Воскресенская жизнь » Новости » Красивое место Люди и дороги Красного Яра

Новости

Красивое место Люди и дороги Красного Яра

   Когда редактору сообщил, что отправляюсь на Красный Яр, он с какой-то грустью в голосе произнес: красивое место. Так в это красивое место и отправился. Первое впечатление – долгая нескончаемая дорога с отсутствием населенных пунктов по сторонам, а качество дороги, ну, по сравнению с другими, нормальное.

История и культура

   Красный яр открылся… Нет, он не открылся. В отличие от других сел и деревень, где есть главная улица, Красный Яр предстал несколько сбоку, улицы шли как-то неправильно. Тут есть объяснение: в свое время Красный Яр являлся железнодорожным узлом, по улицам проходили лучи узкоколеек и по ним проносились составы, груженные лесом. Во времена развала рельсы вместе с тепловозами сдали в металлолом, и Красный Яр превратился в заштатный населенный пункт.
   – Раньше был большой рабочий поселок, – пояснила Н. В. Лебедева, специалист администрации. – Только в школе училось более тысячи учеников. Сейчас проживает, точнее, зарегистрировано пятьсот пятьдесят человек.

Как-то посчитала, сколько зимой остается – около трехсот, но пустых домов нет, все скуплено дачниками.

Да и свои – заработают в городе и строят

   Надежда Васильевна и стала нашим экскурсоводом по лабиринту Красного Яра.
   Поселок был образован в послевоенное время, стране требовался лес для восстановления, и он стал центром обширной лесозаготовительной территории на севере района, куда входили поселок Северный, Кубы, Шапша. Они связывались между собой узкоколейными железнодорожными путями. А от Красного Яра лес по Ветлуге отправлялся по всей стране. Естественно, в поселке было все необходимое: школа, больница (стационар), снабжение товарами было богаче, не в пример другим населенным пунктам.
   В комнатку специалиста заглянул Н. С. Маслов.
   Николай Степанович ветеран медицины, проработал 46 лет в местной больнице, спасал людей в критических ситуациях. Все-таки здесь работа была связана с заготовкой леса, а это опасный труд. Николай Степанович нелестно отозвался о сегодняшнем сокращении медицины: – Это очень плохо, это вредительство, издевательство над здоровьем людей. Вези в Семенов беременных, больных, они в дороге могут умереть.
   В здании, помимо комнаты специалиста, расположена еще почта и библиотека. На почте возникла небольшая очередь, но она достаточно быстро исчезла. Работала с людьми почтовый работник Марина Николаевна Брынза.
   – Молодежь уезжает. Пока есть работа, остаются, а ее не будет…
   Пенсионерка Надежда Анатольевна Нестерова несколькими штрихами обрисовала жизнь красноярцев:
   – За счет городских поселок держится, они дома покупают, ремонтируют, а свои коренные... Молодежи почти не остается, одни пенсионеры. Больницу закрыли, а больница – самое главное для пенсионеров. Вот аптека держится, спасибо Любови Аркадьевне Сойме, она всегда подскажет, какие нужны лекарства.
   Ну, к аптеке мы еще вернемся. После теоретического знакомства с Красным Яром отправляемся на экскурсию. Административное здание от самого поселка отделяет большой сосновый парк, в нем расположились бывшие здания Дома культуры и библиотеки.
   Сейчас Дом культуры занимает здание бывшего магазина. Открыв дверь, сразу попали на посиделки. Женщины за столом оказались участницами местной самодеятельности, после репетиции обсуждали творческие планы. В целом, по словам Галины Александровны Копровой, директора ДК, культурная жизнь в поселке кипит, есть хор «Рябинушка», несколько разновозрастных ансамблей, кукольный театр, кружки. Тон культурной жизни задают молодые пенсионерки, они как раз и сидели за столом. Дети разъехались, и женщины всю свою энергию реализуют в творчестве.
   – Пока Дом культуры живет, жизнь движется, – сказала Галина Александровна.
   Помимо культурной жизни, в поселке есть производство – несколько цехов по переработке древесины. Но в связи с отсутствием руководителя посетить их не удалось. Рядом с производством Надежда Васильевна показала фундамент строящейся пожарной части, она не местного значения, а более высокого областного уровня.

О людях хороших

   Ознакомившись с культурой и оставшись в неведении насчет производства, вошли с экскурсоводом в сосновый бор, где раньше располагались больничные корпуса. Сосны отражали солнечный свет, и в памяти вставали картины Шишкина. Сейчас здесь располагаются аптека, ФАП и школа-сад.
   Зашли в аптеку. Семь лет уже находясь на пенсии, заведующей здесь трудится Любовь Аркадьевна Сойма. Поинтересовались ассортиментом лекарств.
   – Василь Антонычу большой респект и уважуха. Оказалось, муж на общественных началах возит лекарства. И все-таки возник вопрос: почему на пенсии продолжает работать?

– А вы сами не догадываетесь, почему люди работают на пенсии? Пенсия девять тысяч рублей.

А у меня трудовой стаж 38 лет. Думала, получу нормальную, а когда мне сказали какая, чуть не упала со стула

   Сначала порыдала, а после подумала – буду меньше жрать и больше работать, дольше проживу. Так и работаю.
   Но, конечно, не только невысокая пенсия сподвигает трудиться.
   – Конечно, я совру, что я из-за денег работаю, нравится, чувствую свою необходимость. Мне очень обидно, что про Красный Яр пишут один негатив. Пена и всякая грязь всегда сверху. А хорошие люди, которые как клад, не всегда заметны. Мне нравится в газете, когда вы, в какой-нибудь деревне раскопаете бабушку и так про нее напишете, что я плачу.
   И вспомнила один из очерков Натальи Михайловны Блинохватовой.
   – У нас очень много хороших людей… И места у нас прекрасные. Вот едем мы с сенокоса с мужем, как выйдем к Ветлуге с лугов – красота какая. Сердце останавливается, нигде нет краше…
   Да, красноярские сосны, откос…
   – Работать надо, чтоб это поднять, – завершила беседу Любовь Аркадьевна.
   Школа-сад тоже окружена соснами, детская площадка, за заборчиком уже школьная территория. В школе два класса: первый и второй, семь учеников. В детском саду 11 воспитанников. Воспитатель, Ольга Юрьевна Леонтьева, пригласила детей с улицы в столовую на обед. Ольга Юрьевна работает воспитателем 32 года, совсем недавно была депутатом Земского собрания района, поэтому разговор зашел о будущем.

   – Красный Яр – это моя родина. Пока есть дети, молодые семьи, поселок живет, развивается. Работа у нас здесь ограниченна, нет выбора. Но все виды социализации представлены: школа-сад, Дом культуры, библиотека, почта, аптека, ФАП. Перспектива поселка: пока они работают, мы живем.
   Класс, за столом педагог Д. И. Морозова. Оторвавшись от журнала, строго посмотрела на вошедших, настоящий учительский взгляд. Дарья Ивановна на пенсии, но продолжает работать.
   – У нас семеро детей, два класса: первый и второй. У родителей есть выбор отправлять в Глуховскую школу или Красноярскую. Конечно, для детей начальной школы лучше, чтобы они оставались дома. Ребятишкам здесь уютно, хорошо, не надо ждать автобуса после уроков.
После школы-сада посетили ФАП, все, что осталось от большой больницы. В нем фельдшером второй год трудится Михаил Алексеевич Румянцев, молодой специалист, направленный на Красный Яр. Михаил Алексеевич планов, связанных с поселком, особо не строит:
   – Есть работа, а там как сложится.
   После всех встреч поймал себя на мысли: сейчас у наших сел и деревень женское лицо. В былые годы их жизнь определяли председатели колхозов, передовики производства. Сейчас на первых ролях сельские женщины, местные депутаты, молодые пенсионерки. О мужиках слышно меньше.

Последний машинист тепловоза

   У нас живет последний машинист тепловоза, – сказала Надежда. Так мы оказались в гостях у Владимира Степановича и Антонины Николаевна Свинковых. Владимир Степанович, несмотря на свой 87-летний возраст, хорошо помнит те годы, когда мальчишкой начинал строить Красный Яр и прокладывать узкоколейки.
   – Все вручную, все с лопаты. Не было механизмов.
   Потом стал мастером, а затем его отправили учиться на машиниста паровоза.
   – Сейчас, когда увижу в телевизоре паровоз, сразу вспомню, интересно было, даже очень интересно.
   Когда паровозы ушли в историю, работал на тепловозах. Так и трудился сорок с лишним лет на железной дороге, уже будучи и на пенсии. Застал развал промышленной базы, когда весь металл – тепловозы, рельсы узкоколейки – разобрали и отправили на металлолом.
   – Каждый болт, каждую гайку собирали, даже гвоздь был на учете… и вдруг все пропало и ничего не надо стало. Остались одни только сказки да байки.
   Да, давно уже не слышны тепловозные гудки и перестук колес на Красном Яру. Люди вынуждены выбирать другие дороги. По возвращении в здание администрации, где разместилась еще и библиотека, встретился с молодой женщиной, заведующей Зинаидой Олеговной Лебедевой. –
   Муж не хочет уезжать… Ну и самой не хочется, честно сказать, не люблю в городе жить. Да многие бы здесь жили, если бы работа была. Если сократят, то уедем, куда нам деваться…
   Еще когда возвращались по сосновому парку в административное здание, открылся замечательный вид на Ветлугу – высокий отвесный берег, спокойное течение реки. Красиво, не зря здесь снимали кино, лучше натуры, пожалуй, не найти.
Надежда Васильевна подвела итог экскурсии:
   – Леса есть, река есть, работы нет. Хотя бы какой-нибудь дом отдыха, пансионат организовали…
   Красивое место. Вспомнились слова Любови Аркадьевны о людях. Да, люди замечательные, и все же в таком месте нужно и красиво, с удовольствием жить и работать. Пока молодые вынуждены отправляться в другие, не столь красивые места. Может, когда-нибудь вновь наступит время Красного Яра и все дороги будут вести на эти берега.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ

Фото автора

Красивое место Люди и дороги Красного Яра

Красивое место Люди и дороги Красного Яра

Красивое место Люди и дороги Красного Яра

Красивое место Люди и дороги Красного Яра

 


 

 

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: