Воскресенская жизнь » Новости » Жизненная сила Чистого Болота

Новости

Жизненная сила Чистого Болота

   Село Воздвиженское с обеих сторон обрамляют два населенных пункта. И расположены они примерно на одном расстоянии от села, слева Заболотное, а справа Чистое Болото. Такая несколько странная болотная география. Но если Заболотное постепенно умирающая деревня, то Чистое Болото продолжает жить и даже занимает первые места в районном конкурсе по благоустройству. И мы решили узнать, в чем жизненная сила самого чистого болота в районе, и отправились на разведку.


Небольшая справка из Воскресенской энциклопедии

   Чистое Болото, деревня, Воздвиженская сельская администрация, 77 жителей. Другое название Кленовики. Оба названия указывают на соседство соответствующих природных объектов. Деревня входила в Макарьевский уезд Нижегородской губернии. Последние владельцы Викулин и Картагин. В 1859 году в деревне было 16 дворов со 116 жителями. В 1925-м – 259 человек.
   Заглянув в Воздвиженскую администрацию, узнали: в настоящее время в Чистом Болоте проживают 37 человек. «Деревня небольшая, но наполнена народом и живет», – отрекомендовали ее в администрации.


Уютная деревня

   Узнав общую информацию, отправились на место. Перед деревней стоял аншлаг с ее наименованием, а дальше дорога спускалась с трассы и превращалась в единственную улицу с аккуратными домиками. Над деревней стояла тишина, не было ни души. Закралась мысль: день рабочий, а вдруг мы никого не встретим и не узнаем тайну Чистого Болота.
   Направились к красивому бело-голубому дому с обширным палисадом. Из него вышел человек, и все как будто ожило. Залаяла собака, появилось какое-то движение. Жителя деревни звали Евгений Воронин. Евгений Алексеевич трудился в «Теплоцентрали» специалистом по котельным. С него и начали знакомство с деревней.
   Благоустроенная уютная деревня. Но почему такое название? Хоть и Чистое, но Болото.
   – Насчет благоустроенности – наверное, народ хочет так. Если дома освобождаются, то их покупают, пустых нет. Дома сразу прибирают, появляется новый хозяин. А насчет названия – болото есть, но далеко и, как везде, не чистое.
   – А почему покупают? У вас же нет реки.
   – Нет реки, а почему-то покупают. Вот Заболотное возле реки, а вся деревня разрушенная.
   Коснулись проблем. Жена Евгения Алексеевича – депутат сельского совета, поэтому он отдувался за нее:
   – Проблемы – как и везде. Работы нет, да и работников осталось немного. С водой нормально, автоматическая станция. Электричество если и отключают, ну это как повсеместно. Асфальт по улице остался еще с советских времен. Нынешняя власть лишь щебенкой ямы заровняла.
   Обратили внимание на дом. Хозяин ответил:
   – Дом 1928 года постройки, 90 лет. Просто обшили да поустроили. Первого хозяина раскулачили, потом в нем была школа. Мой тесть Сергей Сергеевич Смирнов (напротив живет) в ней учился.
   Вот такая история одного дома. Поговорили о перспективе Чистого Болота.
   – Перспектива такая же, как у всего Заветлужья. Если не поменяется политика, если не начнут что-то делать, развивать, то все разрушится. Так думаю…

Возвращение домой

   Обсудив перспективы, отправились к тестю, что живет напротив, через улицу. Он как раз с женой возле дома складывал поленницу. Сергею Сергеевичу идет уже восемьдесят пятый год, жене Александре Сергеевне восемьдесят второй. Оба родом из Заветлужья: он из Чистого Болота, она из Большого Иевлева.
   А жизнь у Сергея Сергеевича была сложная. Детдом и ремесленное училище, а после они с Александрой Сергеевной исколесили практически всю страну, побывали на Дальнем Востоке, Урале. В Ростовской области механизатором получал награды и грамоты от министерства сельского хозяйства. На пенсии решили вернуться на родину, так как «здесь тихо, спокойно, а в городе на окна решетки надо ставить».
   – Деревня была большая, – рассказывал старожил, – весело было, молодежи много, тогда из деревни не отпускали, а без документов не уедешь (колхозники до 1974 года не имели паспортов. – Прим. авт.), и все оставались здесь.
   – А почему Чистое Болото?
   – Называли деревню Кленовики. Потом – Чистое Болото. У нас позади деревни есть болото, его называли Чистым. Наверное, от него и пошло.
   Жизнью пенсионеры довольны, но когда коснулись медицины, Сергей Сергеевич посетовал:
   – Воздвиженская больница была – там все-таки полежишь, подлечат, а сейчас негде. Наоборот бы надо развивать медицину, в деревнях одни старики остались. А сейчас получается на выживание, пока они ноги не протянут.
   Пока прогуливался по деревне, заинтересовал один дом с резными наличниками и крыльцом. Редкий узор, виноградные гроздья и листья, мастер явно был художник. Когда умер, дом купили дачники, но, по словам селян, редко показываются. И уже появились первые следы разрушения, а крыша местами провалилась.
   Если раньше дома в деревне дачники покупали охотно (недорого, и все прелести летнего отдыха), то сейчас ситуация изменилась, нужно платить налог на землю и другие платежи. Отсюда меньше желающих. Кстати, отметим, в Чистом Болоте мы увидели лишь один разрушенный дом.
   Рядом с действующим райповским магазином встретились еще с жителями деревни Борисом Васильевичем Секретаревым и его женой Ниной Александровной. Оба до пенсии работали в колхозе имени Большакова, пока не ликвидировали. Он был шофером, она трудилась на ферме. В Чистом Болоте была молочнотоварная ферма, откормочник.
   – Плакала, когда коров с фермы уводили, – вспомнила о прошлом Нина Александровна, – а после пришлось дорабатывать до пенсии, куда уедешь, за 50 рублей работала.
   – А почему деревня так хорошо сохранилась?
   – Деревня у дороги, все рядом. Ну и деревня людям нравится, – объяснила Нина Александровна. Старож

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора и Сергея Марцева

Продолжение читатйте на страницах "ВЖ"

Жизненная сила Чистого Болота

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: