Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Паровой флот Ветлуги

Азбука легенд и преданий

Паровой флот Ветлуги

Сегодня разговоры о былом ветлужском судоходстве сродни фантастике. Но тем и интереснее факт, что на Ветлуге не только ходили суда, но их здесь и строили. И не какие-нибудь там суденышки, а настоящие большие пароходы с каютами. С делением на классы для разных категорий пассажиров и соответствующей разницей в обслуживании. И только бак с кипятком был для всех бесплатным.

Массовый сплав леса в конце XIX века, а с ним и массовое движение людей привели к быстрому росту речного флота на Ветлуге. Появились тихоходные пароходики с гребным большим колесом на корме: «Иван» варнавинского купца Попова, «Елизавета» военного инженера Ставицкого из Сквозняков. Ветлужский купец Чиркин построил пассажирские пароходы «Петр», «Леонид», «Василий» и буксир «Миша». В 1912 году появился грузопассажирский пароход «Коммерсант».

О том, как было устроено судоходство на Ветлуге в начале XX века, увлекательно рассказывал в своих заметках непревзойденный в описании реки Николай Оглоблин. Николай Николаевич так описывает свое путешествие на пароходе «Иван» в 1901 году: «Пароход тронулся из Козьмодемьянска (27 мая) вверх по Волге в девятом часу утра, а через два часа мы были уже на устье Ветлуги. Осторожно пройдя устье и покончив с первою ‘‘наметкою’’, командир, по ветлужскому обычаю, созвал ударами в колокол команду ‘‘на молитву’’. Команда молча помолилась и успокоилась, полагаясь в дальнейшем плавании, очевидно, более на благотворное воздействие молитвы да на российские девизы ‘‘авось и небось’’, чем на собственные знания и искусство…»

Пароходство Чиркина, отмечает Оглоблин, самое богатое на Ветлуге: кроме «Михаила», построенного в Бельгии на заводе Societe Anonyme John Cockerill, ему принадлежат пассажирские пароходы «Василий», «Николай», «Петр» и буксирный «Миша». С такими средствами можно бы вести дело в большем порядке. Но, кажется, этому пароходству предстоит распасться, так как сам Чиркин прошлое лето покончил жизнь самоубийством.

Когда «Михаил» шел вверх (23 мая), ветлужская «перекатная лень» только что начинала еще пошевеливаться, медленно просыпаясь от зимней спячки, хотя вешняя вода давно спала и мелководье быстро прогрессировало

Ближе к устью никакой «обстановки» еще не было, повыше уже появились на берегу перевальные вехи и маяки, но без фонарей и знаков, еще повыше, под селом Воскресенским, показались и бакены, и фонари на маяках.

Чиркинская пристань в Воскресенском находится в 1,5 версты ниже села на пустом берегу, где негде укрыться. Правда, есть сторожка, но таких малых размеров, что не может вместить всех ожидающих парохода.

Удивительно, что такое полное пренебрежение к интересам публики замечается со стороны «лучшего» и самого богатого ветлужского пароходства, да еще в таком большом благоустроенном пункте, как село Воскресенское. При отсутствии расписания в движении пароходов несчастным пассажирам приходится иногда по суткам и более мучиться на берегу, без всякого прикрытия. Пароходчики пока не думают об этом и не предпринимают никаких подготовительных мер. Каждый из них боится начать новое дело, могущее в начале принести некоторые убытки. Они предпочитают идти по проторенной дорожке, на которой успешно наживаются, хотя и не прочь иногда пролить крокодиловы слезы на счет «убыточности» ветлужского пароходства…

Один из пароходных служащих говорил:

– Трудно начать это дело: река выше города Ветлуги неизвестна, нужно обследовать еe, потратиться на это… Первый год будет трудно, а дальше должно хорошо пойти. Много выгоды получит тот, кто рискнет начать новое дело…

Работал легендарный пароход «Ветлуга». В разные годы судно было и «Ветлугой» и «Надеждой». Менялось и его предназначение в череде ветлужских лет: товаро-пассажирское, буксирно-пассажирское, буксирное.

Изначально деревянный корпус в ходе эксплуатации был перестроен на железный

Котлы для «Ветлуги» были построены хозяйственным способом в 1892 году в городе Ветлуга. Судно имело в длину около 40 метров и ширину около девяти. При этом осадка порожнем составляла до полуметра, а при полной загрузке немного не достигала метра.

«Ветлуга» работала на множестве линий, в том числе до Твери, на Шексне и верхнем плесе Волги.

Владельцев у этого парохода было много: Л. Д. Петерсон и В. А. Владимиров, М. Е. Малинин, М. П. Назаровский, А. С. Малинина. Ну а потом были Советы, и им «Ветлуга» служила верой и правдой еще долгие годы. Мой покойный товарищ, капитан Михаил Иванович Восьмериков прослужил рулевым-мотористом на этом пароходе с 1954-го по 1956 год.

Окончание следует.

«Неожиданно встречаю на пристани знакомого ветлужанина, возвращающегося домой издалека, из-под Сухума, и всю эту длинную путину проехавшего „как по маслу”, а тут, почти у ворот дома, встретившего такую неприятную задержку и такие ‚‚порядки’’, как будто он сразу перешагнул из Европы в Азию…» (Н. Н. Оглоблин, 1905 год)

Иван  Замыслов

Фото из архива автора

Паровой флот Ветлуги

Паровой флот Ветлуги

Паровой флот Ветлуги

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: