Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Настин яр

Азбука легенд и преданий

Настин яр

М - Макарьевский благовест


   Пожалуй, нет никого, кто не слышал бы легенду о граде Китеже, ушедшем под воду. А ведь в нашем районе есть еще одно место с похожим преданием. Часто озеро Нестиар называют братом Светлояра. И не зря.

Старец Нестер

   Несмотря на то что территориально село Нестиары находится ближе к областному центру (в сорока километрах к югу от Воскресенского), дорога туда «заросла» наполовину вымершими деревеньками. Да и в самом селе остались только отголоски былого величия. Здесь еще теплится жизнь: работают ДК, школа, медпункт, магазин, почта, библиотека, администрация, в последние годы активно идет восстановление старинного храма Святого Николая Чудотворца (1859 года постройки). К слову, церковь стоит как раз на берегу не менее легендарного озера, чем Светлояр.
   Озеро Нестиар практически в два раза больше: площадь около 30 гектаров, а глубина, по некоторым данным, достигает 24 метров. Ученые считают, что оно (как и многие другие) метеоритного происхождения. Местность рядом в основном болотистая, входит в крупнейший в области болотный массив – Камско-Бакалдинскую группу. Эти водно-болотные угодья имеют ни много ни мало международное значение, а само озеро Нестиар является государственным памятником природы, где обитают редкие виды птиц и растений.
   И все же отправились мы к его берегам не за научными исследованиями, а за легендами, которые оно хранит под своими холодными мутными водами. Встретила нас местная жительница, методист Дома культуры, известная в районе поэтесса Ольга Павлова.
   – Здесь большинство жителей могут вам рассказать самую известную легенду о происхождении названия озера. Она гласит, что некогда жил в лесах местных старец Нестер, который геройски погиб во время нашествия полчища хана Батыя. А монастырь, который стоял на берегу, ушел под воду. Оттого и можно слышать здесь колокольный звон, доносящийся из-под водной глади.
   Нельзя не согласиться, что уж очень похожа эта легенда на ту, что обычно рассказывают музейщики, когда речь заходит о Светлояре.
   Есть еще одна версия того, откуда пошло название озера. Заблудились как-то охотники в лесах здешних, дремучих, болотистых и случайно набрели на озеро широкое. Погода стояла промозглая, ненастная. Оттого и прозвали они это место Ненастный Яр. Со временем это название видоизменилось до современного Нестиар.

Летающий храм

   Одна из известных легенд описана в очерке Николая Оглоблина «Василь». Несколько веков назад соборный храм города Василя, в котором находилось сорок богомольцев, вдруг двинулся с места за крестным ходом и несущейся перед ним иконой Варлаама, перелетел через широкую Волгу, минул таежные леса и скрылся в водах озера Нестиар. И по сей день он остается невидимым, но истинные последователи «древних христиан» могут слышать звон его колоколов, пение стародавних васильчан и проч.
   Н. Оглоблин подчеркивает, что это старообрядческая легенда, которая имеет под собой историческую основу: «Весной 1556 г. в день Преполовения во время совершения обедни страшный напор вешней воды реки Суры смыл и разрушил Покровский собор града Васильева, причем погибло несколько молящихся, очевидно не успевших спастись и разбежаться».
   Со временем воспоминания о страшных событиях превратились в красивую легенду. О чудесах, связанных с Нестиар-озером, как оказалось, можно рассказывать долго. При подготовке материала всплыло столько различных преданий, что уж и не поймешь, где правда, а где вымысел.
   Так, еще один небезызвестный писатель, Николай Толстой, в своих «Заволжских очерках» рассказывает о поездке в деревню Нестиар, где хотел послушать рассказы знаменитого медвежьего охотника. В разговоре со стариком автора заинтересовал обычай местного народа выходить в канун Светлого Христова воскресения на угор перед озером, поближе к часовенке. В благоговейных молитвах прихожане ожидали гула, доносившегося от макарьевского благовеста. «Иные думали, что древний колокол чуть подавал древней иконе (образ угодника – святыня всего околотка. – Прим. авт.); другие считали, что воды озера притягивают лесное эхо, перекликающееся по ветроломам.
  По этим натуральным просекам, уверяют они, эхо передается на огромное пространство».
   По другой версии, местные жители считали, что их озеро сообщается подземными истоками с Волгой, и потому гул передается по воде. Так или иначе, лично проверить народное убеждение автору не случилось, да и нам тоже...

Заговоренные клады

   Какая же история без спрятанных сокровищ! У нижегородского писателя Андрея Мельникова-Печерского есть пересказ о зарытых кладах на берегах большого озера. В стародревние времена, «когда голытьба Волгой владела», атаманы и есаулы грабили суда купеческие, города и села, доставалось и церквям. Не любили они «монахов». Все лето они добром запасались, а зимой на Керженец, в леса зимовать уходили, там-то и закапывали свои сокровища. «Вон хоть между Дорогучей да Першей два диких камня из земли торчат, один поболе, другой помене, оба с виду на коней похожи. Так и зовут их: Конь да Жеребенок.
   Промеж тех камней казацки зимницы бывали, тут и клады зарыты... А то еще озера тут по лесу есть, Нестиар, да Култай, да Пекшеяр прозываются, вкруг них тоже казацки зимницы, и тоже клады в них зарыты...»
   Но найти те клады может только тот, «кто вещбу знает, молви только ее, клад-от сам выйдет...»
   То ли из-за разбойников, то ли из-за серых вод, но ходят слухи о Нестиаре как о темном озере. Мол, питается оно энергией всего живого, будь то человек, животное или растение. А кто-то и чертей видал, затуманят они разум и заставляют идти в воду. Хорошо, если вовремя придешь в себя.

Настин Яр

   Пока мы вглядывались в загадочные мутные воды озера, а порывистый ветер, казалось, пробивал до костей, наша спутница Ольга Павлова поведала нам другое предание – из книги «Легенды и сказы лесной стороны» Сергея Афоньшина.
   Землями низовскими (так раньше называли нижегородские земли) правили в те времена князья Кирдяпы. И прослышало войско басурман-ордынцев о неладах между Кирдяпами, и задумали они Низовский Новгород захватить. Но поднялись на защиту все горожане, а смелее и ловчее всех была Настёна-краса.
   Но в боях лицо и глаза ей огнем опалило, стрелы плечи ранили, а руки смолой обварило. Упала она сраженная. Подобрала и выходила Настеньку побирушка Улита. И все же осталась девица калекой непригожей. Утешение и радость находила в работе и рукоделии. И пошла о ней молва по городу как о мастерице-рукодельнице.
   Как-то раз встретился ей молодой князь Кирдяпыч, который когда-то бросал к ее ногам серьги золотые, княгиней своей назвать хотел. Но не узнал он обезображенную Настю и кинул ей монету, как нищенке. «Видно, такой-то красе дорога к Волге по росе», – подумала Настя и побежала к Волге-матушке просить помощи.
   Но отправила ее Волга к брату Керженцу излечить раны. Сказал он ей: «Из ржавых болот свои воды несу, корни деревьев обмываю, жажду зверей утоляю, а недугов людских не исцеляю». И послал он Настеньку к озеру Ясному Яру.
   Зашла в него Настя, омыла водой лицо, щеки стали гладкими да чистыми, глаза засияли, рубцы на теле затянулись, а руки, сколь ни мыла, остались безобразными. И сказал Ясный Яр: «Не дано мне, девица, больше трех недугов исцелять. Ты беги в полдень к моему брату Яру Темному, он полон водами волшебными, авось и вылечит».
   Пришла к его берегам, а он молвит в ответ: «А почто тебе, девица, руки белые? Рукам умелым надо радоваться, чтобы делами себя украшать. А белые руки хилые да неумелые. А твои-то руки – слава всему городу!»
   И подумалось ей: «И вправду!» Пустилась в обратный путь, а тут и князь узнал ее и посватался. На свадьбе гости заметили изуродованные руки молодой жены и смеяться стали. И князь промолчал, не заступился. Бросилась она снова к Яру Темному. Рассказала о своей беде, зашла в воды его, и сделались руки ее чистыми да белыми. И так ей стало радостно, что нырнула она вглубь озера, а вынырнула лебедью. Прискакал за Настей князь, но увидел только птицу белую на волнах озера. С тех пор и стали называть то озеро Настин Яр.

***

   Кто бы мог подумать, что не такое известное, не такое популярное, как Светлояр, озеро хранит на своих берегах так много легенд и преданий давно минувших дней. Может быть, это людское воображение окутало тайнами Нестиар, а может быть, и вправду перед Светлой Пасхой в тишине, не только окружающей, но и внутренней, можно услышать звон макарьевских колоколов...

Светлана Северенчук
Фото Екатерины Вакуленко

Настин  яр

Настин  яр

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: