Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Здесь, на неведомых дорожках...

Азбука легенд и преданий

Здесь, на неведомых дорожках...

Ю - Юронга

   Мы продолжаем открывать наш район, открывать его традиционную культуру. В конце лета экспедиция фольклорного объединения «Покрова» вместе с корреспондентом «ВЖ» побывала в большепольской, юронгской сторонах. Там столько легенд, преданий и просто быличек, что определить, где правда, а где вымысел, сложно. 
   «В нашей деревне семь колдунов», – подумав, произнесла жительница Большой Юронги. В другом доме той же деревни уточнили: «Ну не семь, поменьше…» И стали загибать пальцы. Последней каплей стала фраза: «В Юронге, русалки водятся». Если бы не был жителем Заветлужья и не знал особенностей местности, так бы и растаял. Уже представилась волшебная страна, где рядом живут и люди, и сказочные персонажи. Прямо Пушкин: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» И эту сказку, а может быть, не сказку, открывали участники экспедиции.
   Леса дремучие, дороги неезженые – это о юронгской стороне. О неезженых дорогах отдельная песня. Таких дорог нет нигде. И это обстоятельство совсем не связано со сказкой. Проселочная дорога с остатками асфальта, так выглядит 20-километровый участок от Тиханок до Большого Поля. Особенно незабываемое впечатление она производит ночью, и еще когда водитель не местный... Париж – Дакар отдыхает.

БОЛЬШОЕ ПОЛЕ

   А начали свое путешествие с деревянного двухэтажного здания бывшей школы. Ученики учатся в кирпичном здании. Деревянный особняк чем-то похож на старую земскую школу. В нем с разрешения директора Веры Никандровны Шаталовой и разместились участники экспедиции. В школе есть замечательный музей, состоящий из двух помещений. В одном, под названием «Крестьянская изба», рассказывается о быте местных жителей, особенностях одежды, предметах обихода, в нем можно узнать все о сельской культуре в целом. В другом представлены материалы о школе, колхозе и марийской культуре. Материалы собрали местные школьники под руководством педагогов. Они посещали старожилов. Экспедиции проводились в конце девяностых – начале двухтысячных по всей территории, тогда еще Большепольской администрации. Собранные материалы и стали основой экспозиции. Кстати, количеству и качеству экспонатов могут позавидовать государственные музеи.
    Большое Поле – село не маленькое и, хоть оказалось на окраине района, сдаваться не собирается. Рядом с разрушенной великолепной церковью построена новая часовня. Восстанавливаются дома. Особенно впечатляют отреставрированные здания с оригинальной резьбой, в чем заслуга «горожан», вернувшихся на родину.
   Прогуливаясь по селу, обратили внимание на старую, явно столетнюю, лиственницу. Так мы оказались в гостях у Евгения Васильевича и Нины Федоровны Круткиных. Они отметили 55-летний юбилей совместной жизни и за это время не растеряли заботливое отношение друг к другу.
   «Вот сейчас разнервничаешься, и опять таблетки принимать придется, – говорил жене Евгений Васильевич. – Жалко, раньше надо было жениться, не нажился с тобой».
   Большое Поле, по словам старожилов, село русское. Его заселяли выходцы из других деревень Заветлужья. Марийскими поселениями были деревни Большая Юронга и Кузнец – Апшатнер по-марийски.
   «Раньше марийцы были другие: больше себя уважали, женщины в национальных костюмах на праздники приходили», – говорит Нина Федоровна. Она оказалась музыкантом, играла на балалайке и показала несколько наигрышей. Женщины- балалаечницы в этой округе – обыкновенное явление.
   Посетили участники экспедиции Галину Григорьевну Крылову, она родом из исконно марийской деревни Кузнец. Самый знаменитый 500-летний дуб находится как раз рядом с ее родительским домом. И поколения семьи ухаживали за ним. «Во время войны мама трудилась на окопах, – рассказывает Галина Григорьевна. – Была поздняя морозная осень, а обувка – лапти. И у нее отнялись ноги. Вернулась домой, и бабушка стала лечить ее, выносила ее к дубу, укладывала на перину, молилась, и мама встала».
   Галина Григорьевна от матери приняла уважительное отношение к старым обычаям, и не важно, марийским или русским: «Не совершай плохого, чти старших».
   У марийцев деревья – память о тех, кто жил раньше. Есть поговорка «Неизвестно с какими словами их посадили, срубишь – слова падут на тебя».
   Ну а участницы экспедиции, пришли в восторг от содержания дома и приусадебного хозяйства: ни пылинки на листьях комнатных растений, а цветы кругом.

ДУБ-ВЕЛИКАН и ЛИПА-ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА

   Второй день экспедиции посвятили путешествию к липе-целительнице, деревьям священной рощи и дубу-великану, расположенному в Кузнеце. Нужно сказать, подобные природные феномены во всем мире являются объектами исторического, культурного наследия и регулярно посещаемы туристами. К сожалению, ни дуб, ни липа не стали визитной карточкой района.
   Вернувшись после посещения священных деревьев, участницы экспедиции побывали у большепольских старожилов Лидии Васильевны Ревотас и Валентины Васильевны Капустиной.

БОЛЬШАЯ ЮРОНГА

   Большая Юронга – марийская деревня, нам так и говорили – хотите узнать о марийской культуре, вам в Большую Юронгу. Напутствие не подвело, удалось открыть много интересного.
   Участницы экспедиции посетили старожилов Веру Павловну Охотникову, Нину Денисовну Лопатину и Валентину Николаевну Лапшину.
   Здесь мы услышали о гусляре Иване Николаевиче Горбунове. «Плясали мы еще под его игру, – вспоминает Вера Павловна, – играл под пляску и под песни».
   «Мы можем говорить, традиция игры на гуслях у местных марийцев сохранилась до середины ХХ века, – сказала руководитель экспедиции Екатерина Сорокина, – у русских гусельная традиция утрачена значительно раньше».
   Супруги Николай Афанасьевич и Римма Афанасьевна Винокуровы встретили участниц экспедиции приветливо. Николай Афанасьевич поделился: «Помню, мне было лет восемь, ходил вместе со стариками в священную рощу. Помогал им, они кашу варили. После приносили угощение в деревню».
   Римма Афанасьевна, сама родом из Шарангского района, более категорична: «У нас советское воспитание, не помним мы ту культуру». Хотя сама вспоминала и обряды, и традиции.
   Поделились легендами и преданиями своей стороны и более молодые жители деревни. Федор Федорович Лопатин: «Старики в священную рощу ходили, молились, чтобы хлеб родился». Рассказал он и о ведунах, что могут увести в лес: «Идешь, идешь за голосом и заблудишься». О русалках и царице змей: «Живет за Кузминским болотом, кто ее видел, через месяца 2–3 умирает».
   И все жители от мала до велика говорили: «Когда идешь в лес, просишь местного хозяина Шерги Оза и Бога о ягодах и грибах. Когда приходишь в лес собирать ягоды, набираешь первые пять-шесть и кладешь на пенек. Это нашим умершим бабушкам, дедушкам. ‘‘Бабушки, дедушки идите кушать, вот вам первая ягодка’’».
   Возвращаясь к себе в ставшую вторым домом уютную старую двухэтажную школу, участники экспедиции делились впечатлениями.
   Екатерина Сорокина: «Здесь сохранился культ предков, вера в то, что умершие родственники, живя на том свете, помогают тебе на этом. Нам рассказывали, что садясь за стол обедать в обычный будний день, зовут родителей кушать. А когда в лес идут, просят помочь собирать грибы или ягоды. На дворе ХХI век. А ты приезжаешь и слышишь такое. Народная культура жива».
   Вероника Евсеева: «Почти в каждом доме нам пели очень красивые песни и частушки на марийском языке с плавными переливами мелодии и очень поэтичными текстами, в которых используются метафоры о березе, солнце, о радуге и цветах».
   Здесь, на неведомых дорожках…

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Здесь, на неведомых дорожках...

Здесь, на неведомых дорожках...

Здесь, на неведомых дорожках...

Здесь, на неведомых дорожках...

Здесь, на неведомых дорожках...

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: