Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по

Тел. 8 950 604-05-94.
С 19 по 23 апреля дежурный по району начальник управления соцзащиты
Александр Евгеньевич Леденцов.
Звонки принимает корреспондент Иван Замыслов.

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

НАШ АРХИВ

Апрель 2021 (127)
Март 2021 (228)
Февраль 2021 (192)
Январь 2021 (153)
Декабрь 2020 (228)
Ноябрь 2020 (177)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

Главное - верить!

О - Обряды

   Обереги, талисманы, просто вещицы, приносящие счастье, – у многих все это есть. Каждый из нас ежедневно настоящие проводит обряды, просто порой мы этого не замечаем. Перешла дорогу черная кошка? Пролетела над головой огромная стая галок – «черная свадьба»? Встретилась старушка с пустыми ведрами? Что нужно сделать? Знаете, знаете! У каждого свое действие на это, совет, идущий откуда-то из глуби веков. А может, и просто кем-то придуманный, но проверенный годами и поколениями.

Совершаем, не замечая

   До принятия христианства основным верованием славян было язычество. Именно с такого угла зрения формировалось у людей мировоззрение. Наши далекие предки верили в домовых, русалок, банников, овинников (боги и божки сидели буквально в каждом углу!). Огромную роль играли природные явления, такие как весеннее, летнее и зимнее солнцестояния. Особое значение имели обряды, связанные с проводами воинов в поход, с похоронами, свадьбами, началом и окончанием посевных работ.
   К IX столетию большинство европейских государств приняло христианство, тогда как на Руси оставался языческий культ бога Перуна. Крещение русского народа произошло в 988 году во время правления Владимира Красное Солнышко.
   Хотя с тех пор многие обычаи изменились, какие-то вообще забылись, однако многие старинные обряды встречаются и сегодня.
   В Воскресенском районе носители информации о старинных обрядах еще есть. Потому так часто наведываются в наши деревни фольклорные экспедиции из студентов вузов Нижнего Новгорода. Уникальный материал собирают ребята, но, к сожалению, он оседает в университетских архивах. Лишь крохи расшифрованной информации изредка возвращаются сюда, обратно. Это, согласитесь, обидно и как-то даже несправедливо. Хотя кто мешает нам самим включить диктофон на телефоне и записать старинную песню в исполнении местной бабушки-старожилки?

Правила самой жизни

   Итак, для чего им это надо было, нашим предкам? Да просто это были правила самой жизни. Не сотворишь обряд перед началом сева, выйдя в поле, не будет урожая! Это все равно что для нас встать с утра и пойти чистить зубы. Вроде простое правило гигиены... а чем не обряд?
   Обряд – это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание членов окружения. Трактовка непонятная, однако суть ее в том, что сила обряда – в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
   Совокупность обрядов составляет традицию. Если пройтись по календарю года, можно увидеть, как череда обрядов будет соотноситься с календарными праздниками. Оно и понятно, ведь к каждой дате проводился определенный обряд: новогодняя ночь – гадали на суженого, на будущий урожай, ночь перед Рождеством – традиционное время гаданий на судьбу.
   Очень красочно рассказала мне о гаданиях жительница деревни Большие Отары Ф. М. Тюкалова в 2008 году:
   – Ночь. Холодища. А нам с девчонками надо было выбежать на улицу, вытащить из сугроба на перекрестке веточку – вешку, которой обтыкали дорогу, чтобы тропки в темноте видно было и видно, где разгребать, в зубах принести ее домой, сунуть под подушку, лечь спать и ни с кем не разговаривать. Нас смешили молодые учительницы, которые квартировали у нас. Хотели, чтобы мы заговорили, спрашивали специально. Хоть верь, хоть нет, а мне приснился Саша, будущий муж.
   В рождественские колядки славили Христа. В Воскресенском районе дети с самого утра ходили по домам с липовым крестом, пели духовные песнопения, а хозяева их угощали кто чем может. Считалось, что удача идет вместе с ними, не пустить их в дом, запереться – значит на весь год обречь домочадцев на неудачи.
   Весеннее солнцестояние и связанный с ним праздник Масленица (обряды от выпекания блинов, символизирующих Солнце – Ярилу, до сжигания чучела Зимы проводятся в каждом селе и по сей день. А какая хозяйка на масленичной неделе не испечет блинов для домочадцев? Разве что самая ленивая).
   Пасха – крашение, расписывание яиц. Кстати, многие и в наши годы в чистый четверг ходят в лес, срубают веточку можжевельника и помещают ее над входной дверью в знак защиты от нечистой силы. Каждый год веточка обновляется. (Об этом обряде рассказала жительница Больших Отар Р. Е. Худякова.)
   Троица – кумление девушек…Далее Иван Купала – прыжки через костер, хороводы и омовение в воде. День летнего солнцестояния – Ярилин день, когда проводился обряд «Отмыкание земли» (непременно нужно было искупаться в росе: считалось, что она в этот день обладает чудодейственными свойствами). И так далее… Да почти на каждый день было какое-то поверье и действие.
   С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди них главные: крещение, свадебный и погребальный обряды.

Не успел родиться – уже обряд…

   В большеотарском музее культуры дерева им. Е. И. Яранцева есть экспонат, о котором уже писали, – это ночва. Представляет собой она выдолбленный из дерева вогнутый поднос. Привезена она была из Елизаветина. Экскурсоводы рассказывают посетителям, что наши предки клали в нее новорожденного и держали там, пока он своим криком не возвестит о том, что хочет в кроватку. Вот тебе, пожалуйста, только родился, а над тобой уже обряды проводят.
   Самым главным среди первых главных обрядов после рождения является крещение, которое олицетворяет собой духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Этот обряд до сих пор включает в себя множество действий: какое выбрать имя, кого пригласить в крестные, что подарить крестнику, во что одеть ребенка при крещении, как отпраздновать состоявшееся уже событие.
   Свадебный обряд также включал в себя множество процедур: сватовство, смотрины и погляд, сговор – рукобитие, свадебный поезд, венчание. Последний обряд сейчас не всегда проводят (или проводят не в день свадьбы), да и сватовства обычно не бывает, но свадебный поезд из наряженных авто – дело обычное. Замыкание замка на мосту, шествие новоиспеченного мужа через мост с женой на руках тоже включены в разряд традиционных действ современной свадьбы.
   Все это красиво смотрится. А как красиво было раньше! Например, подготовка невесты к свадьбе. Как оплакивали специальными песнями ее, «умирающую» девушку, как расплетали ей косы в знак, что закончилась жизнь ее в девичестве и теперь ей суждено родиться женщиной, надевали платок. Все обряды трогательные до слез.
   На одном из них удалось побывать и мне: не в качестве журналиста, а настоящим участником действия. Специалист по народной культуре В. Евсеева вместе с сотрудниками Воскресенского краеведческого музея проводили свадебный обряд величания жениха и невесты прямо в день их свадьбы, в центре Воскресенского, около загса и в самом здании Дворца бракосочетания. Было это в праздничный день, именуемый Красная горка – второй вторник после Пасхи, день, про который исстари говорили: «Кто на Красную горку женится – вовек не разженится!»
   Обряд этот исстари проводился у нас на Нижегородчине. Сначала жених выкупал наряженную елочку – символ девичьей красы, которая доставалась после свадьбы ему, щедро расплачиваясь с подружками невесты. Они же в свою очередь хвалили его песней – величали. Величали и девушку. А после дружка жениха (свидетель по-современному) в знак крепости союза обвязывал руки молодых тканым полотенцем и водил их по кругу, показывая пару гостям. Они образовывали вокруг молодоженов хоровод и шли в обратную сторону.
   Старинный свадебный обряд на каждом этапе сопровождался песней. Хвалебной – в знак поощрения жениха, насмешливой прибауточной – если он скупится. А как возносилась поющими девушка! Она и яблочко налитое, и княгиня, и красна девица, и душа-голубушка, и свет, и вьюница. Не меньше в песнях пожеланий молодым: богатства в доме, детей, взаимопонимания, уважения друг к другу. Не всегда обычными словами столько пожелаешь!
   Кстати, елочка – один из самых популярных символов того времени, она фигурирует во многих древних обрядах (да и традиционное украшение ели к Новому году чем не обряд?). Директор Воскресенского краеведческого музея О. Н. Махотина рассказывает:
   – Есть обряд с использованием елочки, посвященный проводам парня в армию. Его рассказал мне еще мой дед, он родом из Щербачихи. Там при подготовке к проводам в армию парень шел в лес и срубал еловую ветвь. Незамужние девушки из его деревни делали из бумаги цветы, лентами привязывали их к этой ветви. Во время прощального гуляния ее вывешивали на угол избы. Украшенная еловая ветвь как бы говорила всем проходящим мимо о том, что из этого дома ушел солдат.
   Сейчас еще многие воскресенские семьи при проводах сына в армию поддерживают традицию втыкания вилки в потолок. Новобранца выводят из дома спиной вперед, а при отъезде из дома он дает себе какой-то зарок, который необходимо выполнить при благополучном возвращении домой.
   Использовали в нашем районе елочку и в обрядах, проводимых при строительстве дома, когда он еще на стадии сруба, – продолжает Ольга Николаевна. – Хозяин избы рубил маленькую елочку, ставил в будущем красном углу, а хозяйка варила пшенную кашу и кормила ею всех деревенских ребят.
   При новоселье были свои обряды, которые многие соблюдают до сих пор: первый раз в новый дом муж должен внести жену на руках, перед ними нужно впустить кошку – защитницу от нечистой силы, а если семья переезжает из одного дома в другой – то взять с собой оттуда нужно было домового в лапте и мусор на совке. Эти нехитрые обряды проводили и мои родители.

Плацебо для всех

   Но вернемся к елочке и ее сакральному значению в культуре славян. Ель в наши дни традиционно используется и на похоронах. Ель, а не можжевельник просит рубить родных умершего Н. А. Ускова, жительница села Воздвиженского, женщина, которую можно назвать энциклопедией погребального обряда.
   Именно Нину Анатольевну заветлужцы зовут в семьи совершить отпевание, помочь на кладбище, подсказать, как и в каком порядке следует проводить погребальный обряд. Именно к ней год от года приезжают студенты – фольклористы и этнографы области.
   В беседе со мной Нина Анатольевна обращает особое внимание на одну вещь:
   – Кутью, которая осталась после поминального обеда, никогда нельзя рассыпать на могиле вместе с крошками других блюд, она – не для зверей, она – святыня. Все остатки ее нужно унести домой и съесть в семье.
    Кстати, совсем недавно от большеотарских женщин услышала об искосинке – белом треугольнике, что вешают на углу дома после похорон человека. Говорят, что душа умершего прилетает к родному дому, плачет и этой тряпицей утирается. После того, как ее снимают, искосинка не утрачивает своего значения. Ее используют в качестве сильного оберега. Кладут с собой в сумку, собираясь в дальнее путешествие, всю целиком или отдельные ниточки, из нее спущенные. А если в семье горе – кто-то готовится предстать перед судом – то подкладывают ее под скатерть на столе судьи, чтобы смягчить приговор.
   Обряды – забавные или печальные, зрелищные или повседневные, публичные, или наоборот, тайные – эти ритуалы упорядочивали жизнь наших предков и сейчас делают то же самое. Они вселяют уверенность, что если все сделать правильно, то все обязательно получится. Они – как плацебо нашей жизни. Главное – верить.

Наталья УТКИНА

Главное - верить!

Главное - верить!

Главное - верить!

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Азбука легенд и преданий
11-01-2018, 10:29


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук