Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по
тел. 8 950 604-05-94.
С 13 по 19 апреля им будет корреспондент газеты Александр Воздвиженский

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Как создается живой музей

   У небольшого красивого особняка, что стоит на берегу Усты, необычное название – Музей культуры дерева. И люди здесь работают не совсем обычные.
   Мне уже присвоено внеочередное звание – контрадмирал, – сразу и не поймешь, то ли в шутку, то ли всерьез говорит Илья Смолин, сотрудник большеотарского музея. Уж слишком молод он для столь высокого морского чина.
   Звание контрадмирала у Ильи только в пору весеннего половодья во время походов по малым рекам, когда в команде байдарочников действуют свои уставы и табели о рангах. Кстати, совсем недавно он вместе с друзьями путешествовал по Усте и Ветлуге до самой Волги. Это был большой и довольно опасный поход, если судить по тому, из чего они делали лодку.
   – Уже восемь лет мы используем технологию этнического судостроения народов севера, – увлеченно рассказывает Смолин. – Смысл в том, чтобы создать лодку из подручных материалов. Разумеется, как индейцы, кости и шкуры животных мы не используем, основой судна являются ивы, которые здесь произрастают в изобилии.
   И вот теперь представьте, как это хлипкое суденышко пробирается в устье Ветлуги, где волны порой бывают как на море! Разве не экстрим?
   В обычной жизни Илья дизайнер, художник, современным языком говоря – креативщик. Когда такие люди работают в музее, это уже не просто хранилище экспонатов, это живой музей, где можно увидеть и временнУю трансформацию, и реконструкцию как старинных объектов, так и народных обрядов.
   – Раньше зайти в лес с топором считалось преступлением, – интригует нас Смолин. – Это я в духовном смысле слова, то есть не выполнив какой-то обряд.
   Знаете ли вы, уважаемые читатели, что, по местным поверьям, сразу же по приходе в лес нужно было под елочку положить дары богу Святобору, дабы не осерчал. Нельзя было трогать буйные деревья, что на перекрестках растут, и сухие, чтобы они своей смертью умирали. Иначе сухотку на всю семью нашлют. А перед тем как рубить дерево, нужно было приложить руку к стволу, чтобы душа его, топором загубленная, на лесоруба не серчала.
   – Мы здесь часто занимаемся тем, что ищем источники информации, –рассказывает Илья о повседневной работе музейщиков, – собираем фотографии, какие-то исторические сведения, записываем воспоминания старожилов, и все-таки отличительная черта этого музея связана с таким понятием, как реконструкция.
Именно так создавался один из последних экспонатов, который сделал Илья своими руками, – макет грузовой соймы. Мало кто из подрастающего поколения когда-либо слышал о них. Да и люди преклонных лет наверняка не знают того, что сейчас знают в большеотарском музее.
   Оказывается, основными работниками на соймах считались… женщины.
   – Было немало обрядов, связанных со сватаньем на сойму. А все потому, что молодая девушка уезжала на три-четыре месяца в сторону Астрахани. Это было сродни проводам мужчин в армию на 25 лет.
   – А замужних на сойму не брали?
   – Зачем замужних брать? С ними не так весело!
   В продолжение разговора о женщинах. Если бы великий русский художник писал своих знаменитых бурлаков не на Волге, а на Ветлуге или Усте, то его картина выглядела бы по-другому. Примерно так, как на коллаже фотокорреспондента «ВЖ» Сергея Токарева. В наших местах это был типично женский промысел.
   – Со времен Репина считалось, что бурлачество – мужское занятие. Хотя это не совсем правда, – развеивает устоявшиеся догмы Илья Смолин.
   Потом, хорошо покопавшись в интернете, мы нашли подтверждение тому, что услышали в Больших Отарах. А это о чем говорит? Время от времени нужно все-таки ходить в местные музеи, там можно узнать много нового, много интересного.
   Но и про Музей культуры дерева мы рассказали далеко не все. Приезжайте в это красивое место на берегу Усты и вы узнаете еще и то, что ямное курение – это не когда в яму сажают курильщиков и заставляют их там дымить – так древним способом делали смолу и деготь; что гвозди бывают не только стальные, но и деревянные – с их помощью можно построить все что угодно, даже небольшой, но самый настоящий мост.
   А еще в маленькой деревне Большие Отары вы увидите флюгеры на длинных шестах. Это не забава, не детская игрушка, а самый современный тренд – инсталляция леса. Конечно, устроена она в основном для жителей каменных джунглей – туристов-горожан, которые шум леса слышат только через динамики телевизора.
   А вот избушку-зимницу, где раньше ночевали лесорубы, наверно, не видели даже сельские жители, кроме бывалых лесников. Сейчас рядом с музеем завершается строительство такой зимницы. И очень скоро там можно будет жить. В скором времени сотрудники музея готовы предоставить такую услугу туристам. Не правда ли, здорово, например, встретить Новый год в полуземлянке-полуизбушке – засыпушке? Такое запомнится на всю жизнь!
   А по весне здесь спустят на воду не макет из ивовых прутьев, а настоящую сойму, собранную из шестиметровых бревен. Вот тогда мы и узнаем, есть ли еще женщины в русских селеньях!

А. ГРАЧЕВ,
С. Токарев (коллаж)

Как создается живой музей

 Как создается живой музей

Как создается живой музей

 

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Культура
30-11-2015, 11:01
09 июня 2017 11:02 написал: geomineral.ru, Комментариев: 0, Новостей: 0
Акинин К. В. Смета архитектора Ивана Мичурина 1744 г. как источник для реконструкции габаритов первоначального кирпичного шатра над ротондой Воскресенского собора



Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук