Воскресенская жизнь » Фитиль » Для будущего

Фитиль

Для будущего

   Да! Что мы потеряли и к чему пришли? Это же ужас. Я вспоминаю свою пэтэушную жизнь и опять же с гордостью произношу, что это была ШКОЛА ЖИЗНИ. Да-да! Мы учились, копили знания, осваивали свои будущие профессии. Конечно же, у кого какое прилежание было.
   А уж какое там прилежание, если мы в пятнадцать лет были оторваны, по сути дела, от дома и семьи. Жили в общагах. Причем я и мои сверстники – в рабочем общежитии рядом с мужским контингентом разного возрастного уровня и были предоставлены сами себе. Но… все же учились! И… почему-то думали только о хорошем!
   Не знаю, как в других ПТУ, но в нашем все было (имеется в виду образовательный процесс) на высшем уровне. И уж явно на ступень выше, нежели в сельской школе, где я заканчивал восьмилетку. Лично я горд ещe и тем, что нам, деревенщине, в течение всего первого курса преподавали ЭСТЕТИКУ.
   Словно сейчас вижу, как преподаватель буквально на первом уроке спрашивает одного из учащихся нашей группы:
   – Василий, скажи, пожалуйста, что такое эстетика?
   И Василий встал и дал точное определение этого слова. Мне тогда подумалось: «Откуда он это знает?»
   И я сейчас уверен в другом, что вот задай тот же вопрос, допустим, студенту университета или любого другого образовательного учреждения, ведь редко кто сможет на него ответить, то есть дать точное определение слова. Это о многом говорит. И мы тогда знали, как правильно пройти в кинотеатре между рядами и сесть на свое место. Даже самое элементарное: как правильно держать вилку и ложку – мы тоже знали. И многое другое, что нас возвышало и отличало от наших сверстников, заканчивающих десятилетку, а не профтехучилища.
   Странно, что о ПТУ сложилась некое негативное мнение. И даже когда их (ПТУ)практически нет, оно до сих пор бытует. Так недавно мне довелось затронуть тему о проблеме ПТУ в кругу, казалось бы, интеллигентных, образованных людей. И вдруг услышал для себя ошарашивающий вопрос:
   – И вы не стесняетесь об этом говорить?
   – Нет, не стесняюсь, – ответил я, немного сам изумившись такому вопросу с их стороны.

Это прозвучало так, будто я учился в школе для умственно-отсталых. Да и слово «стесняюсь». Как его понимать? Это значит, что мне надо стесняться еще и того, что я хотел стать рабочим, что хотел трудиться на благо Родины, хотел созидать и стать Человеком?

   А ведь так и было. Мы рано мужали. К 18 годам мы становились, можно сказать, настоящими мужиками. Когда я пришел на службу и попал на корабль, несмотря на свою шустрость и пэтэушную закалку, годки (старослужащие на флоте – Прим. ред.) мне казались такими дядями, что не передать. Нас завели в ЦПУ и Сашка Токарев, старшина второй статьи, командир отделения мотористов, уставившись на меня и указывая пальцем, произносит:
   – О-о, вот у этого по харе понятно – жизнь видел.
   Да, были ерничанья и нелицеприятные высказывания в адрес пэтэушников на фоне все того же нашего низкого социального положения, насмешечки разного рода: «ПТУ – приют тупых учеников» и так далее. Но никто от этого не комплексовал и уж тем более никто на это не обижался. Хотя «институтские» к нам и относились если не с презрением, то как-то пренебрежительно.
Не обходилось и без курьезов. Мы как-то попали на танцы в общежитие института физкультуры и спорта. Я пригласил на танец симпатичную статную девушку. Танцуем. Она возьми да и спроси меня, на каком факультете учусь.
Мне бы соврать, а я по простоте душевной соткровенничал и брякнул:
   – …Да я из сорок первого училища!
   Она как рванет от меня, будто ее кипятком ошпарили. Да и сам от стыда юркнул в толпу. Явно, что она про этику и эстетику и слыхом не слыхивала.
   Нам и тогда, и тем более сейчас не хватает элементарной человеческой культуры. Когда я вижу, как, стоя на светофоре, водитель открывает окно и выкидывает в него пустую пивную банку на асфальт, я негодую и говорю: «Да-а, долго мы еще не увидим никаких перемен в лучшую сторону». В принципе, этот «нехороший товарищ» олицетворяет своим поступком моральное состояние нашего общества в целом и наше бескультурье. А вот если бы в школе, лицее, колледже да и в наших вузах учили хорошим манерам, многие бы так не поступали. И наши города стали бы намного чище и краше. А люди добрей, приветливей и, главное, Культурней. Культурный человек уважает сам себя. Уважает себя, – значит, уважает и окружающих его людей. Культурный и уважающий себя и других человек никогда не позволит обращаться с собой, кому как вздумается. Он не позволит проводить над собой эксперименты и разные социальные выкрутасы. Такой сразу воспрянет против грязи и несправедливости, ибо Культура и Непорядочность вещи суть антагонистические. Вывод все тот же: в нас нет или мало Культуры. Ее надо прививать и воспитывать.
   Но мне снова хочется вернуться в прошлое. Теперь многие из нас (в том числе и я) кусают локти, думая о том, какое добропорядочное общество мы потеряли. Сколько прекрасного и незабвенного осталось в прошлом, несмотря на разного рода издержки и недочеты. Да, и там (в Союзе) были перекосы. Но никто и не скажет, что советское общество было идеальным. Но в нем присутствовали: порядок, дисциплина, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, работа, бесплатное обучение, бесплатная медицина, – одним словом, все то, чего нет в ныне существующем обществе. Напротив, мы сейчас живем в неспокойствии и нестабильности, в хаосе и правовом беспределе, в коррупции и нищете. Все это угнетает и накладывает свой негативный отпечаток на наше настроение и наше сознание. Причем во всех слоях нашего общества. Не думаю, что человеку с достатком будет житься весело и хорошо, когда вокруг другие нищенствуют, мытарятся и деградируют. В таком обществе любой порядочный и честный человек будет всегда испытывать дискомфорт. Поэтому нам всем надо думать над тем, как в своем доме навести порядок и, самое главное, создать в нем ту благостную атмосферу, чтоб нам всем было хорошо и комфортно.
   Даже сейчас многие уцелевшие фабрики и заводы испытывают нехватку самых распространенных профессий: токарей, слесарей, наладчиков, инструментальщиков… Стройке недостает каменщиков, плиточников, мозаечников, плотников, столяров, бетонщиков. Чем раньше мы возродим профтехобразовательный сегмент, тем легче нашей молодежи будет в ближайшей перспективе вписаться в модернизационный процесс. Он у нас только-только зарождается, но настанет момент, когда он, как гром средь ясного неба, грянет над Россией, и нам всем неистово и боговдохновенно придется трудиться, чтоб преодолеть то чудовищное отставание, в которое мы впали, разрушив некогда Советский Союз и его инфраструктуру.
   Мне представляется: во всех областях и сферах нашей деятельности будут руководить «технари». Эпоха юристов – канет в Лету. Технари выйдут из средних специальных и технических учебных заведений. Это будут практики высшего масштаба. Они получат колоссальную трудовую закалку. Из них же в последующем сформируется и управляющая прослойка (элита) нашей многострадальной России. Только технари, практики и трудяги могут грамотно, жестко и умело управлять нашей огромной страной.
   Наша прошлая история этому подтверждение. Вспомним того же Петра Первого, как он через топор, через физический труд приходил к осмыслению грамотного, глубоко продуманного подхода к управлению нашей великой державой. А руководители того же Советского Союза? Почему раньше на слуху была такая поговорка: «Крепка советская власть»? Да, действительно, она до определенного момента была крепка. Почему крепка? Да потому что те, кто управлял страной, имели колоссальнейший жизненный опыт. У них у всех была медвежья хватка. А почему у них все это было? И опыт, и провидение, и четкие властные ориентиры?

Да потому что всех их в детстве, в юности и в более взрослой жизни – окрестили плуг да борона! От них эти руководители вышли в жизнь

   И почему мы сейчас живем как на пороховой бочке, не имея никакой жизненной стабильности? Лично для меня ответ исключительно ясен. Потому что государством управляют дилетанты, то есть позавчерашние школьники.
   Вкратце хочется рассказать, как закончилась наша учеба в училище, после которого мы шагнули в самостоятельную жизнь. Но она нас уже нисколечко не пугала – мы умели жить.
   В мае 1978 года нас закинули на практику в Починки на юге Горьковской области, что на границе с Мордовией. Работали на строительстве местного СПТУ. Практика наша затянулась на все лето, аж до середины августа.

Сергей АНКУДИНОВ

Окончание. Начало в № 2 от 10.01.2020 г.

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: