Воскресенская жизнь » Имена » Родным на радость

Имена

Родным на радость

Чего можно пожелать человеку на 90-летний юбилей? Понятное дело – здоровья. А бодрость духа, хорошая память, желание общаться, работать – все это есть у Бориса Васильевича Мозжанова из Воскресенского, который 22 октября отметил ту самую дату, 90-летний юбилей.

Сноха Надежда, жена младшего сына, Николая, говорит про него так:

– Он молод душой! Каждое утро у него начинается с новостей. Мы телевизор не смотрим, он нам все рассказывает, что в мире происходит. Вот уже почти два года Борис Васильевич живет у нас. И мы этому очень рады. Ведь пока он жив – мы тоже дети. Он же у нас портной, «семь раз отмерь – один отрежь», поэтому очень долго думал, решался на переезд. Но все-таки надумал. В своем доме в Уколове бывает каждые выходные. Мы там баню топим, ездим туда всей семьей по субботам. Воскресенские родственники собираются у него. Память у папы отличная, ему все интересно, «Воскресенскую жизнь» прочитывает за неделю по нескольку раз. Кажется, на любой вопрос у него можно получить ответ. Или совет: где какие грибы растут, где какая рыба ловится – это он все помнит и знает. И нам передает. До сих пор шьет внукам рукавички. Они зимой гулять ходят, смеются. Говорят, у других ребят уже руки промокли, по домам разбежались, а мы гуляем, нам тепло. Всем соседям подарков нашил! Прихватки, варежки, кепочки…

Без дела Борис Васильевич не сидит. В комнате у него настоящее мини-ателье. Перерабатывает ненужные ткани, одежду в новые вещи, приводит в порядок старые, еще нужные. Всю округу предупредил: «Если есть что на починку – несите!» Нитку в иголку вдевает без труда. Старенькую здешнюю швейную машинку «прокачал», поставил мотор и ножной привод. И всем ему хочется делать подарки!

Сколько за жизнь всего перешито… Ведь этому ремеслу он научился еще от своего отца, Василия Ивановича. Это было одним из главных дел его жизни, которое и сына выручало всю жизнь.

– Даже в армии я работал портным. Служил в секретной части, на военной базе, где хранились боеприпасы. Про нашу часть говорили «Бери больше – бросай дальше». Нас даже самолеты облетали. Очень, очень востребован там был портной! Представляете, сколько мужчин, сколько одежды. Меня отпускать не хотели, сулили звания, золотые горы. Но я ведь там сначала чинил солдатскую одежду руками. Потом мне отец купил машинку, и я за ней домой ездил. Вот тогда дело лучше пошло! А уж потом мне привезли большую, кабинетную иностранную швейную машину «Веритас».

А она не работала. И никто не мог починить. А я челнок со своей машины в нее переставил, он подошел, и она начала шить! И моя с другим челноком – тоже!

В Воскресенском Бориса Васильевича знают не только как портного из КБО, но и мастера по пошиву шапок из шкурок. В музей культуры дерева он передал деревянные заготовки-болванки, инструмент, готовые изделия, хранящиеся у него. И сейчас все гости, приезжающие туда, могут увидеть эти вещи на выставке промыслов.

Ну а о том, что он – сплавщик, вообще мало кто знает. Хотя в юности он ходил на соймах до Волги и помнит всю работу речников.

– Я был обрубщиком, ходил по реке с Василием Васильевичем Булановым. Он – потомственный лоцман. Как он знал реку, как он мастерски вел сойму на реке! Мы однажды попали в настоящую заваруху. Было это осенью 1949 года. Перед нами на перекате встал затор из клеток. Что делать? Люди там неделю уже простояли, потратили все деньги, издержались. А двинуться не могут, мелко, реку в резиновых сапогах перейдешь.

Современному человеку, далекому от сплавных дел и терминов, трудно понять ситуацию. Но суть в том, что лоцман Буланов завернул первую клетку поперек реки и поставил ее в виде плотины. Вода пошла сбоку от нее на берег. Намыло новое русло, по которому счалу за счалой воскресенские речники, обогнав всех, протащили свои однорядки, а в завершении еще и сопровождающий их баркас. Как на этот маневр реагировали попавшие в водный плен люди? «С вытаращенными глазами смотрели», – говорит сам Борис Васильевич.

Каких только чудес не повидал он за жизнь… Совсем недавно в «ВЖ» был опубликован его рассказ, как к марийцам в избушку медведь забрался – это случилось на лесозаготовках в Марий Эл в 1950 году. Таких вот невыдуманных историй у него наберется на книгу.

– Мы работали гораздо лучше марийцев. Знаете, почему? Их пригнали из разных колхозов, а мы все знали друг друга, помогали друг другу. Какая была задача? На речке Дорогуче мы стояли на каждом повороте по человеку, толкали бревна баграми. Сплавляли бревна вниз, из самих делянок. Речка узкая, холодная. Прозеваешь бревно, и все: оно встает поперек и сразу – затор. Потом разгребай его два дня. Тут уж было одно правило на всех: будь ты хоть женщина или мужик – полезай в воду, раз не уследил. Но мы справились гораздо раньше срока, еще и марийцам помогали последние недели.

Он интересно рассказывает, помнит все географические названия, имена и фамилии всех бригадиров, начальников, своих знакомых, с которыми работал. И он ни на что не жалуется.

Борис Васильевич Мозжанов созерцает мир из своей маленькой комнатки, строчит на швейной машинке, ходит любоваться лошадями и проверяет свой большой яблочный сад по выходным. Человек, любимый детьми, внуками и правнуками. Уважаемый в районе человек. Только здоровья и остается ему пожелать. На долгие, долгие годы…

Наталья УТКИНА

Фото автора

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: