Воскресенская жизнь » Экология » Озеро живет своей жизнью, но она зависит от людей

Экология / Новости

Озеро живет своей жизнью, но она зависит от людей

 Село Владимирское может похвастаться озером Светлояр, гостеприимством, культурными центрами, яркими мероприятиями. И даже «Подслушка» у владимирцев есть своя. И, конечно, одна из самых обсуждаемых тем там – озеро Светлояр. Что именно беспокоит? Проблемы с мусором по берегам и огромный поток людей. Такой, что местным жителям порой не хочется идти на свое озеро. Одни из жителей обвиняют власти, районные и местные, в бездействии, другие сетуют на то, что озеро страдает от нагрузки.

Ответы на вопросы о самочувствии озера мы смогли получить у самого компетентного специалиста, Николая Георгиевича Баянова, заместителя директора по науке заповедника «Керженский».
– Николай Георгиевич, как давно вы следите за состоянием озера Светлояр?
– Я провожу исследования на Светлояре с 1999 года. Приезжаю регулярно, один раз в год точно. Обычно в середине лета. Сейчас у меня появились помощники. Например, Павел Ананьев регулярно, раз в  две недели, берет пробы воды и отправляет на анализ. Раньше и сам Алексей Борисович (Гроза – Прим. ред.) отбирал. Поэтому сейчас можем уже оценить состояние воды в динамике. Это очень хорошо.
– А что сейчас происходит с озером? Какие самые главные его проблемы?
– Что я могу сказать, озеро живет своей жизнью! Оно стабильно.
Единичный случай зафиксирован в 2010 году, это был токсический удар. Из-за жаркого лета наблюдалось массовое развитие водорослей. Вода цвела.

Что вредит озеру? Люди, антропогенная нагрузка, рост числа и площади пляжей

Вследствие всего этого увеличивается доля песчаных отмелей. На фото с квадрокоптера, например, это очень хорошо видно. Коричневые участки в разных частях по берегам озера. Увеличивается зона мелководья в связи с обрушением берегов. И мелководье как бы наползает на середину озера.
Надо думать, как это предотвратить. Нельзя устраивать пляжи повсеместно вокруг озера. Нужны какие-то ограничения для допуска людей. Иначе проблема обмеления встанет острее.
Пока что Светлояр выживает за счет объема. Пока на его дне, в середине озера, существуют холодные водные массы, которые не прогреваются и не перемешиваются. Если их не будет, стабильности тоже не будет. Начнется зарастание.
При стабильной котловине ничего страшного не происходит. В 70-е годы еще ботаники Е. В. Лукина и И. Г. Никитина писали про это. Описывали, классифицировали озеро Светлояр на основании высшей водной растительности. Помните, тогда строили дорогу на Шадрино и был нарушен сток озера? Встала проблема зарастания. Но с 70-х годов ничего страшного не произошло. Сток идет, особенно – весной. Ручьи пересыхают в начале лета и сток незаметен, но он и летом есть. Вода уходит широким фронтом между растениями, ее просто не видно. Сейчас тоже неоднократно ставится вопрос о нарушении стока. Но на одном из берегов озера болото, кто ходит, тот знает. Там сохраняется канал и вода все равно уйдет. Нет на озере какой-то подпорки, которая бы удерживала воду.
Стабильность Светлояра поддерживается и за счет ключевого питания. За счет подземных ключей. Их много, они бьют в разных местах, но в основном расположены в юго-западной стороне.
– Что можно сказать про саму воду? Меняется ли ее качество с годами, например?
– Светлояр таков: десять метров от поверхности – это прозрачная вода, ниже десяти метров она уже коричневая, другая. Ниже 30 метров – она черная и не меняется. Озеро в нижних слоях практически не перемешивается. Такая вот сложная экосистема.
Обычно сюда приезжают специалисты, занимающиеся своими узкими темами.
Я, как сотрудник заповедника « Керженский», веду многолетние сезонные наблюдения и могу сказать: Светлояр – прозрачное озеро, показатель прозрачности по белому диску для него 5–6 метров. 25-й год подряд прозрачность именно такая и держится. Только в том же 2010 году она на долгое время падала и составляла 3–3,5 метра.
– От чего зависит концентрация кислорода в воде озера?
– Она зависит от времени сезона, оттого, какая была весна, какая нынче осень, какие ветры. Если сильные ветры и затяжная осень, то это хорошо, вода перемешивается. Значит, озеро легко переживет зиму, кислород в воде сохранится. Обычно критическое время – конец марта – апрель, когда кислород в воде заканчивается и может начаться замор рыбы. Но в последние годы у нас такого не было. Обычно мы измеряем этот показатель и видим 1,5 или 2 метра живого слоя.
Влияет на состояние озера и общее изменение климата, повышение количества осадков, увеличение грунтового потока. Это все Светлояру во благо.
– А уровень воды и глубина?
– В последние три года мы постоянно следим за уровнем озера. Даже весной он почти не изменяется, но на полметра может подняться. А вы видели у первой купальни затопленные пеньки? Это значит, было время, когда там лес рос. Наблюдения показали, что в ХХ веке произошло резкое обводнение озера. Возможно, вследствие увеличения подземного притока. По рассказам местных жителей, озеро стало намного глубже, чем было раньше. И больше по площади.
Светлояр начал свою историю с маленького водоемчика после таяния ледника. Потом он и вовсе заболотился. Там накопился торф, что происходило примерно за тысячу лет. А потом произошло его обводнение.
– Каковы научные обоснования?
– Татьяна Сапелко, сотрудник института озероведения РАН, в начале 2000-х годов сделала споро-пыльцевой анализ донных отложений озера. Есть анализ по диатомовым водорослям. Хотелось бы, конечно, еще провести радиоуглеродный анализ, но он возможен только в Польше и дорого стоит. Мы должны его получить!
Тогда поймем, по сравнению с озером Нестиары и озером в Озерском наш Светлояр одного происхождения или разного?
Пробы донных отложений уже отобраны более десяти лет назад из всех этих озер. Они ожидают анализа. Было время, были гранты, и мы смогли подключить к изучению Светлояра ученых из Москвы, Санкт-Петербурга. Теперь грантов нет. А хорошие ученые у нас еще есть. Но они постепенно уходят.
Помните историю про дрейф материков? Когда одни ученые отобрали пробы. И эти пробы потом пролежали в холодильниках десятки лет. Пока не были сделаны анализы другими учеными. Так было сделано открытие о перемещении материков. А можно было сделать его гораздо раньше.

Беседовала Наталья Уткина, фото: интернет

Подсмотрено в „подслушано”

И вот еще немного о словах и делах:

Ольга:
– Вы правы, мы из соседней деревни, и в школу ходили в село. Я в этом году даже ни разу не была – и неохота, куча народу, одни туристы, я лучше на Ветлугу съезжу: там и тише, и спокойней. Но воспоминания про школу и озеро с детства самые лучшие.
Какая там была тишина и красота.

Андрей:
– О зарастании и траве: сенокошение на озере на самом деле разрешено. Только желающих нет даже забрать скошенную нами траву. И это проблема не озера, а села. Коров-то в селе не осталось (КФХ Сударева не в счет). Сенокосы все лесом заросли, и поля тоже. Те самые, которые сотни лет наши деды и прадеды возделывали и поддерживали. Это кого-нибудь беспокоит? Виноватых искать будем?

Наталья:
– Раньше, когда еще мы были маленькие, про это озеро никто не знал, там было чисто, и идти туда хотелось. Я думаю, наше поколение и поколение постарше со мной согласятся! А сейчас там своих очень редко увидишь, в основном одни туристы!

Валентина:
– Недавно был пост о состоянии озера, не поленилась, сходила и походила. Да, того, кто вновь приезжает, озеро очаровывает – природа первозданная, с виду чисто. Но если подняться на холмы, мы увидим удручающую картину! Зарастание озера можно списать и на время, и на погоду, и даже на заповедник, но в первую очередь это наша халатность. Столетие озеро не зарастало, вода была питьевая, чистота и порядок был кругом, так может, оглянемся назад и посмотрим, как наши деды и прадеды, у которых не было высших образований, ухаживали за ним и смогли передать озеро нашему поколению в первозданном виде? А мы за какие-то 20 лет нарушили весь внутренний мир озера.

Яна:
– Полностью согласна. Такой вид доказывает, что начальству плевать на его состояние. Местные не раз говорили о том, что озеро зарастает и нужно что-то делать!
Может, все-таки главные лица начнут что-то делать? Может, стоит свои ручки из карманов брюк вынуть и немного подумать над тем, как своими ручками исправить этот бардак?

Александра:
– Уже и стока из озера Светлояр годами нет. Все родники, наверное, затянуло илом. Одних венков после 7-го июля тонет не одна сотня. Первое время их вылавливали и вывозили. Набиралось по целому кузову автомобиля. И некошенная трава, и скошенная, но неубранная, с таянием снега попадает в озеро.

Андрей:
– С остальным все сложнее: сейчас озеро Светлояр и его охранная зона – памятник природы. Для того чтобы это все убирать, надо изменять статус на «Парк культуры и отдыха», с соответствующим финансированием, штатом и обслуживанием. Ну, или обращаться к лесопользователям, но им это точно не надо.

Марина:
– На обслуживание и охрану озера деньги из бюджета выделяются, только куда и как ими распоряжаются неизвестно.
Надо скинуть ссылку губернатору, но составить план мероприятий грамотно.

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: