Воскресенская жизнь » Культура » Как создается живой музей

Культура

Как создается живой музей

   У небольшого красивого особняка, что стоит на берегу Усты, необычное название – Музей культуры дерева. И люди здесь работают не совсем обычные.
   Мне уже присвоено внеочередное звание – контрадмирал, – сразу и не поймешь, то ли в шутку, то ли всерьез говорит Илья Смолин, сотрудник большеотарского музея. Уж слишком молод он для столь высокого морского чина.
   Звание контрадмирала у Ильи только в пору весеннего половодья во время походов по малым рекам, когда в команде байдарочников действуют свои уставы и табели о рангах. Кстати, совсем недавно он вместе с друзьями путешествовал по Усте и Ветлуге до самой Волги. Это был большой и довольно опасный поход, если судить по тому, из чего они делали лодку.
   – Уже восемь лет мы используем технологию этнического судостроения народов севера, – увлеченно рассказывает Смолин. – Смысл в том, чтобы создать лодку из подручных материалов. Разумеется, как индейцы, кости и шкуры животных мы не используем, основой судна являются ивы, которые здесь произрастают в изобилии.
   И вот теперь представьте, как это хлипкое суденышко пробирается в устье Ветлуги, где волны порой бывают как на море! Разве не экстрим?
   В обычной жизни Илья дизайнер, художник, современным языком говоря – креативщик. Когда такие люди работают в музее, это уже не просто хранилище экспонатов, это живой музей, где можно увидеть и временнУю трансформацию, и реконструкцию как старинных объектов, так и народных обрядов.
   – Раньше зайти в лес с топором считалось преступлением, – интригует нас Смолин. – Это я в духовном смысле слова, то есть не выполнив какой-то обряд.
   Знаете ли вы, уважаемые читатели, что, по местным поверьям, сразу же по приходе в лес нужно было под елочку положить дары богу Святобору, дабы не осерчал. Нельзя было трогать буйные деревья, что на перекрестках растут, и сухие, чтобы они своей смертью умирали. Иначе сухотку на всю семью нашлют. А перед тем как рубить дерево, нужно было приложить руку к стволу, чтобы душа его, топором загубленная, на лесоруба не серчала.
   – Мы здесь часто занимаемся тем, что ищем источники информации, –рассказывает Илья о повседневной работе музейщиков, – собираем фотографии, какие-то исторические сведения, записываем воспоминания старожилов, и все-таки отличительная черта этого музея связана с таким понятием, как реконструкция.
Именно так создавался один из последних экспонатов, который сделал Илья своими руками, – макет грузовой соймы. Мало кто из подрастающего поколения когда-либо слышал о них. Да и люди преклонных лет наверняка не знают того, что сейчас знают в большеотарском музее.
   Оказывается, основными работниками на соймах считались… женщины.
   – Было немало обрядов, связанных со сватаньем на сойму. А все потому, что молодая девушка уезжала на три-четыре месяца в сторону Астрахани. Это было сродни проводам мужчин в армию на 25 лет.
   – А замужних на сойму не брали?
   – Зачем замужних брать? С ними не так весело!
   В продолжение разговора о женщинах. Если бы великий русский художник писал своих знаменитых бурлаков не на Волге, а на Ветлуге или Усте, то его картина выглядела бы по-другому. Примерно так, как на коллаже фотокорреспондента «ВЖ» Сергея Токарева. В наших местах это был типично женский промысел.
   – Со времен Репина считалось, что бурлачество – мужское занятие. Хотя это не совсем правда, – развеивает устоявшиеся догмы Илья Смолин.
   Потом, хорошо покопавшись в интернете, мы нашли подтверждение тому, что услышали в Больших Отарах. А это о чем говорит? Время от времени нужно все-таки ходить в местные музеи, там можно узнать много нового, много интересного.
   Но и про Музей культуры дерева мы рассказали далеко не все. Приезжайте в это красивое место на берегу Усты и вы узнаете еще и то, что ямное курение – это не когда в яму сажают курильщиков и заставляют их там дымить – так древним способом делали смолу и деготь; что гвозди бывают не только стальные, но и деревянные – с их помощью можно построить все что угодно, даже небольшой, но самый настоящий мост.
   А еще в маленькой деревне Большие Отары вы увидите флюгеры на длинных шестах. Это не забава, не детская игрушка, а самый современный тренд – инсталляция леса. Конечно, устроена она в основном для жителей каменных джунглей – туристов-горожан, которые шум леса слышат только через динамики телевизора.
   А вот избушку-зимницу, где раньше ночевали лесорубы, наверно, не видели даже сельские жители, кроме бывалых лесников. Сейчас рядом с музеем завершается строительство такой зимницы. И очень скоро там можно будет жить. В скором времени сотрудники музея готовы предоставить такую услугу туристам. Не правда ли, здорово, например, встретить Новый год в полуземлянке-полуизбушке – засыпушке? Такое запомнится на всю жизнь!
   А по весне здесь спустят на воду не макет из ивовых прутьев, а настоящую сойму, собранную из шестиметровых бревен. Вот тогда мы и узнаем, есть ли еще женщины в русских селеньях!

А. ГРАЧЕВ,
С. Токарев (коллаж)

Как создается живой музей

 Как создается живой музей

Как создается живой музей

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: