Неисповедимые пути
Как же верно сказано про пути господни, которые неисповедимы. Это лишь начинающим туристам...
Часть вторая
О детях, русских печках и банях
Все той же едва заметной лесной тропой от часовни святого старца Нифона мы возвращаемся в деревню Орехи. Где-то здесь пролегал ялокшинский зимнИк или зимнЯк, кому как больше нравится. Писатели и краеведы в далеком ХIХ веке это слово произносили по-разному.
– Про нее так и говорили – дорога на Ялокшу, – вспоминает уроженец Елдежа Азорий Иванович Махалов. – О ялокшинском зимняке я еще от отца слышал. Азорий Иванович из семьи староверов. Сейчас он живет в Свердловской области, но каждый год на лето старается приезжать в милую сердцу деревеньку. – Я же здесь родился, на большой русской печи, – с улыбкой говорит он.
А ведь все так и было раньше. И наши прабабушки рожали не в хваленых перинатальных центрах, а в избах и в банях. Да, в банях! Стерильнее места просто не найти. И не было тогда новорожденных младенцев-инвалидов. Во всяком случае, такого их числа, как сейчас, что все ангажированные властью телеканалы не перестают взывать о помощи на лечение и реабилитацию больных детей. И эти призывы как робкий укор нашим правителям. Думают ли они о будущем страны?
Кстати, о банях. Четверть века назад в замечательном уездном городке под названием Ветлуга мне рассказали замечательную историю про замечательного хирурга П. Ф. Гусева, который делал там свои первые уникальные операции, и не где-нибудь, а в бане по-черному!
Но я вроде бы отвлекся. Пора догонять бродяг – попутчиков по ялокшинскому зимнику.
О Менде и бизнес-плане дикого графа
Ялокшинский зимник. Про него в свое время упоминали и Короленко, и Мельников-Печерский, и Толстой. Это сейчас позарастали стежки-дорожки и уже мало кто вспомнит, где он пролегал. Разве что старожилы.
– До войны солдат отправляли не в Воскресенский военкомат, а в Лысково, по изъярской дороге через болота, – вспоминает Анастасия Федоровна Булганина из деревни Орехи, – там у озерка раньше была часовенка с иконушкой. До этой часовни девушки и провожали парней в солдаты.
Слово-то какое ласковое – иконушка. Как и весь рассказ тети Насти. Скорее всего, именно эта дорога была до Макария самой короткой и с незапамятных времен приводила верующих от одного святого места до другого: от Желтоводского монастыря до Светлояра. И наоборот.
На карте А. И. Менде, составленной в середине позапрошлого века, она угадывается тонкой, местами прерывающейся ниточкой, которая вьется от Орех («с 30 дворами») к озеру Черному, далее – на Постоялый двор и прямиком до Волги к селу Покровскому («Маза тож»).
Когда Николай Толстой приехал в наши края, сразу же понял, насколько хорош, экономичен и удобен этот путь, и раз за разом писал в Москву в чиновничьи кабинеты, журналы и газеты о преимуществах строительства ялокшинского тракта: «Тракт этот, допуская возможность летнего сообщения с Лысковом всего околотка, так важен, что может привести весь край наш в цветущее состояние, да и для прибрежья Волги чрезвычайно полезен». И не просто писал. Николай Сергеевич составил, по сегодняшним понятиям, настоящий бизнес-план, указал, в каких деревнях лучше обустраивать станции, где возводить мосты, и самое главное, весь этот проект просчитал в денежном выражении, чуть ли не до копейки.
По всем его раскладам получалось, что ялокшинский тракт несравнимо выгоднее дорогучинского
Что касается последнего, четверть века назад в 1994 году воскресенские бродяги частично проходили этим путем, когда сами для себя устроили марш-бросок на выживание.
Пеший поход без еды и воды от Нестиар до Макария по бесконечным пескам, казалось, растянулся не на три дня, а куда как больше. Тогда мы и знать не знали про другую дорогу, которая по прикидкам Толстого от Орех до Макария составляла всего около 50 верст. Вот что называется: век живи и век учись!
Мечте ветлужского графа о ялокшинском тракте не суждено было исполниться. Может, из-за бюрократических проволочек – уж чем-чем, а задним умом чиновников Россия-матушка была крепка во все времена. Но, скорее, все-таки потому, что после пожара 1816 года Макарьевская ярмарка так и не оправилась, постепенно потеряла свое былое значение менового двора Европы с Азией и купеческий люд перекочевал в Нижний.
Как ореховская баба урядника провела
Итак, мы идем по местам, которые в ХIХ веке называли Нижегородской Сибирью. От Орех в сторону Волги, как и сто пятьдесят лет назад, редкие лесные проселки все так же пролегают рядом с медвежьими берлогами и лосиными тропами.
И очень хорошо, когда в команде туристов есть биолог.
– Вот здесь несколько дней назад проходил лось. Вернее, самочка, – сотрудник природного парка «Воскресенское Поветлужье» Андрей Болотников склоняется над хорошо заметной вмятиной в земле и как настоящий следопыт сравнивает: – У самки копыто несколько заостренное, а у быка – более круглое и мощное.
До последнего времени в Орехах жили самые умелые во всем прикерженском Заволжьи добытчики лесных коров. Ну и браконьеры тоже. Издавна здесь следовали одному неписаному правилу.
– Если на самый верх поднималась бадья журавля, это было как условный знак, – рассказывает Василий Булганин, житель Орех, – или сигнал, что в деревне – чужие.
Наверно, поднятый кверху журавель и увидела героиня одного из рассказов нашего земляка, сказочника, писателя и краеведа Сергея Афоньшина, которая провела урядника. У нее в печи доваривались лосиные ноги на холодец. Не задумываясь, ореховская баба вытащила чугун, слила воду, все его содержимое вывалила в зыбку, прикрыла тряпьем. Потом взяла настоящего ребенка на руки, а сама качать зыбку. – Али у тебя двойни? – спросил урядник, когда вошел в избу. – Двойни, родимый, двойни. Урядник и в печь заглянул, и в чулан, нигде ничего нет, кроме лосиного запаха. А на нет и суда нет. С тем и ушел.
Из браконьеров в скитники
Медленно, насколько это позволяли наши стальные кони, мы уже с другого края проезжали через Орехи, не переставая любоваться деревней, ее красивыми палисадниками, колодцами, наличниками домов и самими домами. Один из них, под номером 22, стоит в центре деревни, и очевидно, что когда-то принадлежал староверам.
– Здесь на этом доме – уникальная домовая деревянная резьба, – поясняет Алексей Гроза, участник нашей экспедиции, – глухая резьба, характерна для Городецкого и Семеновского районов, и вот здесь мы наблюдаем ее тоже, причем резьба 1889 года с инициалами мастера, который вырезал эту лобную доску. Такие традиции к нам пришли от поморского согласия старообрядцев. Деревенские избы, они сейчас как свидетели вековой истории. В какой-то из них после революции жил старичок по прозвищу Федя-Треня. Еще один герой рассказа Афоньшина. За свою жизнь он добыл больше сорока лосей! А может, еще сохранился дом Степки Кривого, самого жестокого из всех ореховских браконьеров. «Жестокий с народом, со своей семье, со своей собакой – так писал про него Сергей Васильевич, – немало вреда он принес прикерженским лесам».
По закону жанра отрицательные герои куда как притягательнее. Вот и мне после этого похода захотелось узнать про Степку Кривого больше, чем написано у Афоньшина. Под старость лет он ударился в божественное чтение, ушел жить в землянку, постами и молитвами искупать свои грехи. Кто знает, как завершился земной путь Степки Кривого: вернулся ли он назад из леса к людям, стал ли последним керженским отшельником. Может, кто-то об этом что-то слышал? Не красивые же сказки и небылицы рассказал нам Сергей Васильевич.
Нет, не сказки! В этом бродяги убедились чуть позже, когда узнали про криминальную историю, что произошла до войны на том же Ялокшинском зимнике.
Убийство на Ялокше
Вот как описал ее Афоньшин в своем рассказе «Человек из неолита». «Я знал лосятника Якова Гирина еще до войны… Уже не помню, за каким лосем пошел этот Яков Гирин, за весенним или осенним. Ушел далеко и свалил сохатого за усадьбой лесничества на речке Ялокше. На свежевание к нему подоспел местный лесник». Слово за слово – получился раздрай. Визави Гирина был молодым и строптивым, поднял на ноги других людей из лесной охраны, те бросились в погоню.
«Нелегко нагнать залежавшимся лесникам бывалого да хожалого браконьера. И начали стрелять… Одна пулька угодила Якову в локоть вдоль кости. От нее, от шока, он тут же и умер… Об этом я узнал в тридцать пятом весной… А сообщалось о том в областной газете… И от души пожалел Яшу Гирина»
Сергей Васильевич лишь немного ошибся во времени происшествия – об этом в самом конце публикации. А в остальном – все так и было. И в том нет никаких сомнений. Во-первых, потому, что С. В. Афоньшин, учительствуя в Елдежской школе, хорошо знал и уважал местных охотников. Во-вторых, об этой криминальной истории до сих пор помнят старожилы. И Анастасия Федоровна Булганина тоже.
– Про охотника, которого когда-то давно убили, я слышала, – рассказывает она. – Но не егерями они были, а такими же браконьерами. Тогда же все понемногу браконьерили.
Вот что тут скажешь – другие были времена. Если посмотреть на всем известный снимок Афоньшина с тремя добытыми им медведями, то по сегодняшним меркам простому сельскому учителю никогда бы не заработать на такую путевку. И самого писателя можно было сразу же приписать в браконьеры. Только, оказывается, все совсем наоборот.
За разъяснениями я вновь обратился к Леониду Николаевичу Глушкову, вот кому больше других довелось понюхать ружейного пороха. Уж он-то в особенностях национальной охоты хорошо разбирается. Но начал свой рассказ бывший районный охотовед с другого:
– Сергея Васильевича я очень хорошо знал. Он не раз приезжал ко мне в гости. Бывал и я у него во Владимирском. Он постоянно помогал мне в работе.
– Ловить браконьеров?
– И это тоже. Мировой был мужик! Справедливый.
– А как же три медведя?
– В то время охота была другая. Медведь считался хищным зверем. И на него, как и на волка, разрешалось охотиться круглый год.
Охотничья мафия
Да, другие были времена, другие понятия. А тех зверобоев, которые умели примирять свой охотничий азарт с чувством совести и, как говорит сейчас молодежь, не выбешивать других охотников, Сергей Васильевич называл не так уж и предосудительно – браконьеришками.
Но были и настоящие браконьеры – «небрезгливые опустошители». Не в наших Елдеже и Орехах, а в соседней рустайской округе. Эта афоньшинская история про гореловскую охотничью мафию всплыла через много-много лет в одном из байдарочных походов воскресенских бродяг. Тогда по бурным весенним водам Санохты и Керженца мы сплавлялись вниз к матушке Волге. Шли рядом с теми местами, где в глухих лесах после раскола прятались оленевские скитники, мимо живописного села с веселым названием Хахалы, мимо легендарного Лыкова и до Рустая.
Там в Керженском заповеднике бродяги познакомились с замечательным экскурсоводом. Про таких знатоков говорят – от бога. За всеми вопросами следовали не просто аргументированные ответы, а интересный познавательный рассказ. Спросили бродяги и про Афоньшина. И оказалось, что жители Рустая и окрестных деревень, мягко говоря, недолюбливали в ту пору уже известного в Союзе писателя. И все бы так – Сергей Васильевич действительно отличался прямотой взглядов и суждений, и все бы ничего, если бы не фамилия экскурсовода. Гореловская. Может, это просто совпадение, а может – опять же предмет для неоконченного разговора о неисповедимости наших путей.
Сакральное наваждение
Минувшей осенью, спустя месяц после велопохода, мы вновь отправились в Елдеж и Орехи, чтобы опросить старожилов и записать их воспоминания. То, что было дальше, иначе как наваждением не назовешь. На обратном пути почему-то так захотелось отыскать светлушинское кладбище, что не было сил сопротивляться этому желанию. Саму деревню в начале семидесятых, как корова языком, легко слизнула огненная стихия лесных пожаров. А таежный погост чудом уцелел.
На старом кладбище ноги, казалось, сами несли от одного памятника к другому. И они же будто окаменели перед большим – выше человеческого роста – дубовым крестом. На нем каким-то очень острым резаком была вырезана сакральная надпись: «Под сим крестом покоится тело раба Божиего Гирина Якова Николаевича. Убили 20/II – 1937 года».
Ох уж эти неисповедимые пути.
Продолжение следует
От редакции.
Этот материал мы публикуем под рубрикой «Вспомнить все» в надежде, что кто-то из наших читателей знает об историях, рассказанных в нем, больше нас и обязательно выйдет на связь с редакцией.
Александр ГРАЧЕВ
Фото Ивана Коротаева, Сергея Токарева, Александра Умнова
Сюжеты об экспедиции воскресенских бродяг можно посмотреть в «Живой газете» № 232, 234, 235.
Как же верно сказано про пути господни, которые неисповедимы. Это лишь начинающим туристам...
60 выпуск телевизионной версии газеты "Воскресенская жизнь". 1. Вторая чать...
Деревня Орехи стоит на краю цивилизации. Здесь кончается асфальтовая дорога. Дальше – некуда....
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей газеты еще одну часть рассказа о велопоходе воскресенских...
Немногие мужчины у нас живут долго. Такова статистика. А вот Василий Иванович Теняков из...
Комменатрии к новости