Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Судьба - Ветлужская

Азбука легенд и преданий

Судьба - Ветлужская

Пристань Ветлужская до 1983 года была одним из ключевых судоходных пунктов на Ветлуге. Именно здесь в 1937 году организуется Ветлужское речное Агентство Верхневолжского пароходства. Контора расположилась во вновь построенном здании на берегу Ветлуги. Башенка на крыше позволяла наблюдать за движением судов по линии реки.

В 1934 году появилась Ветлужская сплавная контора для обслуживания открытого годом ранее лесозавода. С появлением единого эксплуатанта судов на реке Ветлуге налаживается хаотичная до этого ситуация с пассажироперевозками. С 1937 года работают линии «Станция Ветлужская – Воскресенское» и «Воскресенское – Козьмодемьянск». На первой линии пассажиров сначала возили на барже, буксируемой газоходом.

Суда Ветлужского Агентства отстаивались теперь не только в Затоне им. Михеева, но и в Безглядовском затоне, расположенном рядом с Ветлужской. Флот состоял из самоходных газоходов, работающих на газогенераторном топливе – чурке и несамоходных деревянных барж – дощаников.

Отдельно стоить сказать и о заготовке чурки – тяжелейшем ручном труде, заключающемся в распиловке древесины на кряжи и складировании их на специальных чурочных складах, которые располагались во всех крупных населенных пунктах по берегам реки.

Первым руководителями Ветлужского Агентства были Шевелев, Николаев, Сергей Васильевич Зубрилов, Константин Львович Хромов. Это был период, когда параллельно техническому освоению реки путейцами шло разрабатывание ее эксплуатационниками. Флотом, который осуществлял перевозки грузов и пассажиров. Напомню, что тогда Ветлуга была основной транспортной артерией Поветлужья. Других дорог попросту не было.

Зимой 1949 года на пристани Ветлужская организуются курсы дистаночных лоцманов – специалистов по проводке судов по капризной в любое время года Ветлуге. Кроме работников Ветлужского Агентства и Судоверфи им. Михеева на курсы дистаночных лоцманов дополнительным набором зачисляются слушатели из Ветлужского Лесохимкомбината, Ветлужской сплавконторы, районной конторы по эксплуатации малых рек. И уже в апреле 1949 года 22 подготовленных специалиста отправились на Покровский рейд для встречи приходящего на Ветлугу и Вохму транзитного флота с Волги.

Дисциплина на флоте того времени была военная. Наказания были суровые – вплоть до ведомственного ареста. Даже ношение форменного обмундирования было столь обязательным, что специальным приказом начальнику пристани Ветлужская младшему лейтенанту речного флота В. И. Звонкову разрешается носить валяную обувь (вместо форменных сапог – Прим. авт.) только на основании заключения врачебной комиссии.

Самый расцвет ветлужского судоходства пришелся на время руководства Михаила Кузьмича Селиверстова. Даже сегодня в разговорах с речниками то и дело слышишь его имя. Достойный человек, о котором стоит сказать отдельно. Будущий «хозяин Ветлуги» родился 30 сентября 1925 года в селе Починки Горьковской области. Участвовал в Великой Отечественной войне, призван на фронт в январе 1943 года. Окончив Тульское пулеметное училище, гвардии младший лейтенант Селиверстов был командиром пулеметного взвода 312 Гвардейского стрелкового полка. Награжден двумя Орденами «Красной Звезды», Орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Участвовал во взятии Берлина, а после – воевал на Забайкальском фронте до демобилизации в 1946-м.

В 1952 году Михаил Кузьмич закончил Горьковский институт инженеров водного транспорта и был направлен в Ветлужский эксплуатационный участок на должность инженера, а затем замначальника эксплоучастка. С 50-х гг. в течение 25 лет работал начальником Ветлужского районного управления, а после ухода на пенсию трудился капитаном-наставником на ставшей родной реке.

Большое внимание Михаил Кузьмич уделял социальному развитию поселка Ветлужский, оказывая помощь при строительстве больницы и Ветлужской школы. Вместе с женой Галиной Семеновной они вырастили и воспитали сына и дочь.

«Кузьмича» или «Папы Миши», как ласково его называли речники Ветлуги не стало 31 августа 1999 года.

Это именно при нем грузоперевозки по Ветлуге достигали пиковых отметок. А сколько всего было построено и не перечесть. Под его руководством проводились ночные испытания скоростных пассажирских линий на теплоходе «Заря» в 1975 году.

Спустя годы, уже и дневные рейсы этих замечательных судов стали страдать от запретов, накладываемых Верхне-Волжской инспекцией рыбохраны. Видимо, призрачные нормы стали важнее нужд и забот пассажиров и речников ветлужан. Очень горько сокрушался об этом еще одна легенда Ветлуги – капитан скоростного флота Юрий Михайлович Пономарев. Кто бы мог подумать, что вскоре вообще не станет ветлужского судоходства.

Сегодня от былого размаха речного предприятия на Ветлужской только лишь следы. Идущая ветка железной дороги от пристани к лесозаводу «Ударник» разобрана, шпалы-артефакты каждый год поднимаются полой водой в речке Беленькой и, не в силах вырваться из плена ивовых зарослей, вновь ложатся на грунт со спадом воды.

Сгоревшие головни, остатки складов. Красивое двухэтажное здание конторы разграблено. Окна выставлены, полы из широких тесин разобраны. На второй этаж, откуда открывается прекрасный вид на Ветлугу не попасть – лестница оказалась кому-то нужнее – ее выпилили. И только художественная лепнина на потолке кабинета Михаила Кузьмича никому не нужна да протоколы заседания парткомов и партактивов по «пропесочиванию» нерадивых работников. Вот так и пропесочили и предприятие, и реку.

Иван  Замыслов

Фото из архива автора

Вот как вспоминает те времена ветлужский краевед Ф. П. Минин: «С весны и до самой осени плотогоны по Ветлуге доставляли из Костромской губернии лес для завода. Сплавная контора объединяла двенадцать сплавных участков. На заготовке и сплаве леса работали около семи тысяч человек. В военные годы контора ежедневно отгружала 40–50 вагонов леса для отопления областного центра. В пятидесятые годы начинает расширяться и укрепляться ее материальная база. Появляются катера. На буксировке плотов уже работают около 20 газоходов. В большей мере деятельность этой организации развернулась в 60-е годы, когда директором ее стал опытный специалист по заготовке и сплаву леса Иван Иванович Малышев».

Судьба - Ветлужская

Судьба - Ветлужская

Судьба - Ветлужская

Судьба - Ветлужская

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: