Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Топан (историческая справка: конец XVIII века - 1917 год) Окончание

Азбука легенд и преданий / Новости

Топан (историческая справка: конец XVIII века - 1917 год) Окончание

ПРОСВЕЩЕНИЕ
2. Топанская церковно-приходская школа

 «Костромской календарь на 1899 год» отмечает наличие в Топане церковно-приходской школы, заведующим и законоучителем которой являлся священник Иоанн Васильевич Тарелкин, а учителем – местный диакон Михаил Федорович Нигрицкий.
В своей учебной работе церковно-приходские школы главное место отводили «Закону Божьему», церковно-славянскому чтению и церковному пению. По сравнению с другими типами начальных школ они давали недостаточные знания по русскому языку и арифметике. Срок обучения в одноклассных школах был установлен двухлетний, в двухклассных – четырехлетний и лишь в ХХ веке повысился в одноклассных – до 3 лет, в двухклассных – до 5. Родители учащихся несли значительные расходы на содержание школ под видом «доброхотных пожертвований». Ученики нередко использовались приходским духовенством для домашних услуг.
После победы Октябрьской революции церковно-приходские школы отделили от церкви и заменили общеобразовательной светской школой.

3. Земское училище

 В 1900 году в Топане открывается земское училище. Все начальные народные училища, находившиеся в ведении Варнавинского училищного совета, устраивались с трехгодичным курсом обучения. В земских школах преподавались «Закон Божий», чтение, письмо, четыре арифметических действия и, по возможности, пение. Иногда учителя давали элементарные сведения по природоведению, географии, истории. 16 октября 1918 года начальным и средним школам присвоили наименование «единая трудовая школа», и земские школы упразднили.
В 1902–1908 годах попечителем Топанского училища назначили земского начальника 3 участка Сергея Александровича Поливанова (попечитель – выборное лицо, заботившееся о материальном благосостоянии учебных заведений, следившее за их хозяйственной частью и ходом управления), в 1910 и 1911 попечителем был Иван Петрович Сарапин – запасной унтер-офицер, фельдшер Овсяновского амбулаторного пункта (об этом сообщают «Справочные книжки Костромской губернии и календари» на 1910 и 1911 годы, однако в «Сборниках постановлений Варнавинского уездного земского собрания» отмечается, что в 1910 и 1913 годах попечителем Топанского земского начального училища на трехлетие избирался Вадим Андреевич Федоров (отставной полковник, бывший, согласно «Справочным книжкам Костромской губернии» на 1910–1915 годы, земским начальником 3 участка, проживал в имении «Лесное» близ деревни Чудова)). Представителем земства в школьное попечительство на трехлетие с 1910 года в Топанское училище был назначен Александр Александрович Реми, владевший усадьбой Александрией близ того же Чудова. Выборным от  населения в школьное попечительство на трехлетие с 1910 года стал топанский крестьянин Федор Дмитриевич Ярунин.
«Закон Божий» в Топанском училище преподавали следующие священники: в 1900–1904 годах – Иоанн Васильевич Тарелкин (назначен на эту должность 16.10.1900 года указом Костромской духовной консистории, умер 08.12.1904), в 1905–1907 – Иоанн Павлович Преображенский (назначен 01.11.1905, перемещен к Николаевской церкви в село Ногино Нерехтского уезда 17.05.1907), в 1907–1908 – Александр Андреевич Воскресенский (рукоположен во священника к Тихвинской церкви села Топана 10.10.1907, умер 07.09.1908), в 1908–1912 – Вячеслав Михайлович Сорокин (рукоположен во священника к Топанской церкви 02.11.1908, в 1912-м перемещен к Николаевской церкви села Грудево Костромского уезда), с 01.02.1913 до 01.03.1918 – Иоанн Павлович Гангрский.
Учителями Топанского училища работали: в 1901–1906 годах – Петр Николаевич Горчаков, в 1907 и 1910 – Константин Федорович Ширяев (в 1908-м он одновременно был и законоучителем, и учителем), в 1911 – Анастасия Александровна Княжевская.
28 сентября 1906 года Варнавинское очередное уездное земское собрание рассмотрело прошение учителя Топанского училища П. Н. Горчакова о денежном пособии для возмещения затрат, понесенных из-за недостоверной информации  о необходимости переезжать на новое место. В ходатайстве, поступившем в управу еще 30 сентября 1905 года, учитель Горчаков объяснил, что «постановлением Варнавинского уездного училищного совета от 20 августа 1905 года он был перемещен из Топанского в Щелочихинское училище. Получивши извещение о таком постановлении, он продал многое из имущества с большим убытком, а необходимое, в количестве 70–80 пудов, взял с собою. Приехавши в город Ветлугу, узнал, что перемещение не состоялось, и приходится возвращаться в Топанское училище. По возвращении снова пришлось покупать по дорогой цене то, что было продано за бесценок. Кроме этих убытков, пришлось израсходовать в оба пути 53 рубля 55 копеек на проезд себе и на провоз семьи и имущества. Так как при ограниченном учительском жаловании понесенные убытки являются для него разорительными, то господин Горчаков просит оказать ему вспомоществование.
Докладывая о вышеизложенном уездному собранию, управа присовокупляет, что Горчаков 15 апреля сего года умер, оставив без всяких средств к существованию жену и дочь 10 лет, почему управа высказывается за выдачу вдове Горчаковой путевых расходов 53 рубля 55 копеек, а равно и о назначении ей какого-либо пособия.
Горчаков находился на службе уездного земства учителем с 1893 года по день смерти, то есть по 15 апреля сего года».
 Земское собрание постановило: выдать пособие вдове учителя Горчаковой сто рублей.
29 сентября 1908 года Топановское школьное попечительство просит управу нанять второго учителя и подыскать отдельное помещение для его занятий. Собрание передало ходатайство в ревизионно-приготовительную комиссию.
В этом же году учитель Топановского училища Константин Федорович Ширяев обращается в управу с просьбой о пособии на лечение: «Находясь на должности учителя в Варнавинском земстве, я, в январе месяце сего года сильно захворал горлом. Обращался я с этой болезнью к врачам, находящимся поблизости от моей школы, они находили болезнь упорной и требующей систематического лечения. Живя в селе в большом расстоянии от врачей и, кроме того, находясь на службе, я не мог подвергнуться такому лечению и решил по окончании занятий в школе ехать в Казань к специалисту для лечения под его постоянным надзором за ходом болезни. Приехавши в Казань, я обратился к  доктору медицины господину Гликману. Гликман определил болезнь хроническим катаром горла, задней стенки глотки и носоглотки и на совершенное излечение 5 недель. Запустить болезнь – значит приобресть разные осложнения ее и в результате – горловую чахотку. Специальное лечение требует много средств, это всякому известно. Варнавинская уездная земская управа знает, какие средства у земского учителя. А при горловой болезни дальнейшая работа учителя невозможна. В виду всего вышеизложенного я обращаюсь к земству с покорнейшей просьбой оказать мне помощь на лечение в количестве 50 рублей, хотя затраты на него будут гораздо большие. При прошении прилагаю докторское удостоверение о болезни.
1908 года. Мая 19 дня. Учитель Топановского земского народного училища К. Ширяев. Мой адрес: Казань, Академическая вторая, дом Александрова, квартира Лебедева».

Лечебница врачей-специалистов. Г. Казань. 17 мая 1908 года. Удостоверение.
Дано сие К. Ф. Ширяеву, что он в настоящее время страдает хроническим катаром горла, задней стенки глотки и носоглотки и находится в моем пользовании. Означенное заболевание требует продолжительного и специального лечения. Доктор медицины Гликман.

 В 1908 году уездная земская управа сообщала в своем докладе о недостатках школьных помещений: «О постройке собственных зданий под училища ходатайствуют школьные попечительства Заводское, Кирилловское и Топановское.
По случаю стесненного положения земства в средствах управа полагает вопрос о постройке зданий для этих училищ оставить открытым до будущего года, поручив управе составить сметы к будущему очередному собранию и войти в соглашение с крестьянами об уступке земли, необходимой под школьные участки».
Тогда же Топановское школьное попечительство просило управу ассигновать 50 рублей на учреждение народной библиотеки при училище. Вопрос этот был представлен «на благоусмотрение собрания».
В 1909 году при Топанском училище открылась воскресная мужская школа для взрослых, которые не смогли получить образование в детские годы. Во всех воскресных школах курс обучения и объем преподавания соответствовал программе тех училищ, при которых они действовали. (Всего к 1-му января 1910 года в Костромской губернии работало 13 воскресных школ.) Заведующим Топанской воскресной школой стал священник Вячеслав Михайлович Сорокин.
 В «Отчете по дирекции народных училищ Костромской губернии за 1909 гражданский год» о школе сообщалось следующее: «…скромно и незаметно открылась в отчетном году воскресная школа в селе Топане Варнавинского уезда при местном начальном училище. Но также скромно и незаметно она сходит со сцены. В первое время население живо откликнулось на новое начинание; на первый урок явилось до 40 человек желающих учиться. Взялись за дело горячо, но когда увидели, что грамота дается не так легко, как предполагалось, и что для ее усвоения необходима затрата энергии и терпения, – рвение пропало, и уже к декабрю на воскресные занятия явилось всего 4–5 человек. А между тем заведывающий этою школою и инициатор живого дела, местный священник и его жена с необычайной любовью и верой взялись за дело». (Супруга В. М. Сорокина – Людмила Ивановна, дочь священника села Гзина, Нерехтского уезда, получившая образование в Костромском епархиальном женском училище.) В «Отчете по дирекции народных училищ Костромской губернии за 1910 гражданский год» отмечалось, что в течение отчетного года мужская воскресная школа при Топанском начальном училище закрылась.
 В 1909 году, на заседании Варнавинского уездного земского собрания рассматривался вопрос об открытии бесплатной народной библиотеки при Топанском училище:
«В текущем году об учреждении библиотеки при Топанском училище просят учитель этой школы и местный священник.
Находя весьма желательным учреждение бесплатной народной библиотеки в селе Топане в виду отсутствия в том районе поблизости подобных учреждений, откуда бы население могло пользоваться книгами для чтения, управа просит очередное земское собрание уполномочить ее с надлежащего разрешения на открытие бесплатной народной библиотеки при Топанском училище с возложением заведывания ею на учителя школы.
На оборудование библиотеки управа предполагает ходатайствовать перед губернской земской управой об отпуске пособия 100 рублей из ассигновки губернского земства на 1909 год на выдачу пособий вновь открываемым библиотекам, и просит уездное собрание назначить ежегодное пособие от земства 50 рублей по примеру других библиотек, из коих половину в вознаграждение заведывающего библиотекою, а вторую на пополнение ее».
Ревизионно-приготовительная комиссия по этому поводу отмечала, что необходимо «<…> ходатайствовать перед губернским земством об ассигновании пособия на открытие библиотек при Топанском, Туранском, Погатихинском и Петушихинском земских училищах по 25 рублей на каждую, всего 100 рублей, так как средств у уездного земства нет».
В 1910 году эта же комиссия «полагает просить» губернское земство об отпуске пособия на открытие народной библиотеки при Топанском училище в размере 100 рублей, а в вознаграждении за заведывание библиотекой отказать.
На содержание Топанского народного училища в 1904 и 1907 годах выделялось по 445 рублей, в 1909 и 1910 – по 480, в 1911–495, в 1912–565 (на пополнение книгами Топанской библиотеки – 25), в 1913–565, в 1915–625 (из них: зарплата учителю – 360, дополнительное жалованье за выслугу лет и временные прибавки – 60, жалованье законоучителям – 60, на отопление, освещение, примывку полов, чистку труб и ретирадов и прочие хозяйственные расходы – 15, на квартиру училища – 130); на закупку книг для библиотеки – 25.

***
Накануне Октябрьской революции Топан входил в «пятерку» самых больших населенных пунктов Овсяновской волости: по данным сельскохозяйственной переписи 1916 года, первое место по числу жителей занимал Быдрей (в нем насчитывалось 577 человек), второе – Топан (Топан 1-й и 2-й вместе – 571), третье – Люнда-Шипово (432), четвертое – Боковая (370) и пятое – Николаевка (360). К сожалению, в наши дни Топан представляет собой лишенную перспектив деревню, обреченную, вероятнее всего, на скорое забвение.

Александр ГРАДУСОВ

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: