Воскресенская жизнь » Фитиль » От линотиписта – к метранпажу поступал текст будущей газетной полосы

Фитиль

От линотиписта – к метранпажу поступал текст будущей газетной полосы

Трудно представить, какою была редакция газеты сто лет тому назад. Быть может, в этот юбилейный для редакции год кто-то из моих коллег, обладая достоверной информацией, и перекинет мостик из 2021-го в 1921 год. Ну а мне в руки попался иллюстрированный альбом, выпущенный к 50-летию районки.

Проводить параллели? Банально. Но иногда хочется. Особенно если взгляд зацепляется за незнакомое слово. А оно и правда оказалось прочитанным впервые.

Линотипист. Сорок лет назад работала в этой должности Валентина Рябкова, комсомолка, всего два года назад окончившая Горьковское профессиональное училище № 41. Молодая миловидная девушка к выпуску газеты имела самое непосредственное отношение. Она работала в типографии. А типография входила в состав редакции газеты.

Вот и тот материал с ее фотографией называется «Воскресенские полиграфисты».

Отправляюсь в гости к Валентине Геннадьевне. Сейчас она на заслуженном отдыхе.

– На этой фотографии я сижу за линотипом. Это- огромная машина, чуть не до потолка. «Россия‑1» называлась. Профессия моя- наборщик на наборных строкоотливных машинах. Я училась на наборщика вместе с двоюродной сестрой, Наташей Шаровой. Ее отец был водителем и подвозил как-то главного редактора. Мужчины разговорились, и так решилась наша судьба. Николай Павлович Софронов дал нам с Наташей направление от редакции. И вот я – за линотипом, в нашей воскресенской типографии. Клавиатура там была почти такая же, как на компьютере. Набираешь строчку текста, потом пускаешь ее на отливку. В этой же машине вручную выбирали шрифт. Было четыре магазина со шрифтами. Николай Константинович Белов уже тогда был ответственным секретарем. Он мне приносил заметки. Для набора. С меточками, где какой нужно выбрать шрифт. Например, петит-курсив, петит-литературная. А потом? Беру строчки в руку и несу на большой стол. Там метранпаж (еще одно незнакомое словечко!) уже работала с моим набором, верстала вручную полосу. В должности метранпажа работала Фаина Васильевна Кокорева. Она руками ставила все заголовки и делала первый оттиск полосы, который потом относили корректору на вычитку.

Как интересно рассказывает Валентина Геннадьевна! С ее слов типография представляется какой-то кухней, где каждый выполняет свою часть работы по изготовлению одного общего, сложного блюда. И если на настоящей кухне, например, ресторана, один моет овощи, другой чистит картофель, третий разделывает мясо, четвертый помешивает в кастрюле большой ложкой, а пятый проверяет, вкусно ли получилось, то и здесь все было так же.

Сколько ручного труда вложено было людьми в создание каждого номера! Ведь сейчас нам уже сложно представить, как это можно – взять в руки строчки текста. А они тогда брали!

Несомненно, на выпуск одной полосы тогда уходило гораздо больше времени. Валентина Геннадьевна вспоминает:

– Я работала, когда главным редактором был Николай Павлович Софронов. Он очень, очень тщательно относился к газете. При нем была вечная правка! Он мог снимать с полосы целыми заметками, все переделывал. И мы сидели до девяти вечера в те дни, когда газету сдавали в печать. Печатники приходили к четырем часам вечера и должны были напечатать девять с лишним тысяч листочков, плюс еще сколько-то на брак.

Проработала всю жизнь с любовью! А какой у нас коллектив был, восемь человек. И многие до сих пор вспоминают с благодарностью и то время, и Елену Рудольфовну Смирнову, еще одного главного редактора газеты. Потому что получили не только работу, но и жилье. Почти все остались с квартирами, которые потом оформили в собственность.

Редакция и типография тогда располагались на улице Пушкина, в здании около храма. Валентина Геннадьевна помнит и пожар, событие, которое разделило историю воскресенской районки на «до» и «после».

– Он случился летом 1992 года. После пожара редакцию перенесли в райком комсомола, где сейчас детский центр. Газету стали печатать в Красных Баках, а нам сказали искать временно другую работу. Я ушла в детский сад и одиннадцать месяцев была там нянечкой. А потом нас позвали оборудовать себе цеха на новом месте, на улице Ленина. Мы красили стены и потолок, завезли новые машины. Я стала работать на «Россия‑2». А потом, спустя годы, и ее сдали в металлолом. Мы сами тогда все разбирали и вывозили. С 2004 года типография перешла на компьютерный набор текстов. Я, кстати, до пенсии успела и за компьютером поработать с набором.

Сейчас от типографии осталась комнатка на первом этаже, под редакцией. Это совсем другая организация. Занимается она выпуском бланочной продукции. Разросшийся МФЦ, который занял ее помещения, нужен району больше. Но в одной комнатке еще пахнет краской и грохочут механизмы. Здесь работает Сергей Щепкин. Сейчас он руководитель этой организации.

В 1997 году появились новые технологии и распалась тесная связка газеты и воскресенской типографии. За четверть века районка сменила несколько типографий, рождающих ее на свет. Сейчас она печатается в Нижнем Новгороде, в АО «Прайм Принт Нижний Новгород». Каждую среду по электронной почте свежеиспеченные газетные полосы в формате PDF из редакции отправляются туда. А уже в четверг завтрашняя газета появляется в редакции, чтобы в пятницу разлететься по своим подписчикам и покупателям. Линотипист ей больше не нужен, метранпаж – тоже. Они – ее прародители, пусть устаревшее, но необходимое звено в цепи событий эволюции любого газетного издания.

Наталья УТКИНА

Фото из семейного архива Рябковых и из интернета

От линотиписта – к метранпажу поступал текст будущей газетной полосы

От линотиписта – к метранпажу поступал текст будущей газетной полосы

От линотиписта – к метранпажу поступал текст будущей газетной полосы

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: