Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » По родному краю

Азбука легенд и преданий

По родному краю

Удачные походы и экспедиции, как правило, планируются заранее и тщательно готовятся, но иногда они оказываются подарком судьбы. Так получилось с моим «Плаванием к югу от Магелланова пролива» (название одноименной книги американского художника и писателя Рокуэлла Кента, широко известного в СССР в 60-х годах – Прим. ред.), когда вместо геологической экскурсии в пустыню Атакама в северной части Чили я оказался на борту яхты, идущей по проливам Огненной Земли. Так получилось с экспедицией в Мозамбик, когда прилетев в столицу ЮАР Преторию для участия в конференции, я уже через несколько дней был в полевом лагере на пустынном берегу Индийского океана вместе с двумя коллегами-геологами из университета Йоханнесбурга. Таким подарком для меня оказалась и экспедиция «Вся Ветлуга 2020».

Я ничего не знал об этом проекте до того момента когда перед отпуском решил позвонить редактору всеми нами любимой газеты «Воскресенская жизнь», 100-летний юбилей которой отмечается именно в эти дни. Телефон редактора оказался «вне зоны доступа». Тогда я стал звонить директору природного парка «Воскресенское Поветлужье» Алексею Грозе – с тем же результатом. К вечеру, впрочем, оба нашлись и сообщили, что плывут по Ветлуге на лодке XVI века, в рамках похода «Вся Ветлуга 2020». Удержавшись от упреков, почему мне, коренному ветлужанину по рождению и воспитанию (родился в верховьях Ветлуги, в Пыщуге, вырос и «осознал себя» в Воскресенском), об этом не было сообщено, я осторожно спросил, нельзя ли как-то в этом походе поучаствовать. Мне ответили, что, наверное, еще можно. Разговор был в четверг 13 августа, а днем в понедельник 17 августа я уже сидел в этой самой лодке, держа в руках концы двух строп и пытался понять, как выставить оптимальный угол прямого паруса, жадно ловившего даже слабый речной ветерок, с тем чтобы увеличить его вклад в усилия гребцов на веслах. В промежутке был перелет Новосибирск – Москва, ночной поезд в Нижний, перебежка на платформу с утренней электричкой до Семенова, там тоже бегом на уже стоящий на площади пазик с издали узнаваемой табличкой за ветровым стеклом «ВОСКРЕСЕНСКОЕ».

Первый день в деревенском доме, простоявшем долгие месяцы без хозяев, всегда сложен и хлопотен, но вознаграждается натопленной баней, ужином в родных стенах, стаканчиком «хлебного вина» местной же, трифакинской выделки, чаем из самовара и ощущением, что все сложности наконец позади и ты – дома! Можно начинать отдых от имейлов, звонков по скайпу и зум-митингов. В этот раз, однако, расслабляться было некогда, уже в воскресенье пришлось начинать сборы, так как Алексей Гроза сообщил, что я назначен капитаном следующего этапа плавания и в понедельник в 10 утра надо быть у поселка Макарий Ветлужского района, где произойдет смена экипажа. О транспорте он обещал позаботиться, сказав, что в 8 часов за мной «заедут». Кто заедет и какой экипаж мне предстоит возглавить, я на тот момент понятия не имел.

День первый

В понедельник в назначенное время я сидел на крыльце с рюкзаком, топором и вязанкой сухих березовых дров, о желательности которых в лодочном походе предупредил Алексей. Но ни в 8, ни в 9 часов никто за мной не приехал. Как водится, машина администрации, о которой была договоренность, с утра оказалась «в разгоне», но Алексей пытался найти для меня другой транспорт. Часов около 10 у дома остановилась «Тойота RAV4», за рулем которой была энергичная молодая женщина, назвавшая себя Еленой и сказавшая, что ее попросили доставить меня на место встречи экипажей. Быстро покидав все мои пожитки в объемистый багажник, мы выехали из села и помчались по трассе на Боковую. С опаской поглядывая на встречные фуры и на водителя, управлявшего идущей под сотню «тойотой» одной левой, лежащей на руле в положении на «19 часов», да еще и придерживаемой (очевидно, для верности) за запястье правой рукой, я пытался вспомнить, сколько подушек безопасности для пассажиров передних сидений заложено в этом популярном кроссовере.

Однако торопились мы зря. Уже по дороге поступила новая вводная – ехать не в Макарий, а на станцию Ветлужская и ждать лодку там, на старой нефтебазе. Следов нефтебаз на ветлужских берегах давно уже нет, но в народной памяти места их расположения сохранились и мы с первого раза смогли найти нужный участок берега и даже припарковаться (в нарушение федерального закона об охране водных рубежей нашей родины) недалеко от воды.

Дальше началось ожидание появления лодки, скрашенное чаем с городецкими пряниками и появлением краснобаковских журналистов, которые начали запускать привезенный с собой квадрокоптер

Около часа дня появились два других члена нашего экипажа, приехавшие на электричке из Нижнего – Виктория Азарова, экскурсовод-фрилансер, большой знаток достопримечательностей нижегородской земли и Ольга Басова, «пионервожатая», как она сама себя отрекомендовала. Лодки, однако, все не было, как и телефонной связи с ее экипажем. Я несколько раз спускался к воде и даже смотрел в бинокль, пытаясь разглядеть что-то движущееся на пустынной в наше время реке, которая выше железнодорожного моста просматривалась почти на километр.

Лодка, как птица из облаков, появилась на воде совершенно неожиданно, так быстро, что ни мы, ни журналисты не успели приготовить камеры. Подгоняемая довольно приличным попутным ветерком, она вынырнула из-под моста, промчалась мимо нашей стоянки, потом парус на ней упал, лодка круто развернулась и на веслах причалила к берегу. Чувствовалось, что идущая на ней команда хорошо освоилась с управлением речным судном.

К нам подъехал какой-то уазик и берег сразу заполнился людьми. Высадившаяся команда начала выгружать из лодки свое снаряжение. Тут же появилась закуска, бутылка, стаканчики – сдающей вахту команде определенно хотелось поскорее отметить успешное прохождение этапа. Краем глаза я увидел, что и мои матросы уже стоят со стаканчиками, наполненными отнюдь не чаем. Кто-то из приплывших (потом выяснилось, что это был строитель лодки Илья Смолин) сказал мне, что капитан может не пить, чему я, честно говоря, обрадовался. Имея дело с природными стихиями, всегда полагал, что пребывание на воде, какой бы спокойной она ни была, требует внимательности и осмотрительности и уж, как минимум, трезвости. Илья наскоро показал мне парусное и весельное обустройство лодки, наказав особо беречь кормовое весло, без которого лодка под парусом идти не может.

Приняв от предыдущей команды флаг экспедиции и судовой журнал, мы загрузили в лодку свои рюкзаки и палатки и были готовы к отплытию.

Продолжение следует.

Описание прошлогоднего лодочного путешествия по Ветлуге подходит к границам нашего района, где зародилась идея такого похода и была построена сама лодка. Об очередном этапе рассказывает его капитан, наш земляк В. К. Гусяков, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией цунами Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН в Новосибирске. Вячеслав Константинович знаком многим читателям «ВЖ» по материалам о его поездках по разным странам мира, публиковавшихся на страницах нашей газеты.

На фото: Вячеслав Гусяков заполняет бортовой журнал

По родному краю

 

 


Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: