Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Обреченные влюбиться в Ветлугу

Азбука легенд и преданий

Обреченные влюбиться в Ветлугу

О создателе болотохода, парилке с матюгами и обряде предсказаний

Сегодня мы заканчиваем публикацию рассказа Натальи Синяевой, борского журналиста, о походе второй команды на большом пути интересной, продолжительной экспедиции «Вся Ветлуга – 2020».

После впадения Вохмы Ветлуга становится полноводной, широкой и немного суровой. Именно такой, какой ее знают в Нижегородской области: царственной и величавой. Через пару километров от стрелки Вохмы и Ветлуги вниз по течению – финальная точка нашего путешествия – поселок Малое Раменье Костромской области.

Это первый и последний населенный пункт на пути следования нашего экипажа. Знакомство с поселком и его жителями преподнесло нам множество приятных встреч и сюрпризов.

Пристав к берегу, мы поднялись на крутояр и тут же, по счастливому стечению обстоятельств, попали в дом к людям, которые интересуются историей и даже создали свой маленький музей. Чета Поповых бережно хранит предметы старины, доставшиеся им от бабушек и дедушек.

– Все они в прекрасном состоянии, очень достойные экспонаты! – высказывает свою оценку этнограф Ольга Александрова. – Поповы подарили мне кожаный крюк – совсем простой инструмент, которым обрабатывали кожи, но это очень редкая вещь! И теперь он хранится в музее «Щелоковский хутор» Нижнего Новгорода.

Вышитым полотенцам, старинным платкам и домотканому сарафану уже более века. Все это носили деревенские модницы – предки наших новых знакомых – малораменцев. Предметы одежды, включая гордость домашней коллекции полушелковую шаль, в отличной сохранности. И неудивительно, ведь такую роскошь носили редко – только по праздникам. Хранители домашнего музея про многие экспонаты рассказывают интереснейшие истории. Например, как раньше ухаживали за деревянными бочками для засолки. Вот почитайте – ну чем не современная, почти промышленная аромотерапия?

– Прежде чем что-то там засаливать, бочку нужно было промыть, – поясняет Татьяна Попова, создатель малораменского музея. – Ее промывали хорошенечко, а потом туда клали вниз вереск, и прогревали в русской печи камни. Потом на этот вереск бросали горячие камни и они там шипели. Такой аромат от них шел!

– А вереск…

– Вереск по-нашему – это можжевельник.

Для Поповых старые вещи – не пережиток и хлам, а важная часть прошлого. Прошлого, которое кануло в лету, но прорастает в сердцах почитанием своих предков и любовью к истории родной земли.

Разузнав у местных жителей имена бабушек-старожилов, мы отправились к ним в гости. По дороге обследовали заброшенный полуразвалившийся дом. Старинные вещи были повсюду. Например, на чердаке среди хлама завалялась льночесалка с застрявшими волокнами льна, а также исправные жернова, на которых, возможно, хозяйка этого дома молола муку для своих домочадцев. Попробовала и я их прокрутить. Скажу по себе – это не так-то просто.

А хозяин дома, скорее всего, был рыбаком и охотником. На это указывали несколько находок, среди них запылившийся кожаный патронташ и донная удочка с крючками и грузилом, в полной целости-сохранности – хоть сразу иди рыбачить на Ветлугу.

Даже разрушенный дом может рассказать что-то интересное. Например, что кирпич в этих местах был очень дорогим. Поэтому при строительстве печки в основании использовали дерево. 

– Нижние ряды раньше делали из бруса,  – поясняет Олег Костров, сотрудник краснобаковского музея.  – Внутрь засыпался песок, а потом уже шла сама кладка печи.

По дороге нам встретилась чудо-техника, собранная местным умельцем. Для езды по лесному бездорожью лучше не придумаешь. – Это просто болотоход, – скромно говорит хозяин самодельного «проходимца» Владимир Мильков

– Колеса чьи?

– От трэкола, от огромного уазика… Бак от «Днепра», от мотоцикла, движок от «инвалидки».

– А сиденье от «Порше Кайенна»? Мы его узнали!

– Нет! (Владимир смеется) А крылья от большегрузов – распиливаем пополам. В общем, все делаем своими руками.

– Болотоход сами придумали от и до?

– Ну, я больше, наверно, скопировал…

Нынешняя жизнь Малого Раменья удивляет, а прошлая завораживает. О том, какой она была, нам рассказали бабушки, всю жизнь прожившие в поселке.

Валентине Максимовне Васьковой 95. Она помнит многое. Даже песни, которые они детьми пели на Пасху примерно 90 лет назад.

«Говение, говение лупися.

У хозяина корова отелися,

Свинка опоросися,

Курочке яичко во Христов день».

Один из самых необычных обрядов, рассказанных Валентиной Максимовной, связан с тем, как раньше варили коллективное пиво, а точнее сусло для его приготовления.

– Каждый приносил пророщенное зерно, варили в огромном деревянном чане с помощью раскаленных камней, – поясняет этнограф Ольга Александрова. – Это не хмельной напиток, им угощали всех, и детей тоже. Потом на этом сусле каждый у себя дома варил пиво. Причем когда варилось сусло, весь народ веселился!

Эта традиция была жива в здешних местах еще 60 лет назад. Ее хорошо помнит дочка Валентины Михайловны, Надежда Милькова.

– У нас был чан, представьте: вот такой широкий, с меня ростом, деревянный, дубовый.

Дедушка берет гармошку с бубенчиками. Он играет на тальянке, бабушка – в крышки, а мы все пляшем!

Полтора часа бабушка Валя, улыбаясь, рассказывала нам о прошлом.

Ее подружка Алевтина Аверкиевна Баданина стала нашей следующей собеседницей. Поведала о былых радостях и горестях. Как в войну 10-летней девочкой впрягалась в плуг.

– Веревку мне дадут, и вот пахали мы вместо лошадей – шесть женщин и одна за плугом. Тянем, как ослабла веревка – колотят. К вечеру кровяные плечи делаются.

Жизнь в деревне не сахар, работа в колхозе от зари до зари. И все же находили малораменцы время для веселья и озорства. Одним из любимых развлечений было нарядиться в нелепые наряды на всеобщих посиделках и… парить друг друга.

– Парила и я, – вспоминает Алевтина Аверкиевна.

– Расскажите, как это было?

– Как? Приходят гости, выставляется лавка посреди комнаты. На нее кладут мужика или женщину, и кто-то парит и приговаривает. – А что приговаривает? – Тут матюгов много!..

– Ну хотя бы чуть-чуть…

– Х..-х...ще, не бегай по гумнищам, – деревенский старожил заливисто смеется, вспоминая несколько частушек, сами понимаете каких, на телевидении их обычно запикивают.

– Человек-то на лавке хотя бы в одежде лежал?

– В одежде. А мужику, бывало, и воды туда плеснешь из ковшика!

Чтобы заглянуть в будущее, узнать судьбу на предстоящий год, собравшись вместе, сельчане проводили «Илию» – обряд предсказаний.

– В тарелку накладывают какие-то свои вещички, она накрывается полотенчиком и начинается Илия...

– А почему «Илия» называется?

– Потому что там частушки поют и кому какая частушка попадется. Вот, для примера, такая «На карите (карете – Прим. ред.) мужик, обос-ся лежит, Илию, Илию!» Кому эта песенка достанется, быть богату! Частушка может попасться хорошая и плохая. Или что-то предвещать в течении года. Или даже на смерть. «Везут бревно на семи лошадях. Илию!» – это плохая, это – к покойнику. И сбылось. Мне как-то попалась тоже плохая, и больше я ходить не стала.

Галина Изосимовна Яблокова – наша третья собеседница. Она также рассказывала о своей непростой жизни в деревне, вспоминала детство.

– Ходили мы чивиликали, маленькие-то были. Войдем в избу, соберемся, ребятишек-то сколько!

Чевилик-чевилик,

Жаворонки летят.

На окошке сидят.

Пошевеливают.

Хвостом шевелят- пошевеливают.

Хвостом шевелят- пошевеливают.

Половина до говинья переломится.

Христова день подвинется.

Катица с молоком опрокинется.

Баба Галя родителей потеряла рано, хлебнула сиротской доли. Но, несмотря на сложную судьбу, она – жизнелюб. До сих пор в свои 87 поет.

– Накормивши я детей, спать их уложила.

Уложивши спать детей – в хоровод ходила.

Уложивши спать детей – в хоровод ходила,

В хороводе я была девица красива.

В хороводе я была девица красива

Я красива и бела, плохо я одета...

Песни, заклички, истории, рассказанные старожилами, еще долго звучали в душе, пока мы ставили свой лагерь на последнюю ночевку. Казалось, что и наша лодочка тоже слышала эти мотивы, грустила вместе с нами и радовалась.

Нам было радостно, что удалось пройти по воде 62 километра и встретить таких удивительных людей, и грустно, что шесть дней приключений остались позади. Уезжали мы от тихого берега в шумную цивилизацию, наполненные одной на всех любовью к Ветлуге. Нам было за что благодарить судьбу. Такое останется в памяти навсегда!

Ольга Александрова:

 – Мы увидели Ветлугу такой, какой раньше не видели, а именно от маленькой речки до той, к которой мы привыкли.

Анатолий Гейгер:

 – Скажу двумя словами: красота, и мы – красавцы!

Олег Костров:

 – Надежная компания!

Антон Бараненков:

 – Отпустите меня обратно! Обратно в путешествие с этой командой!

К сожалению, для Антона эта мечта уже не сбудется никогда. Через месяц после нашего сплава его не стало. Неожиданно остановилось сердце молодого студента магистратуры.

Все сюжеты и публикации о сплаве экипажа № 2 мы посвящаем самому молодому члену команды – Антону Бараненкову. Теперь ему всегда будет 26. И если нашему экипажу еще выпадет возможность сплавляться вместе, то Антон всегда будет с нами, как часть команды и часть корабля

Но жизнь продолжается и течение реки вместе с ней. Экспедиция «Вся Ветлуга: от истоков до устья» – это не только прекрасное путешествие длиной в 900 километров, это четко спланированная акция, в результате которой каждый ее участник был обречен влюбиться в Ветлугу и ее красоты. Так произошло и с нашим экипажем. Спасибо за это организаторам дерзкого проекта и до встречи на ветлужских просторах!

Наталья СИНЯЕВА

Фото автора, Олега Кострова и Анатолия Гейгера

К печати подготовил Александр ГРАЧЕВ

Обреченные влюбиться в Ветлугу

Обреченные влюбиться в Ветлугу

Обреченные влюбиться в Ветлугу

Обреченные влюбиться в Ветлугу

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: