Воскресенская жизнь » Фитиль » Cherchez la femme,*или Как воскресенские мужики баковскую Чертовку искали

Фитиль

Cherchez la femme,*или Как воскресенские мужики баковскую Чертовку искали

   Сегодня мы публикуем окончание рассказа о зимней экспедиции в поисках легендарного омута. Начало было в номере от 27.03.2020 г.
   Вверх по Ветлуге есть немало интересных и даже легендарных мест. О них рассказывает организатор этого похода Сергей Молодкин.
   – Перед нами гора Чеканка. Почему ее так назвали, не знаю, говорят, что здесь монеты чеканили.
   – То есть фальшивомонетчики были?
   – Похоже, да. Здесь копали, искали. Но я не слышал, чтобы находили. Еще одно такое не совсем обычное место – речка под названием Медяна.
   – Она в самую-самую лютую зиму не замерзает, – продолжает Сергей, – почему так – тоже неизвестно.
   Поветлужские деревни такие разные и очень похожие друг на друга. Разные по названиям, похожие в неизбывности своих печальных судеб.
   Одна из них – Коробиха. Заброшенная, почти вымершая – ждет не дождется тепла, когда, будто перелетные птицы, вернутся на свою малую родину дачники. А впереди другие такие же деревни.
   Этот лыжный поход отличался от предыдущих тем, что довольно большую часть пути туристам пришлось преодолевать со снаряжением в руках. Вроде того – любишь кататься, люби и лыжи с палками носить. Зима в этом году какая-то непутевая, точно женщина с переменчивым характером. Как есть чертовка, к которой мы направляемся еще через одну деревню, когда-то очень большую и красивую.
   Сейчас и Карасиха начала ощущать, как на нее непереносимой тяжестью все больше ложится печать равнодушия сегодняшних властей. Пожалуй, единственный за два десятилетия знак внимания русской деревне – медведевские зонты-будки, в которых уличные телефоны работают не везде.
   Про эту деревню замечательную историю рассказал Николай Оглоблин. Довольно актуальную и для сегодняшнего времени. О том, как жители Карасихи боролись с эпидемией брюшного тифа при помощи… «живого огня». Они долго натирали два сухих можжевеловых бруска друг о друга, пока те не задымились от трения. Этот «живой огонь» крестьяне торжественно разнесли по своим избам в надежде избавиться от заразы. Да не тут-то было.
   Вот и сейчас посмотришь на паникеров от оппозиции да и от явно перебдевшей от коронавируса власти – трут же можжевельник друг о друга, аж дым валит коромыслом!
   Последняя у границы с Краснобаковским районом – деревня Кладовка. Ее название говорит само за себя – без старинного предания и тут не обошлось. Но у нас другой интерес. Мы ищем Чертовку.
   О ней здесь мало кому известно. Начиная свой рассказ про легенду о Чертовке, краснобаковский краевед Николай Тумаков писал: «Среди рыбаков Воскресенского и Краснобаковского районов не найдется такого, который не знал бы на реке Ветлуге местечка под названием Чертовка».
   Похоже, с той поры много воды утекло. Абсолютное большинство из встреченных нами на пути о ней ни слухом ни духом. А те, кто о Чертовке хоть что-то знает, предпочитают эти места обходить стороной.
   На самом коротком пути в баковскую сторону все больше зарастают и стежки, и дорожки. Но до середины XIX века где-то здесь у Ветлуги, а не через Семенов, Боковую и Текун, как сейчас, пролегал главный тракт Нижегородской и Костромской губерний. Вот как о нем писал краснобаковский краевед Николай Тумаков: «Давно это было, а по моим историческим поискам это было в 1427 году, проходила в этих местах дорога, связывающая Нижний Новгород и Городец со старой Галичской дорогой. На этой дороге, у глубокого омута через Ветлугу, был перевоз».
   Так начинается легенда про Чертовку, которую мы ищем. Именно к этому глубокому омуту и продвигается наша экспедиция по едва заметной тропе, по ней еще два-три десятилетия назад соседи воскресенцы и баковяне ходили друг к другу в гости. Чтобы добраться до областного центра жители окрестных деревень спозаранку спешили на ветлужский автобус. Благо граница между районами совсем рядом. Но это было раньше, а сейчас… Вымирают деревни. Дичают леса. Какой уж тут тракт – сейчас в этих местах чаще увидишь звериный след, чем человеческий.
   Неподалеку от границы двух районов и разместились на ночевку воскресенские бродяги. Ночевка под легким тентом, тяжелыми еловыми лапами вековых деревьев и загадочным темным небом на заледеневшей земле кому-то может показаться экстремальной. Но не бывалым туристам. Только дружный храп, распугивающий все живое вокруг, стоял в таежном лагере до самого утра.
   А с восходом солнца снова в путь. Совсем уже неизведанный – по территории соседнего района. Где-то рядом в двух-трех километрах течет под ледяным панцырем наша общая подруга – красавица Ветлуга. Но до нее еще столько маленьких речек, стариц и озер. В их числе Красное.
   – Мне кажется, это название из-за осин. Они тут везде по берегам, – предполагает Серегей Молодкин. – Осенью листва падает на воду, оттого и озеро все красное.
   Сомневается. И правильно делает организатор этого похода. Красное может быть из-за глинистых берегов, уж чем-чем, а суглинками баковская сторона богата. А еще слово «красный» в старину было синонимом слова «красивый». И верно – чем ближе к Ветлуге, тем живописнее пейзажи. Может, еще и поэтому баковские рыбаки любят устье речки с ласковым именем Янушка и ближние к ней заливы и омуты. Но нас больше всего интересует совсем другой омут на другой стороне Ветлуги с другим женским и мистическим названием Чертовка.
   Как есть мистическим – едва воскресенские бродяги перебрались на левый берег, стало происходить что-то странное. Казалось – вот она Чертовка рядом, за перелеском. Но не тут-то было, бродяг вдруг повело куда-то в сторону от нее.
   И как тут было не вспомнить слова Василия Леонидовича Мухина, школьного учителя, краеведа, благодаря которому еще не забылись многие поверья, сказания и легенды Поветлужья:
   – Там всегда заводило. Черти кружат рыбаков и охотников, понимаете? Отсюда и пошло это название…
   А когда в телефоне начал вдруг ни с того ни с сего барахлить навигатор, все сомнения исчезли сами собой – мы пришли к своей цели.
   – Вот, это цель нашего двухдневного похода! – не без удовлетворения говорит Сергей Молодкин.
   – Вот сюда русская девушка завела татар, здесь они проклинали ее, называли чертовкой.

Любопытно, что эту легенду Николай Галактионович Тумаков записал по воспоминаниям жителя Воскресенского района, старожила из деревни Драничное

   «Лед треснул. В ярости метались татары, бессильные помочь тонущим собратьям. Их дикие крики ‘‘Чертова девка. Сатанинское отродье!’’ оглашали все плесо реки. Прокляли это место татары, всегда объезжали его стороной. А русские люди из поколения в поколение передавали эту легенду о мужественной девушке».
   Есть у Николая Галактионовича еще одна замечательная история про эти места: о заводе князя Трубецкого и уже про другую чертовку. Интересно? Как говорили древние римляне, Sapienti sat – умному достаточно. Читайте хорошие книги, смотрите хорошие сюжеты, слушайте хорошие радиопередачи. А зимний поход воскресенских бродяг на этом заканчивался. Был он не таким долгим и трудным, но в очередной раз подтвердил прописную истину – насколько же удивительные наши края!

Александр ГРАЧЕВ
Фото автора

* шерше ля фам – ищите женщину

Cherchez la femme,*или Как воскресенские мужики  баковскую Чертовку искали

Cherchez la femme,*или Как воскресенские мужики  баковскую Чертовку искали

 

 

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: