Воскресенская жизнь » Светоч » Создатель искуственной невесомости

Светоч

Создатель искуственной невесомости

    12 апреля в России отмечается День космонавтики. В этот день Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. Конечно, нам бы очень хотелось взять интервью у какого-нибудь известного космонавта, например Юрия Гагарина или Германа Титова, но… И вот тут-то мы и вспомнили, что рядом с нами живет человек, который знает о космосе если не все, то очень многое. Это Анатолий Иванович Серебрянский, инженер-конструктор Куйбышевского завода.


Вперед, юнкор!

   Некоторые люди панически боятся знакомиться. Найти контакт с человеком, настроиться на его волну, начать беседу на интересующую тебя тему – задачка не из легких. Но только не для наших «юнжурцев»!
   Семь команд – участниц проекта на третьем этапе выполняли задание под названием «Интервью с интересным человеком». Как у них это получилось, судите сами. А мы – уже.
   Жюри выделило по трем критериям (журналистское мастерство, оригинальность, оформление) лучшие работы ребят. Первое место по результатам голосования судей досталось команде Владимирской школы, которая набрала 13,5 балла, на второе место вышли ребята из Задворковской школы (12 баллов), а третье поделили между собой юнкоры Глуховской и Галибихинской школ, заработав по 11 баллов.
   До конца учебного года команды ждет еще одно ну о-о-очень интересное задание.
   Поэтому вперед, юнкор!

   – Анатолий Иванович, расскажите: как так получилось, что вы увлеклись космонавтикой?
   – Во время войны, когда я был маленький, я жил у бабушки с дедушкой. Сосед принес деревянную игрушку – два брусочка, сколоченные крест-накрест, и сказал, что это аэроплан, самолет такой. И вот на этой игрушке я целыми днями катал своего игрушечного медведя.
   – И вы с тех пор решили стать летчиком?

   – Нет, не сразу. Когда меня в детстве спрашивали, кем я хочу стать, я отвечал: «Художником!» Меня спрашивали: «Почему?», а я отвечал: «Потому что худой!» Летчиком я решил стать позднее.
   – Вы поступили в какое-то летное училище?
   – Нет, после войны родители увезли меня в Одессу, но никаких учебных заведений, где бы я мог стать летчиком, там не было. А вот в Куйбышеве был авиационный институт, правда на летчиков там не учили… (смеется). В 1958 году сдал вступительные экзамены и поступил на факультет двигателей летательных аппаратов.
   – Трудно было поступить?
   – Тридцать-сорок человек на место, так как в то время очень активно развивалась космическая техника. Уже был запущен первый искусственный спутник Земли, вся страна помнит эти «бипы», которые посылал спутник с орбиты. Мне очень тогда захотелось принять участие в этом процессе, ведь это был первый шаг, все только начинало развиваться. Тогда еще я и представления не имел о технике, но как только начал все это изучать, стал разбираться. А потом по распределению я попал на авиационный завод им. Иосифа Сталина в Куйбышеве.
   – А как же освоение космоса?
   – Про освоение космоса я тогда еще и не думал. А вот когда наш завод разделился, мы попали на конструкторский завод под руководство С. П. Королева. Сергей Павлович работал в то время уже над научными ракетами (до этого изготовляли боевые ракеты для доставки оружия). С космодрома запустили ракету, которая долетела до Камчатки. Своей идеей освоения космоса он заразил и Келдыша. Потом они решили собачек отправить в космос. Первые запуски ракет – метеорологические, вот на них и отправляли собачек. Собачек, так же как и людей, сначала испытывали на центрифугах.
   – В то время вы уже знали, что планируется отправить в космос человека?
   – Еще в институте мы слышали, что идет подготовка к запуску в космос человека, проводятся специальные тесты-испытания. Кандидатов было 2000 человек, а обучать стали только 200. После испытаний, таких как «Колесо», «Центрифуга», «Отстрелы», желающих летать поубавилось. Отобрали шесть человек. Все ждали, что вот-вот что-то произойдет. Конечно, все шесть кандидатов хотели быть первыми, все мечтали об этом. Среди этих шестерых лидером был Юрий Гагарин.
   – А где вы находились 12 апреля 1961 года?
   – В институте. Мы все ждали с нетерпением, когда же произойдет это событие. И вот когда по радио прошло сообщение ТАСС о том, что 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту, – в тот момент просто мороз по коже пробирал. Все радовались. Занятия отменили, и мы все отправились на импровизированный митинг. Всем очень хотелось увидеть, кто же этот человек, ждали с нетерпением первых газет.
   – А вот с технической точки зрения прошел ли этот полет удачно?
   – Было очень много нюансов: вместо 200 километров его забросили на 280, и это просто чудо, что Гагарин вернулся живой. При входе в атмосферу на последнем этапе полета корабль начал нагреваться, в иллюминаторе начало плавиться стекло. До этого никто и не знал, что такое может происходить, вот и Юрий Алексеевич, увидев за стеклом огонь, подумал, что корабль охвачен огнем, что он погибнет. Приземлился он также не там, где планировалось изначально. Да и после того, как катапультировался, его понесло прямо в реку. Хорошо, что он был опытным летчиком, стал регулировать стропами и приземлился в поле.
   – Анатолий Иванович, за все ваше время работы что запомнилось больше всего?
   – Наверное, два года, проведенные на Байконуре. Там было очень интересно. Мы готовили ракеты для высадки человека на Луну. Мы испытывали детали на прочность, перегрузки, вибрацию, решали различные технические задачи, которые перед нами ставили разработчики. Конечно же, некоторые из них на первый взгляд кажутся обыденными вещами, но в невесомости все действует не так, как здесь, на Земле. И вот перед нами была поставлена задача создать искусственную невесомость. Тут нам наши знания по физике и пригодились. Было нелегко, но с заданием справились.
   – Вам премию не дали за ваше изобретение?
   – Мы рады, что нас не наказали. Ведь выполнить нужно было все в короткие сроки.
   – Скажите, Анатолий Иванович, вы с космонавтами общались?
   – Ну, скажем так, лично не встречался, но видел. Вот на Байконуре для нас была организована встреча с Алексеем Леоновым. Очень общительный человек, он уже в то время был известным космонавтом.
   – А вы никогда не мечтали оказаться на месте космонавта?
   – (Смеется.) В то время, наверно, каждый мечтал стать космонавтом. Но с космосом можно познакомиться и здесь, на Земле. Поверьте, это очень увлекательно и интересно.
   – Отслеживаете ли вы сейчас развитие космонавтики в мире?
   – Конечно, я перечитал огромное количество статей в журналах, изучал книги. Я же когда на пенсию ушел, мне очень захотелось передать весь свой опыт младшему поколению. Взрослые уже что-то знают, а вот школьникам интересно узнать, что это за профессия, как осваивается космос, как готовятся космонавты.
   – Анатолий Иванович, а как вы считаете, полет на Марс реально совершить?
   – Реально, но очень затратно. Конечно, освоение космоса продолжается, и кто знает, что будет через 50 лет… Наше интервью длилось больше двух часов, мы уже и про подготовленные вопросы позабыли, так как Анатолию Ивановичу было что рассказать, ведь он все свободное время посвятил своему увлечению, которое стало, на наш взгляд, смыслом его жизни. А увлеченные люди – люди творческие, интересные, притягивающие к себе. Именно таким мы и увидели Анатолия Ивановича Серебрянского.

Юнкоры Владимирской школы

Создатель искуственной невесомости

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: