Воскресенская жизнь » Имена » Остался верен присяге

Имена / Новости

Остался верен присяге

 Евгений Владимирович Скобелев уже был гостем нашей газеты в рубрике «Своими словами». Но не написать еще раз о нашем земляке, скромном, заслуженном человеке было бы неправильным.

Подполковник морской авиации Евгений Скобелев родился в Попихе. В 1977 году окончил Благовещенскую школу. Отучился в «летном», 15 лет прослужил в Крыму и 17 лет в Пскове. Потом белгородчина – два года. Пришлось вернуться в родные края, когда здесь заболела мама.
– Как и большинство пацанов моего поколения немного романтик. Изъявил желание поступить в летное училище, приложил усилия, и почти 33 года отдал вооруженным силам. Прослужил в корабельной авиации военно-морского флота. Сначала СССР, а потом РФ,  – рассказывает Скобелев.
Прежде чем парню из воскресенской деревни оказаться на палубе вертолетоносца прошло долгих (или коротких) пять лет. Что испытал он тогда?
– Наверное, гордость, что смог,  – отвечает Евгений Владимирович. – Как к этому шел. Как и любая другая работа. В каждой есть свои нюансы и особенности. Летал на вертолетах: «МИ‑2», «МИ‑8», «КА‑25», «КА‑27», «КА‑28». Под конец службы переучился на самолет «АН‑26», но полетать, к сожалению, не успел. Был уволен из вооруженных сил.
На последнем предложении Евгений Владимирович делает какое-то особенное ударение. Видно, что своими мыслями, мечтами, душой он еще в небе. Там, куда стремился юношей из деревни.
– Уволили не по состоянию здоровья, а указали 1968 год рождения и старше – всех увольнять. Хочешь – не хочешь, можешь – не можешь не спрашивали, – подытоживает Евгений Владимирович.
Болеют или нет небом сегодня мальчишки? Лет десять уже никто не подходит к Евгению Владимировичу, чтобы посоветоваться о выборе профессии летчика. А 20–30 лет назад были и встречи в школах. Дети стремились, узнавали. Таких последнее время не встречается – чтобы мечтали и добивались своей мечты о небе. Сейчас в основном интересуются коммерцией. Быстрее денег заработать.  – А романтика, наверное, уже и слово-то такое забыто. У нас маленько было по-другому, но и возможности другие были тогда, – делится военный летчик.
Первый раз Евгений поднялся в воздух 5 мая 1978 года.  Последний раз – сейчас уже можно сказать, что последний, отмечает пилот, – 2 апреля 2009 года. Тридцать лет в небе. Обычно, как говорят, что человек счастливый, если он с утра идет на работу с радостью. Я, наверное, из тех. Может идеалист немного.
Летная специальность Евгения Скобелева особенная. Корабельная авиация. Между ней и наземной есть серьезные различия. Наземное базирование – рядом дом, земля. Корабль – всегда обособленное что-то. Если выход в море, то практически изолированное пространство.
– Когда я молодым лейтенантом впервые оказался на палубе военного корабля, нам говорили: «Сынок, что видишь слева? – Море. Справа – море. Сзади – море и море». И так четыре месяца. Чисто психологическая особенность. Сам процесс выполнения полетов и цикл летной деятельности не отличается. Все это красиво и романтично, к чему и стремились.
– На любом военном корабле должны быть площадки. Только у нас, по-моему, сейчас корабли идут без площадок, а за границей у всех больших – площадка для посадки вертолета. Когда морская авиация появилась, нас называли «длинные руки». У американцев авианосцев в строю порядка пятидесяти. А у нас один, и то еле-еле. Что сделаешь? Авианосцы строили в Николаеве, все это осталось в Украине. Пошло «на иголки». Успели перегнать теперешний «Кузнецов» как раз перед развалом – он и остался, – рассуждает о морской авиации Скобелев. – Я захватил самый расцвет советской армии – с конца 70-х до начала 90-х. Тогда все цвело и пело. – В развал уже служил на Украине. Когда распался Советский Союз, мы были в походе на корабле в Средиземном море, и так получилось, что на борту оказались сразу же граждане семи государств под общим флагом СССР. Государство распалось, нас даже не хотели принимать ни в один порт, потому что такой страны уже нет. Все прошло через меня. Кто-то принимал присягу и оставался в других странах. Кто-то увольнялся. Я остался верен одной присяге, но перевелся с Украины в Россию. Было очень тяжело. Были как беженцы. Но надо отдать должное – тогда еще Лужков был и Москва шефствовала над нашими кораблями. Помогали. 

Небо с древности завораживало человека. Именно поэтому летчики всегда пользовались большим уважением. Работа не только сложная, опасная, но и удивительно интересная

– Я с вами беседую, значит, это ангел-хранитель мой. Аварийные ситуации были, – продолжает беседу Евгений Владимирович. – С конца 70-х – начала 80-х наше поколение, кто выпускался из летных училищ, прямиком в Афган шли. У нас с выпуска – 26 человек, то есть каждый десятый там погиб. Я девятый, наверное, в строю стоял.
– Сейчас говорят – американцы бряцают оружием. Так и у нас было. Дальние походы на Кубу, в Персидский залив во время «Бури в пустыне», – рассказывает о боевых буднях летчик. – Где война идет – там присутствовали наши корабли. Претензий к американцам как у профессионала нет.
– А так, только хулиганили – подойти крыло к крылу, винт в винт на вертолете – подошли, полетели, посмеялись. Показали большой палец вверх – это было. Молодые ребята – 23–25 лет. Хочется попробовать. Подлететь поближе. Озорство. Хулиганство ведь осознанно делаешь, а озорство не задумываясь.Если нужно показать, что они нарушают или мы, то можно так сфотографировать. – Сделать комбинированный снимок не сложно.
В Эмиратах стояли вместе с линкором «Висконсин». На бытовом уровне проблем нет абсолютно никаких. Что там политики – до нас и не доходили эти вести, что они там. Как в лесу – сверху чего-то дует, качается, а снизу ходи, грибки собирай.
– Покойный товарищ Сережка Ерохин был в Индийском океане. Вода 37 градусов – почти как в бане. Жара, летали в разовой тропической форме. Хлопчатобумажные шорты и майка. Сергей подлетел к кораблю, его сфотографировали, а он еще в шлепках-вьетнамках был. Улыбается. Был скандал международный, в газетах писали. Мы-то посмеялись – у нас у каждого куча таких фотографий.
Сегодня остро стоит вопрос нехватки пилотов пассажирских самолетов. Не секрет, что многие военные летчики, уволившись в запас, переучиваются на «пассажиров». Летчики пассажирских отрабатывают тренажи в основном на симуляторах. Автопилот у них может от взлета до посадки помогать.
– На военных машинах учили по другому. Если два двигателя и отказ одного из них, то это обычный полет. Какие-то задачи не можешь выполнить – возвращаешься на базу, – рассказывает Скобелев. – Спокойно летишь и садишься. По нашему курсу четвертый полет – уже с одним 

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото Сергея Марцева, из архива библиотеки и из открытых источников

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: