Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по
тел. 8 950 604-05-94.
С 15 по 21 июня им будет помощник главы администрации Елена Позднякова

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

НАШ АРХИВ

Были и предания "избы на яру"

Г - Галибиха

   Есть в Воскресенском районе деревня Галибиха, известная усадьбой, о которой слышал, наверное, каждый воскресенец и которая является настоящим культурным наследием не только нашего района, но и Нижегородской области. Речь идет об усадьбе Левашевых.
   Летопись усадьбы начинается в 1831 году, когда отставной гвардейский поручик Николай Васильевич Левашев из старинного дворянского рода покупает себе поместье в селе Богородском, что по соседству с Галибихой. Места эти так ему понравились, что решено было заложить усадьбу в соседнем селе Галибиха, на живописном обрывистом берегу Ветлуги. Строительство взяли в свои руки сыновья и зятья Николая Левашева.
Летом можно попасть на экскурсию по усадьбе, как можно лучше почувствовать атмосферу жизни помещиков России XIX века.
   Мы поинтересовались у методиста по экологическому воспитанию в природном парке «Воскресенское Поветлужье» Валентины Самуиловны Куюмовой, есть ли какое-нибудь предание, связанное с известной семьей аристократов.
   – Есть одна история. Ее передавали и пересказывали из поколения в поколение, но никто так точно и не знает, как все было на самом деле. Николай Васильевич был хорошим другом известного поэта Антона Антоновича Дельвига. Когда Левашев приезжал в Петербург, он всегда останавливался у Дельвига, а Дельвиг в Москве – у Левашева. Дружба их была настолько крепка, что в семье ходило одно предание, которое можно отнести даже к разряду страшных историй.
   Друзья поклялись друг другу, что тот, кто первый умрет, придет к тому, кто будет жив, в гости. Антон Антонович умер рано, и Николаю Васильевичу однажды приснилось, словно открылась дверь и вошел его умерший друг. Левашев вскрикнул и проснулся. И кто знает, был это действительно сон или настоящее видение.
   Не менее интересна история об отдельном доме, который сейчас находится напротив Галибихинской школы, вдалеке от остальных построек усадьбы. Считалось, что этот отдельный дом был построен для дочери Валерия Николаевича Левашева Анастасии. Девушка была строптива, с ее сложным нравом не могли справиться даже ее братья, и отец приказал построить ей отдельный дом, подальше от трех остальных.
   Александр Петрович Викулов, прямой потомок рода Левашевых, 26 июня приезжал в усадьбу своих предков, и от него удалось узнать интригующую историю о кладе, зарытом его дедом Валерием Валерьевичем Левашевым.
   – С началом революции помещик решил закопать все драгоценности и украшения своих дочерей в саду под дубом. Решил, видимо, сохранить какое-то богатство в случае опасности и беды. Но садовник сумел это дело подглядеть.
   Увидел, где клад спрятали хозяева, да потом и выкопал. Такой вот был сюжет. Клад так и не нашли.
   Но некоторые жители деревни до сих пор считают, что клад был зарыт не в саду усадьбы, а в сосновой роще, дальше от усадьбы по берегу Ветлуги. Конечно, более вероятна версия потомка рода, Александра Петровича, которую рассказывали в семье, но кто же знает, ведь история галибихинских старожилов тоже откуда-то должна брать свои истоки.
   Происхождение Галибихи тоже овеяно легендами. В семье Левашевых сохранилась версия, предложенная каким-то знакомым, явно германофилом. Он «нашел» корни слова в немецком языке (гар-либ-их) (очень люблю я. – Прим. ред.). Но при чем здесь немцы, да еще и «влюбленные»? Версия совсем не согласуется с обычаем присваивать здешним деревням имена с явно русским окончанием.
   В Галибихе можно услышать легенду о бедном татарском юноше Галибе и дочери хана. Влюбленные бежали в поисках такой глуши, которой бы никогда не достиг отец невесты. Выбрали место на крутом берегу Ветлуги, построили избу. Люди хана все-таки нашли их, но место пустым не осталось – появилась богатая деревня.
   Но это не единственная легенда о ее происхождении.
   Первое упоминание о Галибихе относится к 1647 году. Дома строились на берегу Ветлуги. Один смельчак вынес избу на самую кручу. Она была видна издалека, поэтому деревня так и стала называться «изба на яру». Справа и слева к избе пристраивались домики, население на яру росло.
   В одном из них поселился неизвестный. Но внимание привлек не он, а его жена. Была она черноглазая и бойкая, по-русски понимала плохо. Его звали Михаилом, а ее – Сары-Бары. Жили они не сторонясь соседей, но как только появлялись приезжие, сразу же закрывались в своей избушке.
   Однажды рано утром в деревне появился торговец и стал предлагать жителям обменять шкуры на деньги. Ему встретилась Сары-Бары. Молодая женщина вспыхнула, коромысло съехало с плеч. Торговец не обратил на нее внимания и продолжил бойкий обмен. Но не прошло и недели, как в деревне появились вооруженные люди. Они прошли к избушке новожилов, вскоре раздался крик. Татары вывели за руки Михаила и плачущую навзрыд Сары-Бары. Люди в деревне не замедлили прийти на помощь, сбежались. И бывший торговец сказал, указывая на Михаила, что это холоп Мирзы-хана, а Сары-Бары – внучка Мирзы-хана. И, кажется, завершится все тем, что татары убьют Михаила, а внучку хана возьмут в плен и повезут к отцу.
   Но не тут-то было. Откуда-то из-за спины женщина выхватила нож и нанесла обидчику удар по лицу. Народ дружно бросился на защиту молодой семьи. Татары бежали, и лишь торговец остался лежать у ног внучки хана. Слышно было только одно слово от него: «Галиба! Галиба!» Она попросила отпустить пленника, а ее с тех пор стали называть Галиба, что значит по-татарски «победительница».
   Никто не знает, какая легенда наиболее близка к реальности, но то, что это место полно тайн и загадок, не вызывает сомнений. Старинная усадьба с богатой историей, разливающаяся Ветлуга и шум тополиной рощи на берегу – все это поможет почувствовать умиротворение, спокойствие и вместе с тем необъяснимую тоску по чему-то далекому, но родному.

Анна КОСТРОВА
Фото Сергея Токарева

Были и предания "избы на яру"

Были и предания "избы на яру"

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Азбука легенд и преданий
5-09-2017, 15:01


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук