Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Ветлуга открывает свои тайны

Азбука легенд и преданий

Ветлуга открывает свои тайны

Ушедшее от нас жаркое лето 2021 года принесло много открытий. Особенно много тайн открылось на родной реке Ветлуге. Критическое снижение уровня воды позволило нам взглянуть на картины из столетней глубины – сразу несколько деревянных судов появились на обозрение туристов, рыбаков и любителей природы.

На один из таких дощаников можно посмотреть чуть ниже моста через Ветлугу в Воскресенском. Деревянный остов показался на песчаном плесе у левого берега реки. Конечно, верхняя часть судна находится в разрушенном состоянии, а вот законсервированное в песке днище сохранилось неплохо. Также хорошо выделяется изогнутая линия борта, выполненная из специальной копани.

Копань – это нижняя часть ствола хвойного дерева, выкопанная вместе с частью главного корня, перпендикулярного к стволу. Они были очень ценны для нужд деревянного судостроения и стояли на особом учете.

Как поэзия сегодня звучит из далеких военных лет объяснение мастера судоцеха В. П. Надежина о том, почему длинномерная копань была разрезана:

«Тринадцати-метровая копань, предназначенная для воротового пояса, была серповитая в две стороны. Ставить ее нельзя. Бригада Миронова поставила на воротовой пояс – угловой».

Система шпангоутов и основные узлы деревянной баржи скреплены специальными металлическими шпильками со здоровенными квадратами шайб. Порыжели от съедающей их речной воды. А если обратиться к истории, чтобы изготавливать эти изделия работники судоверфи, комсомольцы обходили окрестные деревни и собирали металл для нужд кузницы.

Такие суда строились сто лет тому назад на судоверфи затона Ильинское озеро (сегодня затон им. Михеева). Размеры их достаточно сильно варьировали – от 30 м в длину и более. От этого зависела и их грузоподъемность от 15 до 35 тонн. Именно последние доставляли много хлопот в процессе эксплуатации, почти все имели водотечность корпуса.

Подобные находки можно наблюдать и в других местах реки – на Курдомском перекате, в ручье Криуша, идущем от озера Ильинского, наверняка где-то еще.

Кстати, напротив того места, где обнаружился дощаник, до 60-х годов прошлого века располагался лесоучасток, чурочный склад и топливная база Уколово. До нас дошли сведения, что 17 июня 1958 по берегу реки Ветлуги в районе деревень Уколово и Чернышиха пронесся сильный ураган, сорвавший крышу с этого склада.

Отсюда на деревянных крытых дощаниках отправлялась чурка в Марьино, Липовку и далее на Волгу. Эти деревянные баржи уже большей вместимости, на них загружалось 80–85 м3 топливной чурки, что по весу составляет около 49 т.

Дощаники сменились на Ветлуге баржами с металлическим корпусом. Забылись славные традиции ветлужских судоплотников. И только такие картины из прошлого дает нам лицезреть родная Ветлуга.

Капризная – она в скором времени скроет их от глаз людских. И кто знает, кто и когда увидит их снова.

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото автора

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: