Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по
тел. 8 952 468-40-18.
С 19 по 25 января им будет корреспондент газеты "ВЖ" Геннадий Миронов

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Главное - верить!

О - Обряды

   Обереги, талисманы, просто вещицы, приносящие счастье, – у многих все это есть. Каждый из нас ежедневно настоящие проводит обряды, просто порой мы этого не замечаем. Перешла дорогу черная кошка? Пролетела над головой огромная стая галок – «черная свадьба»? Встретилась старушка с пустыми ведрами? Что нужно сделать? Знаете, знаете! У каждого свое действие на это, совет, идущий откуда-то из глуби веков. А может, и просто кем-то придуманный, но проверенный годами и поколениями.

Совершаем, не замечая

   До принятия христианства основным верованием славян было язычество. Именно с такого угла зрения формировалось у людей мировоззрение. Наши далекие предки верили в домовых, русалок, банников, овинников (боги и божки сидели буквально в каждом углу!). Огромную роль играли природные явления, такие как весеннее, летнее и зимнее солнцестояния. Особое значение имели обряды, связанные с проводами воинов в поход, с похоронами, свадьбами, началом и окончанием посевных работ.
   К IX столетию большинство европейских государств приняло христианство, тогда как на Руси оставался языческий культ бога Перуна. Крещение русского народа произошло в 988 году во время правления Владимира Красное Солнышко.
   Хотя с тех пор многие обычаи изменились, какие-то вообще забылись, однако многие старинные обряды встречаются и сегодня.
   В Воскресенском районе носители информации о старинных обрядах еще есть. Потому так часто наведываются в наши деревни фольклорные экспедиции из студентов вузов Нижнего Новгорода. Уникальный материал собирают ребята, но, к сожалению, он оседает в университетских архивах. Лишь крохи расшифрованной информации изредка возвращаются сюда, обратно. Это, согласитесь, обидно и как-то даже несправедливо. Хотя кто мешает нам самим включить диктофон на телефоне и записать старинную песню в исполнении местной бабушки-старожилки?

Правила самой жизни

   Итак, для чего им это надо было, нашим предкам? Да просто это были правила самой жизни. Не сотворишь обряд перед началом сева, выйдя в поле, не будет урожая! Это все равно что для нас встать с утра и пойти чистить зубы. Вроде простое правило гигиены... а чем не обряд?
   Обряд – это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание членов окружения. Трактовка непонятная, однако суть ее в том, что сила обряда – в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
   Совокупность обрядов составляет традицию. Если пройтись по календарю года, можно увидеть, как череда обрядов будет соотноситься с календарными праздниками. Оно и понятно, ведь к каждой дате проводился определенный обряд: новогодняя ночь – гадали на суженого, на будущий урожай, ночь перед Рождеством – традиционное время гаданий на судьбу.
   Очень красочно рассказала мне о гаданиях жительница деревни Большие Отары Ф. М. Тюкалова в 2008 году:
   – Ночь. Холодища. А нам с девчонками надо было выбежать на улицу, вытащить из сугроба на перекрестке веточку – вешку, которой обтыкали дорогу, чтобы тропки в темноте видно было и видно, где разгребать, в зубах принести ее домой, сунуть под подушку, лечь спать и ни с кем не разговаривать. Нас смешили молодые учительницы, которые квартировали у нас. Хотели, чтобы мы заговорили, спрашивали специально. Хоть верь, хоть нет, а мне приснился Саша, будущий муж.
   В рождественские колядки славили Христа. В Воскресенском районе дети с самого утра ходили по домам с липовым крестом, пели духовные песнопения, а хозяева их угощали кто чем может. Считалось, что удача идет вместе с ними, не пустить их в дом, запереться – значит на весь год обречь домочадцев на неудачи.
   Весеннее солнцестояние и связанный с ним праздник Масленица (обряды от выпекания блинов, символизирующих Солнце – Ярилу, до сжигания чучела Зимы проводятся в каждом селе и по сей день. А какая хозяйка на масленичной неделе не испечет блинов для домочадцев? Разве что самая ленивая).
   Пасха – крашение, расписывание яиц. Кстати, многие и в наши годы в чистый четверг ходят в лес, срубают веточку можжевельника и помещают ее над входной дверью в знак защиты от нечистой силы. Каждый год веточка обновляется. (Об этом обряде рассказала жительница Больших Отар Р. Е. Худякова.)
   Троица – кумление девушек…Далее Иван Купала – прыжки через костер, хороводы и омовение в воде. День летнего солнцестояния – Ярилин день, когда проводился обряд «Отмыкание земли» (непременно нужно было искупаться в росе: считалось, что она в этот день обладает чудодейственными свойствами). И так далее… Да почти на каждый день было какое-то поверье и действие.
   С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди них главные: крещение, свадебный и погребальный обряды.

Не успел родиться – уже обряд…

   В большеотарском музее культуры дерева им. Е. И. Яранцева есть экспонат, о котором уже писали, – это ночва. Представляет собой она выдолбленный из дерева вогнутый поднос. Привезена она была из Елизаветина. Экскурсоводы рассказывают посетителям, что наши предки клали в нее новорожденного и держали там, пока он своим криком не возвестит о том, что хочет в кроватку. Вот тебе, пожалуйста, только родился, а над тобой уже обряды проводят.
   Самым главным среди первых главных обрядов после рождения является крещение, которое олицетворяет собой духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Этот обряд до сих пор включает в себя множество действий: какое выбрать имя, кого пригласить в крестные, что подарить крестнику, во что одеть ребенка при крещении, как отпраздновать состоявшееся уже событие.
   Свадебный обряд также включал в себя множество процедур: сватовство, смотрины и погляд, сговор – рукобитие, свадебный поезд, венчание. Последний обряд сейчас не всегда проводят (или проводят не в день свадьбы), да и сватовства обычно не бывает, но свадебный поезд из наряженных авто – дело обычное. Замыкание замка на мосту, шествие новоиспеченного мужа через мост с женой на руках тоже включены в разряд традиционных действ современной свадьбы.
   Все это красиво смотрится. А как красиво было раньше! Например, подготовка невесты к свадьбе. Как оплакивали специальными песнями ее, «умирающую» девушку, как расплетали ей косы в знак, что закончилась жизнь ее в девичестве и теперь ей суждено родиться женщиной, надевали платок. Все обряды трогательные до слез.
   На одном из них удалось побывать и мне: не в качестве журналиста, а настоящим участником действия. Специалист по народной культуре В. Евсеева вместе с сотрудниками Воскресенского краеведческого музея проводили свадебный обряд величания жениха и невесты прямо в день их свадьбы, в центре Воскресенского, около загса и в самом здании Дворца бракосочетания. Было это в праздничный день, именуемый Красная горка – второй вторник после Пасхи, день, про который исстари говорили: «Кто на Красную горку женится – вовек не разженится!»
   Обряд этот исстари проводился у нас на Нижегородчине. Сначала жених выкупал наряженную елочку – символ девичьей красы, которая доставалась после свадьбы ему, щедро расплачиваясь с подружками невесты. Они же в свою очередь хвалили его песней – величали. Величали и девушку. А после дружка жениха (свидетель по-современному) в знак крепости союза обвязывал руки молодых тканым полотенцем и водил их по кругу, показывая пару гостям. Они образовывали вокруг молодоженов хоровод и шли в обратную сторону.
   Старинный свадебный обряд на каждом этапе сопровождался песней. Хвалебной – в знак поощрения жениха, насмешливой прибауточной – если он скупится. А как возносилась поющими девушка! Она и яблочко налитое, и княгиня, и красна девица, и душа-голубушка, и свет, и вьюница. Не меньше в песнях пожеланий молодым: богатства в доме, детей, взаимопонимания, уважения друг к другу. Не всегда обычными словами столько пожелаешь!
   Кстати, елочка – один из самых популярных символов того времени, она фигурирует во многих древних обрядах (да и традиционное украшение ели к Новому году чем не обряд?). Директор Воскресенского краеведческого музея О. Н. Махотина рассказывает:
   – Есть обряд с использованием елочки, посвященный проводам парня в армию. Его рассказал мне еще мой дед, он родом из Щербачихи. Там при подготовке к проводам в армию парень шел в лес и срубал еловую ветвь. Незамужние девушки из его деревни делали из бумаги цветы, лентами привязывали их к этой ветви. Во время прощального гуляния ее вывешивали на угол избы. Украшенная еловая ветвь как бы говорила всем проходящим мимо о том, что из этого дома ушел солдат.
   Сейчас еще многие воскресенские семьи при проводах сына в армию поддерживают традицию втыкания вилки в потолок. Новобранца выводят из дома спиной вперед, а при отъезде из дома он дает себе какой-то зарок, который необходимо выполнить при благополучном возвращении домой.
   Использовали в нашем районе елочку и в обрядах, проводимых при строительстве дома, когда он еще на стадии сруба, – продолжает Ольга Николаевна. – Хозяин избы рубил маленькую елочку, ставил в будущем красном углу, а хозяйка варила пшенную кашу и кормила ею всех деревенских ребят.
   При новоселье были свои обряды, которые многие соблюдают до сих пор: первый раз в новый дом муж должен внести жену на руках, перед ними нужно впустить кошку – защитницу от нечистой силы, а если семья переезжает из одного дома в другой – то взять с собой оттуда нужно было домового в лапте и мусор на совке. Эти нехитрые обряды проводили и мои родители.

Плацебо для всех

   Но вернемся к елочке и ее сакральному значению в культуре славян. Ель в наши дни традиционно используется и на похоронах. Ель, а не можжевельник просит рубить родных умершего Н. А. Ускова, жительница села Воздвиженского, женщина, которую можно назвать энциклопедией погребального обряда.
   Именно Нину Анатольевну заветлужцы зовут в семьи совершить отпевание, помочь на кладбище, подсказать, как и в каком порядке следует проводить погребальный обряд. Именно к ней год от года приезжают студенты – фольклористы и этнографы области.
   В беседе со мной Нина Анатольевна обращает особое внимание на одну вещь:
   – Кутью, которая осталась после поминального обеда, никогда нельзя рассыпать на могиле вместе с крошками других блюд, она – не для зверей, она – святыня. Все остатки ее нужно унести домой и съесть в семье.
    Кстати, совсем недавно от большеотарских женщин услышала об искосинке – белом треугольнике, что вешают на углу дома после похорон человека. Говорят, что душа умершего прилетает к родному дому, плачет и этой тряпицей утирается. После того, как ее снимают, искосинка не утрачивает своего значения. Ее используют в качестве сильного оберега. Кладут с собой в сумку, собираясь в дальнее путешествие, всю целиком или отдельные ниточки, из нее спущенные. А если в семье горе – кто-то готовится предстать перед судом – то подкладывают ее под скатерть на столе судьи, чтобы смягчить приговор.
   Обряды – забавные или печальные, зрелищные или повседневные, публичные, или наоборот, тайные – эти ритуалы упорядочивали жизнь наших предков и сейчас делают то же самое. Они вселяют уверенность, что если все сделать правильно, то все обязательно получится. Они – как плацебо нашей жизни. Главное – верить.

Наталья УТКИНА

Главное - верить!

Главное - верить!

Главное - верить!

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Азбука легенд и преданий
11-01-2018, 10:29
11 января 2018 05:58 написал: Свящ. Антоний Волков, Комментариев: 0, Новостей: 0
Ничего не вижу плохого в исследовательской работе фольклористов, если она не превращается в прямую проповедь язычества. А именно такую проповедь,или лучше сказать, пропаганду языческих воззрений, мы видим в этой статье. Все здесь перемешано: венчание, крещение, гадание, кумление, камлание и т.д. С точки зрения христианина кощунство - ставить в один ряд церковные таинства и народные суеверия. Тысячу лет христианству на Руси, и все это время, хотя и с переменным успехом, идет непримиримая борьба христианства с язычеством, как борьба Света с тьмой. При всем уважении к верующим деревенским бабушкам, нельзя не заметить, что они часто являются активными распространителями различных предрассудков, заблуждений и суеверий. Традиционно в сельской культуре, в народном сознании ( и не только в России) язычество и христианство перемешано и трудноотделимо одно от другого. Огромного труда для священников стоит объяснить прихожанам, что Троица - это праздник в честь Схождения Святого Духа на Апостолов, а не день русской березки, что венчание в церкви не просто старинный обычай, которым можно и пренебречь, а Таинство, в котором Бог освящает брак и подает благодатные духовные дары. Что заупокойные молитвословия благочестивых бабушек не равнозначны церковному отпеванию, которое невозможно без участия священника. Что кутья - не святыня, а заупокойная трапеза - милостыня. Что т.н. искосина - всего лишь знак траура в доме, а не магический талисман. Что помогает Бог, а не ритуал-обряд. Разъяснение народу Божию всего этого входит в обязанности священников и благочестивых мирян. И очень хочется, чтобы люди, искренне любящие и изучающие русскую народную культуру, полюбили бы и Православие, как духовную основу русского миропонимания, русской государственности.Чтобы, полюбив его, научились видеть глубокий смысл православных таинств и обрядов, а не скользить по поверхности равнодушным взглядом постороннего.

12 января 2018 01:20 написал: Сергей Павлов, Комментариев: 0, Новостей: 0
"...если она не превращается в прямую проповедь язычества..."
.
.
Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания
.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
.
.
Нынешние священники хотят взять под контроль все СМИ? Цензурировать всё, что не вписывается в их идеологию?
Давайте детские сказки переделаем.
Ведь Баба Яга, Кощей и т.п. - это ведь язычество!
.
.
"...Тысячу лет христианству на Руси, и все это время, хотя и с переменным успехом, идет непримиримая борьба христианства с язычеством, как борьба Света с тьмой..."
.
.

Так примиритесь в конце концов и дайте людям самим выбирать.

13 января 2018 11:58 написал: свящ. Антоний Волков, Комментариев: 0, Новостей: 0
Сергей Павлов, если примирить христианство с язычеством, то останется одно язычество, и не из чего будет выбирать. Собственно, эту невнятную смесь религий я и вижу в обсуждаемой статье. На свободу совести и СМИ я лично не покушался, не передёргивайте. А свободно высказывать свои религиозные воззрения, в том числе вступая в публичную полемику с представителями других религий, я, как гражданин РФ, имею полное право.

17 января 2018 11:13 написал: ВасяЧертов, Комментариев: 0, Новостей: 0
Сергей Павлов, отец Антоний, всего лишь указал о том что автор статьи лишний раз преподнёс винегрет из бабкиных преданий смешав его с православными датами. Что символично.И никто не заставляет вас во что-то верить. Можете хоть макаронному монстру поклоняться.Просто надо иногда думать во ЧТО верите? Может лучше быть честным атеистом,чем дураком который и под икону бросится и через плечо три раза плюнет? И конституция вам в помощь! Глупость у нас слава Богу никто ещё не запрещал.

17 января 2018 09:40 написал: Сергей Павлов, Комментариев: 0, Новостей: 0
Во что же превращается церковь, когда священники берут себе "адвокатов" из сетевых троллей, оскорбляющих каждого, чей комментарий им не по душе?
Видимо, нетерпимость к чужому мнению, отличному от его, и оскорбление человека - это истинные христианские ценности.

19 января 2018 08:26 написал: Посторонний, Комментариев: 0, Новостей: 0
Согласен с Павловым. Это становится похоже на войну еретикам. Народные обычаи людям дороги, и народная память их бережет. А журналист вправе рассказать людям о том, что их окружает. У церкви есть свои средства массовой информации, сайты и прочие возможности для "разъяснения народу Божию"

19 января 2018 09:10 написал: Kirrilka, Комментариев: 0, Новостей: 0
А зачем христианство вообще ведет какую-либо борьбу? Мне казалось, вера - это состояние души, а не инструмент давления... Почему язычники или староверы не ведут войну ни с кем, а тихонько живут, как могут? Что в этом плохого в принципе?

19 января 2018 11:45 написал: ВасяЧертов, Комментариев: 0, Новостей: 0
Сергей Павлов, вы чересчур поторопились надеть "колпак дурака", хотя я это слово употребил лишь как черту к массовому портрету:) И конечно меня сразу берут в адвокаты священники, когда видят, что я пытаюсь размышлять логически;)) Товарищ или Господин Павлов сочувствую Вам! Чувствуется что на своём веку Вас не раз оскорбляли священнослужители, раз вы так легко рассуждая о свободе мажете всех одним миром и вешаете ярлыки. А отвечать за свои слова вы можете? Или привести пример репрессий церкви в отношении кого бы то ни было? Где те ужасы и притеснения в реальной жизни, вы их видите? Вот и Посторонний разглядел сразу войну с еретиками .. Да с вами господа не то что воевать, вас тронуть боишься ;) (Вспомните народную присказку, любители народных обычаев:) У вас в головах граждане гречневая каша и вы довольны. Православие, язычество, ислам какая разница главное состояние души... А зачем люди придумали эти глупые термины. Всё же просто! Можно в Троицу праздновать Ярилу или в Рождество устраивать Хеллоуин. Какая разница! Вам не кажется что вы злитесь на русскую православную церковь по одной причине, вы не понимаете- зачем она нужна? Да и вера вообще занимает в жизни современного россиянина к сожалению не первое место, отсюда такой разброд и шатания от фетишей до преданий и обратно. Причин этому много. И 70 лет атеизма и исчезновение советской деревни (где ещё оставался след того, традиционного общества которое погибло в результате советского эксперимента) и изменение общественных отношений в реальности рыночной экономики...



Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук