Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору

по тел. 8 950 604-05-94


C 17 по 23 января дежурный по району начальник отдела культуры районной администрации
Ольга Николаевна Махотина.
Звонки принимает корреспондент Ирина Туманова.

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

НАШ АРХИВ

Январь 2022 (50)
Декабрь 2021 (244)
Ноябрь 2021 (182)
Октябрь 2021 (184)
Сентябрь 2021 (199)
Август 2021 (241)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

По родному краю (Ветлужская - Воскресенское) Часть четвертая

Окончание материала Вячеслава Гусякова об участии в проекте «Вся Ветлуга 2020».

Еще накануне вечером, договариваясь о встрече, редактор «ВЖ» предупредил нас, что в прошлый весенний паводок вода промыла песчаный перешеек у Русенихи, превратив примыкавший к правому берегу пляж в песчаный остров, и река прокладывает себе теперь здесь новое русло. Главной проблемой для нас было определить правильную точку высадки. Я примерно помнил место расположения музея (на нижнем крае деревни), но с воды на заросшем лесом берегу никаких строений не было видно.

Между тем лодка, увлекаемая быстрым течением, уже входила в проран. Ниже него подходящего для причаливания места не просматривалось. Понимая, что при таком течении подняться обратно будет трудно, я круто положил руль вправо и лодка уткнулась носом в густые заросли тальника. Послав Анатолия закрепить за куст носовой конец, стал смотреть GPS-карту в навигаторе, пытаясь сориентироваться, куда мы в итоге причалили. Сергей с Ольгой тоже вылезли на берег, пробуя найти какую-нибудь тропку, ведущую наверх. Следом за ними пошла в заросли тальника и Вика.

Через минуту раздались ее крики о помощи. Выскочив из лодки, сквозь большой куст я увидел испуганную Вику, стоящую в белых джинсах по колено в вязком иле и едва сохраняющую равновесие

Совсем утонуть в этом слое наносов она, конечно, не могла, но не могла и вытащить ноги, не рискуя оставить там свои кроссовки – единственную обувь, взятую в путешествие. Крикнув Анатолию, чтобы он нашел какую-нибудь доску, я начал подбираться поближе. Доски ни в лодке, ни поблизости не оказалось, но Анатолий сквозь кусты бросил мне два березовых полена (кто бы мог подумать, где они пригодятся!). Встав на них обеими ногами и держась за куст, я начал вытягивать завязшую Вику. Обе кроссовки, слава богу, остались на ногах, но в таком виде для музейной экскурсии явно не годились. Оставив ее замывать в реке одежду и караулить лодку, мы втроем стали пробиваться сквозь заросли тальника, столь плотные, что у меня возникла мысль о полезности в таких местах что-то вроде мачете.

Продравшись наконец к подножью берегового склона, я понял, что к тропе, ведущей наверх, к музею, мы не попали и надо штурмовать высокий берег в лоб. Уже в процессе подъема стало понятным, почему именно это место, ограниченное по бокам двумя глубоко врезанными в берег оврагами, было выбрано более тысячи лет назад первыми русскими поселенцами на Ветлуге для постройки древнего укрепленного городища. Подъем туда с реки, даже без боевого сопротивления сверху, реально труден и требует немалых сил и ловкости. Помогая друг другу, мы все же выбрались наверх и нашли тропку к музею.

Рассказать сколь-нибудь подробно о богатой экспозиции русенихинского «Музея эпох» в путевых заметках о лодочном походе сложно, материалы о нем есть во всех путеводителях по Воскресенскому району, поэтому просто скажем, что оказавшись в этих местах его надо обязательно посетить.

Вернувшись в лодку и посмотрев карту на предстоящий отрезок реки, мы выяснили, что до Воскресенского остается около 15 км пути по реке. Передача лодки следующему этапу планировалась на полдень завтрашнего дня возле автомобильного моста через реку. В принципе, мы могли не торопясь двигаться вниз, подыскивая удобное место для ночной стоянки, а утром прийти сразу на место встречи. С утра у нас была мысль завернуть в Троицкую старицу и наведаться в гости в главную усадьбу «Серой лошади» в селе Троицкое, но было неясно, сможем ли мы протиснуться с большой лодкой через узкую протоку, соединяющую старицу с рекой.

С другой стороны, оставалось еще три часа светлого времени и если приналечь на весла (ветра на реке сегодня почти не было), то можно успеть дойти до Воскресенского и переночевать там уже не в палатках, а в добротном деревянном доме. Экипаж единогласно высказался за второй вариант, в пользу которого говорили две предыдущие достаточно холодные ночи, проведенные на ветлужских пляжах.

Весел, правда, у нас было всего три (одно на второй день похода оказалось сломано излишним усердием Анатолия), но даже на одной паре лодка развивала скорость до 6–7 км в час. Помня о том, что в дальней дороге главное не скорость, а непрерывность движения, мы установили очередность получасовых вахт и отошли от берега. Ветра по-прежнему не было, парус не поднимали и возможно поэтому перестали следить за курсом.

Как оказалось, зря. Даже для такого легкого плавсредства не все русло годится в качестве дороги

Километрах в пяти ниже Русенихи, на прямом участке длинного плеса, двигаясь посреди реки, мы с размаху влетели на подводную отмель. Сняться с нее оказалось делом непростым, так как мель буквально перегораживала речное русло, а течение (пусть и слабое) затягивало лодку на нее все дальше. Я уже приготовился вылезать в воду, чтобы в режиме ручной проводки вернуть лодку обратно на глубину, но в конце концов, работая веслами как шестами, нам удалось как-то боком сняться с мели и лодка вновь обрела плавучесть. Наказав рулевому следить за течением и берегом и держаться судового хода (пусть и бывшего), то есть прокладывать курс не посередине, а ближе к приглубому берегу, я вернулся на весла.

За поворотом русла у Бахарихи показались контуры автомобильного моста через Ветлугу. Стало понятно, что мы успеваем засветло не только дойти до воскресенской лодочной станции, в «марине» которой когда-то стояли десятки моторных лодок и катеров, но и разгрузиться. Хотя ветерок по-прежнему был слабым, подняли парус, с тем чтобы продемонстрировать немногим зрителям (рыбакам лодок и гуляющим «по угору» – так в Воскресенском принято называть набережную) необычность нашего речного судна. Кстати сказать, именно мачта и парус больше всего привлекали внимание людей, встречавшихся нам на реке во время плавания.

Около 8 вечера пришвартовали лодку на станции, еще полчаса заняла ее разгрузка и перенос всего снаряжения, включая весла, по длинной (148 ступеней) лестнице, ведущей от станции наверх. А еще через час мы уже сидели в нашем доме за столом с самоваром, отмечая успешное завершение этапа и делясь сделанными в плавании фотографиями. Общим желанием было повторить путешествие по реке на следующий год, на той же лодке и тем же составом, но конечно, на другом этапе. Река наша большая и места на ней хватит всем.

Вячеслав Гусяков

Фото автора

Начало, вторая и третья части материала в номерах 16, 17 и 18 от 23, 30 апреля и 7 мая 2021 года.

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Азбука легенд и преданий
14-05-2021, 09:15


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук