Воскресенская жизнь » Фитиль » Прокатиться б с ветерком на новой «Яве»

Фитиль

Прокатиться б с ветерком на новой «Яве»

Мало кто знает, но история создания мотоциклов началась совершенно случайно. Живший в конце XIX века на территории Германии инженер-изобретатель Готлиб Даймлер долгое время проводил у себя в мастерской, разрабатывая бензиновый двигатель. Ему удалось не только собрать работающий агрегат, но и сделать конструкцию, очень похожую на современные экземпляры.

Мужчина вовсе не думал изобретать мотоцикл, а лишь хотел проверить работу двигателя. 29 августа 1885 года он выехал за пределы своего огромного двора на двухколесном транспортном средстве, приводимом в действие при помощи бензинового силового агрегата. Именно этот день принято считать началом эры мотоциклостроения.

Сегодня нам хотелось бы продолжить тему истории отечественных и импортных мотоциклов, которые колесили по дорогам Советского Союза. О знаменитом и, пожалуй, самом народном мотоцикле Иж мы уже рассказывали на страницах нашей газеты почти полтора года назад. И вот настала пора рассказать о другой двухколесной мототехнике. Благо в СССР ее было достаточно. Хотя не всегда, к сожалению, она отличалась надежностью и высоким качеством, что нельзя сказать про мотоциклы, ввозимые в нашу страну из-за рубежа.

Давайте начнем со всеми любимого легкого мотоцикла «Минск». Первые экземпляры были произведены в Москве. Но в 1951 году производство передали в Минск на тогдашний велосипедный завод. В 1956 году Минский завод выпустил новую модель М1М, которая развивала скорость 75 км в час. В 1961 году появилась новинка, модель М‑103. В 1973 году завод стал выпускать модель ММВЗ‑3111, которая развивала скорость уже 90 км в час, а чуть позже появилась модель ММВЗ‑3112, у которой было двенадцать лошадиных сил. Соответственно и развиваемая скорость стала больше. Производство этих легких и относительно надежных мотоциклов было ориентировано на сельских жителей.

Примечательно, что Минский завод и сейчас выпускает свои мотоциклы, что, к сожалению, нельзя сказать о Ковровском мотоциклетном заводе.

Производство мотоциклов «Ковровец» было развернуто на Ковровском заводе имени Дягтярева во Владимирской области. Уже в 1946 году завод выпустил 286 своих первых мотоциклов К‑125. Вы только вдумайтесь! Всего год прошел после окончания войны, а страна уже освоила выпуск мирной и сложной по тем временам продукции.

С 1957 года завод стал выпускать модель К‑175. Это детище получило название «Восход». Всего за историю предприятия было несколько модификаций. «Восход», «Восход‑2», «Восход–2М», «Восход-3», и «Восход–3М». Последней моделью, которая сходила с конвейера Ковровского завода, был «Восход–М3-01».

Если говорить о тяжелых мотоциклах, таких как, например, «Урал», то их история с конца 30-х годов и до 1946 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как эту технику стали продавать гражданским лицам, ее хозяин должен был встать на воинский учет, а ГАИ запрещало эксплуатировать мотоцикл без бокового прицепа.

ИМЗ, или Ирбитский мотоциклетный завод, в 1985 году выпустил свой двухмиллионный мотоцикл «Урал». До сих пор можно увидеть эти мощные мотоциклы на российских дорогах. Правда, топлива этот трехколесный агрегат пожирает прилично. А бензин стоит несоизмеримо дорого по сравнению с советским периодом. Тем не менее завод сохранили. И сейчас он выпускает мотоциклы, которые, к сожалению, в основном идут на экспорт из-за достаточно высокой цены. «Уралы» закупают даже США и Чехия.

Был и еще один советский тяжелый мотоцикл под названием «Днепр». Интересен тот факт, что его производство началось в 1941 году, и не где-нибудь, а в Горьком. Всего с начала производства и до 1948 года на Горьковском заводе было собрано 7 489 мотоциклов этой марки. Но позднее их выпуск освоили в Киеве. С 1955 года и до 1970-го ежегодно производилось от 45 до 50 тысяч «Днепров». К сожалению, завод в 2017 году постигла та же участь, что и другие мотоциклетные гиганты.

А теперь давайте вспомним о мотоциклах, которые поступали в свое время к нам из-за рубежа. Начну свой обзор с венгерского мотоцикла «Паннония». Производство этой техники началось в 1954 году в Будапеште. С 1954 и до 1975 года в СССР было поставлено 286 959 импортных мотоциклов Pannonia 250 TLF. Кроме этого завод выпускал модель и с боковым прицепом. Только вот интересно: остался ли такой экземпляр в рабочем состоянии в нашей стране?

В 1968 году завод в Будапеште выпустил совершенно новую модель, скопированную с «Ямахи», на экспорт в СССР она так и не пошла. Была завезена лишь ограниченная партия, если верить источникам из интернета. Вскоре завод прекратил свое существование. Кстати, модель, которую слизали у японцев и которая могла попасть в Советский Союз, также высоко оценят коллекционеры, в этом можно не сомневаться.

Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить о культовых и легендарных импортных мотоциклах под названием «Ява» и «Чезет». История «Явы» началась в 1929 году. В конце войны в Чехословакии освоили выпуск мотоцикла «Ява» с индексом 250. Двумя годами позже запустили в производство мотоцикл с индексом 350. В 1962 году начались поставки этой, без преувеличения, надежной и красивой двухколесной техники в Советский Союз. Примечательно, что в нашей стране мотоциклы с индексом 350 прозвали «старушками». В 1984 году появилась модель с индексом 634, а позже и модель с индексом 638. В настоящее время завод выпускает современные мотоциклы. Также производство знаменитых мотоциклов «Ява» налажено в Индии и Южной Америке.

История еще одного легендарного чехословацкого мотоцикла марки «Чезет» уходит своими корнями в довоенное прошлое. Но полноценно выпуск этого бренда начался в 1960 году. Всего завод выпускал 26 моделей, в том числе и спортивных. Так же, как и «Яву», этот мотоцикл поставляли в СССР. «Ява» стоила больше одной тысячи советских рублей плюс «дача на лапу». «Чезет» стоил в советские времена приблизительно на 100 рублей дешевле. Увы, но выпуск этих, также красивых и достойных мотоциклов прекратили в 1992 году.

Александр УМНОВ

Фото: интернет

КОММЕНТАРИЙ

Сергей Вилков, р. п. Воскресенское:

– Первый у меня был мопед „Рига‑22”, у отца был „Минск” 6-вольтовый. По вечерам потихоньку у него брал мотоцикл погонять по поселку. После мопеда купили „Минск”, уже перед армией, на тот момент это была самая новая модель. После армии женился. У тестя был иж „Юпитер‑4” с коляской. Я его наладил и год катался по поселку. Однажды в Воскресенском мне довелось прокатиться на моей мечте, мотоцикле „Ява”. Нет слов, чтобы описать ощущения: двигатель поет, подвеска мягкая, как пуховая перина, скорость набирает, будто ракета. Приобрести мне эту мечту так и не удалось.

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: