Воскресенская жизнь » Победители » Десять снимков о войне

Победители / Новости

Десять снимков о войне

Меня, пятилетнюю девочку, мама заставила учить стихотворение Роберта Рождественского «Реквием» к 9 Мая. На митинге дул сильный ветер с реки, и слова его мне пришлось выкрикивать.

Помню, что тогда на деревенской площади было много ветеранов, живых участников Великой Отечественной. Помню, что люди начали плакать на первых же строчках. А я кричала в небеса своим звонким голосом, многого еще не понимая.
«Люди, пожалуйста, помните! Какою ценой завоевано счастье…»,  – эти слова навсегда проникли в мою сущность. С тех пор прошло больше 30 лет, а я помню каждое слово в этом стихотворении. И сейчас, когда у меня самой уже есть дети, эти строки говорят со мной по-новому. Как донести до них, современных мальчишек и девчонок всю силу, всю значимость подвига их прадедов?

Так родился фотопроект «Десять снимков о войне». Суть его – создать постановочные фотографии с участием родственников, на которых запечатлены рассказы о войне. Истории наших. Наших мужчин и женщин, живших в то трудное время. Истории, которые можно просто рассказать их внукам и правнукам, надеясь, что они хоть чуть тронут их сердца

А можно предложить им прожить их самим. Чтобы понять. Чтобы почувствовать. Чтобы по-настоящему начать ценить историю своей семьи и людей, переживших непостижимо трудные моменты.
На этих фото – не только реконструкции историй из жизни моей семьи. Так было в каждой семье нашей страны…

Письмо

 Я никогда не видела фотоснимков, как женщина читает письмо с фронта. Не знаю, какое при этом у нее лицо… Но почему-то мне оказалось так просто это представить. Словно и я когда-то ждала этих писем. В предыдущей жизни… Как моя бабушка Феоктиста Рыбакова ждала их от мужа Николая и сына Арсения и, наверное, перечитывала много-много раз, прятала в кармане фуфайки и носила всегда с собой. Так же и две другие мои прабабушки ждали этих писем – Мария Булыкова – от двоих сыновей, Катерина Цымбалова – от мужа Авраама. Так что этот снимок можно считать собирательным образом. Письмо – настоящее, из семейного архива. Сама читаю его не без слез. Эмоции изображать не пришлось.

Письма с фронта читает Наталья Уткина, автор

Мать

 Моя прабабушка, Мария Андреевна Булыкова, которая однажды, уже после войны, станет свекровью Марусе-почтарке (и окажется, что у них не только имена одинаковые, но и день рождения в один день) проводила на фронт двоих сыновей, Виталия и Леонида. Двоих из троих своих сыновей. Она никогда не была сильной и выносливой. Эта бабушка – воплощение добра и любви к миру. Кроткая, мягкая и такая простая, что даже трудно себе представить. Назад в Черново не вернулся ни один из них…

В роли Марии Булыковой (Шибаревой) - мама автора, Валентина Геннадьевна Уткина

Маруся-почтарка

 Моя бабушка Мария Рыбакова из деревни Краснояр в военные годы была почтальонкой. Маруся-почтарка, так звали ее жители деревень Игнатьево, Троицкое, Безводное, Краснояр. Именно туда ей надо было разнести весточки с фронта. С почты в Троицком… Трудно представить, какой удар пришлось принять на себя девочке, которая первая из всей семьи узнала о смерти… Сначала – папы, а потом – старшего брата. 
Маруся держала в руках те серые казенные конверты и, конечно, не верила. Вторую похоронку, на брата Арсения, она решила не показывать матери. Девочка спрятала ее между бревнами под крышей хлева. Несколько дней она терпела. Но долго носить в себе это не смогла…
Помню, бабушка Маша мне говорила: «Не верь, когда говорят, что в войну люди в деревнях боялись почтальона, ругали его, бранили! Нет, почтальона ждали как Бога! А уж если хорошую весточку принесут, так накормят даже кто чем мог, гостинец какой сунут…» Боялась ли она сама? Наверное, потому что ходить приходилось одной, в любую погоду. Тропка была натоптана берегом Усты.

В роли Маруси-почтарки ее правнучка Василиса Назарова

Авраам и Катерина

 В моей семье была и счастливая встреча. Авраам Цымбалов, мой прадед, вернулся с войны живым в родную деревню Изъянки.
Бабушка Зоя, его дочь, мама моего отца, передала нам рассказ своей мамы, Екатерины Цымбаловой: «Прошел День Победы. Мы ждали папу. Нам уже кто-то из деревенских, раньше его вернувшихся солдат, сказал, что он уже добирается домой. 
Он пришел, когда все в доме еще спали. Рано утром. Тихо постучал в окно. Мама испугалась, вскочила и выбежала на улицу в одной сорочке и платке»…
Дети тогда его не узнали. Сторонились и долго стеснялись этого чужого дядю. Которого не видели несколько лет…
Для меня тема возвращения солдата с войны – это не просто момент для фотовдохновения. Как женщина я очень глубоко ее чувствую. По-своему. 
Смотрю открытки, снимки с Дня Победы, а там- это общее чувство радости и ликования. Букеты сирени, поцелуи…Я же представляю все немного по-другому. В первую очередь – это страх. А тот ли мужчина вернулся ко мне, которого я проводила и ждала четыре долгих года? Тот ли, которого любила, или уже другой… А сам солдат? Ему тоже нелегко. Ведь он не знает наверняка, ждут ли его еще. А может, его косой косит уже другой мужчина?…

В ролях Катерины и Авраама - сестра автора Надежда и ее муж Илья

Фотография, которой нет

Некоторые снимки еще не успели появиться. Но они обязательно появятся! Этот проект я приостановила и из-за смерти папы. В моем замысле он изображал бы своего отца, Капитона Федоровича Уткина из Больших Отар. В конце своей жизни дед начал вести дневник. А в нем записал свой военный путь. На фото папа, который после 50-и располнел и стал очень похож на своего отца, должен сидеть за столом и вносить очередную запись в дневник. Это была бы последняя фотография проекта.
Очень жаль, что ветераны ушли. Уже уходят их дети. Война остается все дальше. Но мы еще живы. А, значит, должны сделать все возможное, чтобы невозможно трудные судьбы наших родных не были забыты. Снимать фильмы и показывать их детям, делать фото, рисовать с ними рисунки, писать стихи и песни. Донести эти главные мысли до детей теми способами, которые им понятны.
Это наши семьи. Это наша гордость. Это наш повод уважать свою нацию. Тем более, что приходит время новых героев.

Пост-скриптум

Нельзя не сказать пару слов о том, как сами мои родные отнеслись к идее съемок.

Спасибо, что никто из них не отказался. Мама шутила, пока надевала старое платье и пиджак, перевоплощаясь в свою любимую бабушку Машу, завязывала белый платок, как та любила (даже на похоронах знакомых в Чернове все были в черных платках, а наша бабушка – в белом). Но слезы выступили на глазах на улице, когда она наконец поняла, что стала женщиной, отдавшей фронту двоих красивых, молодых мужчин. Своих ненаглядных сыновей.
Василиса ужасно замерзла в роли Маруси – почтарки. Но на берегу реки, где сделаны снимки с ней, стоит наш дачный дом. Там ее ждала теплая печь. «Наверное, я бы так не смогла!» – после говорила она про бабушку Машу.
Надежда, может, чуть не дотянула в эмоциях до Ильи. Но, я уверена, что этот момент они оба пропустили через себя.
Хотелось бы снять еще две семейные истории.
На одной из них Маруся убирает с гвоздя повешенный на него костюм погибшего на войне старшего брата Арсенюшки. Она хотела это сделать, чтобы мать больше не плакала, чтобы этот костюм ей лишний раз не напоминал о нем. Но мать так сердито приказала ей вернуть костюм на место, что Маруся не смогла ослушаться.
А на другом сама мать, Феоктиста Ивановна Рыбакова. Она работала водовозом в колхозе во время войны и на быках возила воду для красноярской фермы с Усты. Как она одна тягала фляги на телегу? Наливала ли ведром? Сразу после ухода мужа на фронт у нее случился выкидыш. Прямо на берегу реки. Двойня.

Эти семейные истории – большая ценность. Они лишь маленькие кусочки большого пазла. 

Который нам уже, увы, не собрать полностью никогда. Но кусочки эти мы храним в самом надежном месте. В своем сердце.

Наталья УТКИНА

Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: