровесники. При СССР была стабильность, тогда была уверенность: как бы ты ни учился, без денег не останешься и голодной смертью не умрешь. Сегодня никакой уверенности нет, все зависит от тебя самого, и дети это понимают. Как понимают и их родители, которые уже класса с седьмого начинают готовить своих отпрысков к сдаче ЕГЭ. Нанимают многочисленных репетиторов, дети ходят на курсы, пишут всякие тесты, и так далее. Отсюда отсутствие свободного времени и аллергия к получению знаний и к школе вообще.
Как отдыхают современные дети? Играют в подвижные игры со сверстниками во дворе? Нет, они сидят в гаджетах. Если в советское время на переменах дети носились по школе, то сейчас все заняты соцсетями или играми в смартфонах. Доказано, что излишняя увлеченность гаджетами приводит к рассеянности внимания, дети очень быстро устают, исчезает концентрация.
По статистике, уже через двадцать минут урока современный школьник не может воспринимать даже речь учителя, внимание полностью отключается. Кстати о речи: современные учителя отмечают, что дети не могут пересказать даже только что услышанное. А выучить даже короткий стих и вовсе невыполнимая задача. Это же касается и письменных заданий: если в советское время школьники писали сочинения чуть ли не с четвертого класса, то сейчас и выпускникам это практически не под силу.
Последнее и, наверное, самое главное – современные дети вообще не читают. Отсюда и неразвитость речи, и бедный словарный запас. К тому же изобилие иностранных слов превращает их язык в нечто не поддающееся пониманию. Понятно, что при таком чтении знания многих примитивны и отрывочны. Даже абитуриенты филфака не могли ответить на простые вопросы журналистов. Например, считали, что имя Гитлера – Капут. Я уже не говорю о датах и событиях.
Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Школа – это первый шаг в большой, взрослый мир, и ученик должен сделать его уверенно. Главное, чтобы во все времена наши дети оставались порядочными людьми. А педагоги должны и даже обязаны найти подход к каждому из них.

Уважаемые читатели, я хочу, чтобы вы не подумали, будто наши дети несут в себе только отрицательное начало. Проработав в школе сорок лет, из них тридцать – в начальной, я всегда болела душой за детей. Считаю, что во всех бедах наших школьников виновато общество и, конечно, семья. А дети вырастут такими, какими мы их воспитаем!

Успехов вам в воспитании детей, дорогие родители!

P.S. 
В статье использованы материалы педагогов и психологов и сведения из интернета. А также выводы и наблюдения на основе моего педагогического опыта.

Надежда СЛЕПЦОВА

 Коллаж Сергея Токарева

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: