Начался прием заявок на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса журналистских работ «В фокусе - детство»
Материалы для участия в конкурсе принимаются до 13 июня 2022 года...
Уважаемые читатели! Проблема отцов и детей была и будет актуальной всегда.
Она хорошо прослеживается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Но есть более раннее свидетельство недовольства родителей своими чадами. Так, при раскопках под Великим Новгородом была найдена берестяная грамота, в которой много веков назад родитель мальчика Олфима корил его за «неприлежание» к учебе. Как известно, новгородцы обучали детей грамоте с раннего возраста.
Эти упреки родителей в адрес детей из-за плохой учебы актуальны и теперь. Современный школьник отличается от своих сверстников конца ХХ века. Это, конечно, связано с тем, что он поставлен в совсем другие условия развития, чем его сверстник, например, двадцать лет назад. Можно назвать несколько причин этого:
- всеобщая информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве;
- высокая занятость родителей;
- большое влияние на ребенка различных видов средств массовой информации.
Современный младший школьник немало времени проводит в информационном интернет-пространстве. Это способствует развитию его информационной компетентности. Многие школьники вступают в дистанционное общение со сверстниками, которое вполне заменяет живое, ведут блоги, свободно работают в информационной среде.
Есть, конечно, и негативные стороны такой деятельности:
- бесконтрольное посещение детьми сомнительных сайтов;
- общение с людьми с нежелательными взглядами и намерениями, порой опасными для жизни;
- просмотр неоднозначных телевизионных передач и фильмов;
- увлечение компьютерными играми с сомнительной нравственной ценностью.
Это усугубляется тем, что в силу возраста у ребенка еще не развито умение подвергать информацию критическому анализу.
Современные дети очень разные. Но вместе с этим нынешних малышей можно охарактеризовать как часто болеющих, быстрее устающих. Если раньше большинство детей были в основном с первой группой здоровья, то сейчас преобладают вторая и даже третья группы. Это, конечно, зависит от образа жизни, питания, окружающей среды и социального положения семьи. Здоровье ребенка – это залог успешной учебы в школе. Здоровый ученик меньше пропускает занятия, больше учится и без труда усваивает знания.
Много среди современных детей и гиперактивных. Они часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны, находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.
Можно сказать, что младший школьник изменился вместе с обществом. Современный ученик обладает, как правило, следующими чертами характера:
- большая, чем у его сверстников прошлых лет, независимость;
- критичность по отношению к взрослым;
- клиповое мышление, которое пришло на смену понятийному (словесно-логическому), – теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать то, что удалось быстро выхватить из контекста.
Клиповое мышление – тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками. Не может сосредоточиться, постоянно перескакивает с одного на другое.
Советские дети 12–13 лет намного больше хотели быстрее повзрослеть, чем современные. Вообще, и психологи, и педагоги отмечают инфантилизм современного поколения. Школьники не хотят взрослеть, ведь взрослые работают, а это современным детям не нужно, они не хотят работать. Цель учебы – ЕГЭ
Тем не менее, как отмечают и учителя, и психологи, современные школьники намного более мотивированы, чем их советские ровесники. При СССР была стабильность, тогда была уверенность: как бы ты ни учился, без денег не останешься и голодной смертью не умрешь. Сегодня никакой уверенности нет, все зависит от тебя самого, и дети это понимают. Как понимают и их родители, которые уже класса с седьмого начинают готовить своих отпрысков к сдаче ЕГЭ. Нанимают многочисленных репетиторов, дети ходят на курсы, пишут всякие тесты, и так далее. Отсюда отсутствие свободного времени и аллергия к получению знаний и к школе вообще.
Как отдыхают современные дети? Играют в подвижные игры со сверстниками во дворе? Нет, они сидят в гаджетах. Если в советское время на переменах дети носились по школе, то сейчас все заняты соцсетями или играми в смартфонах. Доказано, что излишняя увлеченность гаджетами приводит к рассеянности внимания, дети очень быстро устают, исчезает концентрация.
По статистике, уже через двадцать минут урока современный школьник не может воспринимать даже речь учителя, внимание полностью отключается. Кстати о речи: современные учителя отмечают, что дети не могут пересказать даже только что услышанное. А выучить даже короткий стих и вовсе невыполнимая задача. Это же касается и письменных заданий: если в советское время школьники писали сочинения чуть ли не с четвертого класса, то сейчас и выпускникам это практически не под силу.
Последнее и, наверное, самое главное – современные дети вообще не читают. Отсюда и неразвитость речи, и бедный словарный запас. К тому же изобилие иностранных слов превращает их язык в нечто не поддающееся пониманию. Понятно, что при таком чтении знания многих примитивны и отрывочны. Даже абитуриенты филфака не могли ответить на простые вопросы журналистов. Например, считали, что имя Гитлера – Капут. Я уже не говорю о датах и событиях.
Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Школа – это первый шаг в большой, взрослый мир, и ученик должен сделать его уверенно. Главное, чтобы во все времена наши дети оставались порядочными людьми. А педагоги должны и даже обязаны найти подход к каждому из них.
Уважаемые читатели, я хочу, чтобы вы не подумали, будто наши дети несут в себе только отрицательное начало. Проработав в школе сорок лет, из них тридцать – в начальной, я всегда болела душой за детей. Считаю, что во всех бедах наших школьников виновато общество и, конечно, семья. А дети вырастут такими, какими мы их воспитаем!
Успехов вам в воспитании детей, дорогие родители!
P.S.
В статье использованы материалы педагогов и психологов и сведения из интернета. А также выводы и наблюдения на основе моего педагогического опыта.
Надежда СЛЕПЦОВА
Коллаж Сергея Токарева
Материалы для участия в конкурсе принимаются до 13 июня 2022 года...
Сотрудники ГУ МЧС России по Нижегородской области распространили памятку для родителей...
Кто виноват? Этот извечный вопрос, который всегда волновал передовых людей России, волнует нас и...
Выплаты поступят семьям до 1 октября...
Акция направлена на повышение уровня цифровой грамотности и безопасности детей от потенциальных...
Комменатрии к новости