Воскресенская жизнь » Имена » Оптический театр многоборца Зорина

Имена

Оптический театр многоборца Зорина

   – Я даже отговаривал: деревня все-таки, – вспоминает Сергей Зорин, – а мне: мол, деревня не простая, тут Светлояр.
   Сергей Зорин – создатель оптического театра вообще и во Владимирском в частности. В 2006 году, еще при Привалове и Шанцеве, возникла, оформилась и обрела жизнь идея создания на берегах Светлояра театра светоживописи.


Художник

   В 57-м году тринадцатилетний Сережа прочитал повесть Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», в которой описывалось искусство далекого будущего – музыкальная светоживопись. Идея покорила, но была недостижима, так что после школы Сергей собирался стать художником. Все изменил случай, ему в руки попалась книжка «Музыка и цвет».
   – Зрело-зрело – и тут ба-бах, – объясняет тогдашнее озарение Сергей Михайлович, – это мое, буду светохудожником.
   Мать моя расстроилась, как же так. А у меня был мел и угольные палочки. Я на обоях ей нарисовал всех святых от пола до потолка, и она двадцать лет это не снимала. Я говорю, рисование от меня никуда не денется, и в институт я не пойду, пойду на завод, чтобы сделать инструмент.


Изобретатель

   Я пошел, был слесарем, токарем, а потом, в 63-м году, понял, что надо делать оркест для глаз, а для этого нужны знания, и явно не художественный институт. Пошел в политехнический и после этого вернулся на завод, был инженером-конструктором в СКБ.
   78-й год, подготовка к Олимпиаде, в Красногорске решили сделать базу отдыха американской команды и сказали, в зале должно быть такое, чтоб американцы упали в обморок. По всему Союзу искали, кто это может сделать, в конце концов остановились на мне. За два года сделали шикарную систему по тем временам. Это была музыкальная светоживопись.
   В 79-м году мы вошли в Афганистан, и американцы не приехали.


Педагог

   Оптический театр наконец был создан. Детвора ездила в столицу отовсюду, настолько благотворно действовала на детей светоживопись, так мощно включала их фантазию.
   – Я в одном детском саду в Москве сделал детский оптический театр, туда приехал академик Амонашвили и сказал, что это потрясающе, важно и нужно для детей.
   И у нас, и в других странах чудовищная тюремно-палочная система образования, – утверждает он. – Ни за что дали детям десять лет, и они отсиживают вместе с учителями. Учебный процесс можно организовать совершенно по-другому, я на эту тему написал книгу «Дорога к храму света».
   Ребенок так устроен, что он жаждет познавать мир, только сумей открыть ему этот мир.


Диссидент

   Сергей Михайлович уходит на минуту и возвращается с книгой – «Кинетизм в России. Группа ‘‘Движение‘‘ 1962–1976».
   – В конце 60-х я вступил в группу «Движение». Это был интереснейший кусок моей жизни, мы делали уникальные выставки, потрясающие вещи.
   Экспериментальное искусство выбивалось из рамок управляемо-понятного, и группе «Движение» это сильно аукнулось. Ее основателя Льва Нусберга, как и многих других, выслали из страны. Друга и учителя Сергея Михайловича посадили, самого его вызвали на допрос.
   – 77-й год, мне 33 года. Вызвали в КГБ на допрос. Смотрю, два тома, а на корешке – Зорин. Думаю, ничего себе, на два тома заработал. Оказывается, всю переписку, все разговоры – все записывали, бедное КГБ, трудилось. Семь часов допроса, лампа в глаза, три следователя.
   Можно ли сейчас понять, что все это было за то, что Зорин и его друг послали в ООН и Юнеско проект альтернативной эволюции человечества? Соратники размышляли о том, как спасти человечество, которое будет деградировать и через несколько десятилетий может дойти до третьей мировой.
   – К огромному сожалению, рухнула страна, – констатирует Сергей Михайлович. – Жаль, идея-то была хорошая... Вот сейчас вонючий дикий капитализм, омерзительный с моей точки зрения. При социализме по крайней мере идеи были хорошие.


Борец

   В Москве, в маленьком театре, который Сергей Михайлович в прямом смысле сделал сам из бывшего гаража для автобуса, у него было 75 оптических инструментов. Но площадь в Москве – яблоко раздора, из того небольшого помещения театр выгнали, а потом в пожаре сгорел весь оркестр для глаз.
   Когда в 2012 году светохудожник серьезно заболел и никто не верил, что он выживет, те деньги, что область давала на оборудование для театра, ушли на другую статью. Третий год Зорин восстанавливает уникальный оркестр для глаз за свой счет и своими руками. Из утраченных 75 инструментов сейчас во Владимирском 30. Здесь у него мастерская, домашний оптический театр и большие планы, в том числе по созданию музея синтеза звука и света на основе богатых архивов.
   – Что бы ни случилось в твоей жизни, это все уроки. Когда нас выгнали из театра, удар был страшный, я его пропустил, поэтому и заболел. Ну ничего. Все достаточно сложно, но оптимизма и уверенности не теряю.


Светохудожник

   Мы разговариваем в домашнем оптическом театре Сергея Михайловича. Маленький зал на 40 человек, в который набивалось и по 60. Созданное им самим оборудование, копии афиш на стенах и рисунки вдохновленных светоживописью детей.
   – Двадцать первый век, потрясающие достижения компьютерной графики, мне говорят, кому нужны такие железяки, – делится Зорин. – Очень нужны. Вот смотрите: сейчас на компьютере можно написать любую музыку, любую симфонию – отменят скрипки и живые инструменты? Никогда. Это то же самое. Я сижу и исполняю, вот как пианист. Подниму руки над пультом – ничего не будет. Играю – на экране потрясающая музыка для глаз.
   Тарковский ко мне приезжал в домашний театр в 81-м году и сказал: «Ваш светозвуковой поток в театре позволяет приплыть зрителям в глубины собственной души». Я посмотрел с удивлением: «Да-да, вот там практически никто и не бывает».
   Так что же такое музыкальная светоживопись?
   – С помощью инструментов для глаз я создаю на экране динамическую картину. Она абстрактная. Ну а что такое музыка? Разве не абстрактный набор звуков? Но она оказалась для духовной жизни человека так важна, что мир без музыки и представить невозможно. Светоживопись вместе с музыкой представляет единое целое. Это синтез. Синтез высшего порядка.
   Шестого июля во владимирском оптическом театре Сергей Зорин и его ученица показывали свою работу. «Живая вода» называлась композиция Сергея Михайловича. Где, как не у Светлояра, она будет настолько же актуальной?
   В планах у светохудожника создать композицию на волшебную музыку его друга юности Эдуарда Артемьева.
   – Здесь будет настоящий оркестр для глаз, – утверждает Сергей Зорин, человек, нашедший дело всей жизни, – и такое чудо будет в России только во Владимирском.

Ирина ТУМАНОВА
Фото Сергея Марцева и из архива Сергея Зорина

Оптический театр  многоборца Зорина

Оптический театр  многоборца Зорина

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: