Воскресенская жизнь » Культура » Театральная летучка

Культура

Театральная летучка

   Нечасто совещания журналистов проходят в сельских домах культуры. Но для темы, которая рассматривалась на очередной их летучке, места лучше, чем клуб в селе Богородском Варнавинского района, было не найти. А тема эта была посвящена Году театра, как она отражается на страницах районных газет севера области.
   Но сначала журналистам пришлось обсуждать едва ли не самый важный вопрос их профессиональной деятельности – как выживать местным газетам в современных условиях. А они далеко не самые благоприятные. По моему убеждению, все началось с того момента, когда главная в стране власть перестала считать средства массовой информации четвертой властью и превратила их в сферу своего обслуживания. Вроде того: кто платит, тот и заказывает музыку. Хотя при этом платит сущие гроши. А про демократию и гласность теперь приходится только с ностальгией вспоминать.
   Проблем у местных газетчиков, по-простому говоря, выше крыши. Худо-бедно они их как-то решают, на нервах и безденежье, но все же выпускают красивые и довольно интересные читателям деревень и сел севера Нижегородчины издания.
   Одна из тем, которая привлекает их внимание, на первый взгляд очень далека от провинции. Это Год театра в России. Ну вот на самом деле, где все эти храмы искусства и где мы – простой деревенский люд со своим вековым бездорожьем, нескончаемыми перебоями с электричеством и бестолковой оптимизацией сельской медицины?

И все выглядело бы именно так, «если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище... Но театр есть искусство отражать жизнь». Эти слова приведены в кавычках, и принадлежат они великому учителю лицедеев К. С. Станиславскому

   И пусть все реже в столицах проходят премьеры спектаклей о нелегкой судьбинушке русской деревни. Но сама-то деревня еще никуда не делась. Живет, еще как-то надеется на завтрашний день. И если в местном клубе самодеятельные актеры решили отрепетировать и показать односельчанам какое-то театрализованное представление, значит рано ее хоронить.
   И таких клубов и домов культуры на севере области не один, не два и не три – гораздо больше!
   А спектакли там ставятся настолько интересные, что районные газеты о них не писать не могут.
   Тому, как они это делают, и был посвящен обмен опытом работы журналистов.
   Если брать в отдельности «Воскресенскую жизнь», то нельзя не сказать, что нам повезло больше других. И в Центре культуры и досуга, и на местах в сельских клубах ставятся новые спектакли, создаются труппы как юных артистов, так и ветеранов, каждый год организуется фестиваль театральных миниатюр и многое другое. В общем, Год театра в Воскресенском районе проходит вовсе не формально. А все, наверно, потому, что работники культуры бережно относятся к давним традициям. Вот тут как раз тот самый случай, когда за район не стыдно, когда им можно даже гордиться.
   Сохраняются традиции и в Краснобаковском районе. Вспоминает главный редактор газеты «Вперед» Павел Коркин: 
   – Театр в Красных Баках существовал давно. Правда, был большой перерыв – в несколько десятилетий. Но вот пришло время, и Мария Александровна Рымина где-то из каких-то подземелий возродила давнюю традицию, наш театр. И начала ставить спектакль за спектаклем, ездить со своим коллективом по соседним районам.
   А вот в Урене нашли творческую стезю. Местные газетчики публикуют заметки о своих известных талантливых земляках, служащих в театрах больших городов.
   – Директор Нижегородского драматического театра Борис Петрович Кайнов в нашем театре, можно сказать, вырос, – рассказывает о публикациях в «Уренских вестях» главный редактор газеты Светлана Вайшля. – Детство популярного актера Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Федора Климова тоже прошло в Урене.
   Варнавинцы же не стали рассказывать, как у них проходит Год театра. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, – решили они и показали небольшой фрагмент спектакля.
   Чтобы поставить его, Ирине Братыгиной нужно было... уйти на пенсию.
   Огромная часть ее жизни – 35 лет – связана с культурой.
   На заслуженном отдыхе Братыгина была недолго. Пригласили в Богородский сельский дом культуры – не отказалась. И почти сразу же для себя решила: раз 2019 год – Год театра, обязательно сделать постановку.
   – Я уже с самого начала определилась, что будем ставить спектакль веселый, легкий – комедию, – объясняет свой выбор Ирина Николаевна. – Почему именно «Бесприданник» – там всего один мужчина. С актерами всегда напряженка. Актрис я знала давно. И хорошо представляла, кто какую роль будет играть.
   Вот так и появилась в селе небольшая труппа. Театральному коллективу «Экспромт» нет и года. Но он уже участвовал во Всероссийском конкурсе исполнительского мастерства «Времена года. Весна–2019» и стал лауреатом второй степени. Что, в общем-то, вполне понятно. Актеры «Экспромта» театральных академиев не кончали, но на сцене выкладываются не хуже профессиональных исполнителей.
Немного о сюжете спектакля «Бесприданник». Это пьеса драматурга Людмилы Разумовской. Спектакль легкий, с искрометным юмором, про то, как пять прелестных особ встретились в брачном агентстве и претендуют на одного жениха.
   Показать пьесу полностью у артистов не было возможности, а у журналистов времени посмотреть все целиком. Но даже одного действия хватило, чтобы понять: этот спектакль на сельской сцене больше чем удался. Благодарные возгласы «Браво!» были объективной оценкой журналистов.

После дружных продолжительных аплодисментов актеры «Экспромта» вышли и на поклон, и на свою первую в жизни пресс-конференцию, где отвечали на вопросы газетчиков. Получился непродолжительный, но очень живой разговор

   А начала его постановщик «Бесприданника» Ирина Братыгина:
   – Я сама раньше играла, у нас был замечательный режиссер Нина Валентиновна Ручина. Вот в этом месте следует сделать отступление. В Воскресенском Нину Ручину помнят очень многие – и работники культуры, и зрители – как невероятно талантливого человека. И очень, очень жаль, что ее жизненный путь оказался таким коротким. Но дело Нины Валентиновны с успехом продолжают варнавинские коллеги.
   – Ирина Николаевна, расскажите, а как вы подбирали актеров?
   – Александра Михайлова – заведующая детским садом. Человек творческий. Ее однофамилица Светлана Михайлова из кавээнщиков, я когда ее увидела, подумала: «Боже мой, какая пропадает актриса, харизму же никуда не денешь, ее видно сразу!»
   С мужчинами было сложнее, поговорила с одним, с другим, отказались, потом посоветовались с коллективом, предложили Владимира Викторовича Хватова, и на все сто процентов получилось.
   – Вопрос единственному в спектакле мужчине: не секрет, сколько вам лет?
   – Не секрет. Шестьдесят семь, хотя по спектаклю пятьдесят девять.
   – А вот если бы пришлось выбирать, кого бы из женщин вы выбрали?
   – (Смеется.) Вы мне таких слов не говорите! Я их всех выбираю! Спектакль нужно смотреть до конца. Там есть интрига.
   – Во время таких небольших спектаклей нельзя не обратить внимание на музыкальное оформление, но особенно хочется сказать, как хорошо, как задушевно поют актеры а капелла...  
   – Галина Павловна Чирохина человек творческий, всю жизнь в культуре, профессионал-хоровик – народный, народный! У нас их всего двое в районе.
   А вообще наши актеры – они же и солисты ансамбля «Сударушка». Это наши золотые голоса. А Владимир Викторович к тому же поет и играет на гитаре, выступает в концертных программах.
   В каждом актере есть своя изюминка, это все люди очень творческие, талантливые по своей сути.
   – Как часто вы репетировали перед премьерой?
   – Мы репетировали полгода. Собирались два раза в неделю. Перед премьерой – вообще каждый день. Благодаря такому труду, мне кажется, у нас все получилось. Я очень благодарна актерам!
   – Вы планируете какие-нибудь гастроли?
   – У нас в планах поездить по своему району, уже приглашали в Урень, хочется со спектаклем побывать и в других соседних районах.
   Одну из главных ролей в пьесе «Бесприданник», роль секретарши брачного агентства, с блеском сыграла Елена Дудичева, исполняющая обязанности главного редактора варнавинской газеты.

И это тоже неудивительно. Нередко журналисты участвуют в театральных постановках. Настолько разносторонне талантливые люди работают в редакциях местных газет

   И в воскресенской тоже. Почти во всех спектаклях, которые ставятся на сцене Центра культуры и досуга, играет наш фотокорреспондент Сергей Токарев. А Наталья Уткина в Больших Отарах помогает музейным работникам и писать сценарии, и ставить кукольные спектакли, и участвует в них.
   Насколько журналисты увлечены искусством перевоплощения, можно увидеть во время двух самых больших областных фестивалей местных СМИ: «Человек дела на страницах районных газет и ТВ» и «Струна и вечное перо».
   Для участия в последнем сразу несколько редакций привезли на суд зрителей и жюри конкурса какие-то театральные миниатюры. Но не в обиду будет сказано другим очень способным актерам, все они оказались в тени неподражаемой Лилии Фроловой с моноспектаклем «Баллада о крыльях» Роберта Рождественского, так пронзительно звучали ее слова про мужичонку-лиходея, захотевшего летать, как птица.

   «Он лежал один. И не было ни звезд, ни облаков. Он лежал, широко глаза открывши. И спина его горела не от царских батогов, Прорастали крылья в ней. Крылья!.. Крылышки!..»

   Главный редактор газеты «Выксунский рабочий» Лилия Фролова играет в городском театре, а еще, на минуточку, выпускает одну из лучших газет области и России. Тот самый случай, когда талантливый человек талантлив во всем.
   И на фестивале «Человек дела на страницах районных газет и ТВ» не обошлось без театрализации. В Арзамасе зажигал талантливейший коллектив «Гагинских вестей» с таким же невероятно харизматичным главным актером миниатюры по мотивам повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ…» только не Диканьки, а «…Мокрого», руководителем редакции Сергеем Востроконовым. Его герой поэт Сигизмунд Владленович Михайлов-Запьянский без устали говорит о проблемах местных журналистов, когда иноскозательно, эзоповым языком, а когда и напрямую – всю правду-матку в глаза маленьким и большим чиновникам.

«Хоть мы из малого района, Но шухер наведем большой, Ведь Путину на линию Звоним, как к себе домой».

   На арзамасском фестивале и мы, журналисты Семеновского творческого объединения, подготовили небольшую сценку из колхозной жизни. Почти экспромтом. Благо особо ничего придумывать не пришлось. Тут самая что ни на есть правда жизни, социалистический реализм во всем своем проявлении. Может, в шутку, может, всерьез свое объединение из пяти районных газет севера области мы называем «колхозом». Причем в лучшем смысле этого слова. Обычно все мероприятия мы готовим вместе, сообща. Наверно, потому среди творческих объединений области наш «колхоз» оказался лучшим.
   Ну а театральная летучка в Варнавине завершалась в унисон всему этому году. В самом конце ее проходили традиционные обучающие деловые игры под названием «Весь мир – театр, и мы – актеры».
   На этот раз они превратились в настоящий капустник, где разыгрывались самые разные, в том числе и малоправдоподобные ситуации из жизни редакций и журналистов.
   Представьте хотя бы одну из них. Гримерка известного актера. Он после спектакля принял душ (стоит в одном полотенце), смотрит в задумчивости на одежду на стуле… В этот момент открывается дверь и на пороге появляется корреспондент местной газеты.
   Ему нужно начать разговор для дальнейшего интервью так, чтобы:
   • во-первых, не выставили за дверь,
   • во-вторых, собеседник проникся к журналисту симпатией,
   • в-третьих, журналиста запомнили… и надолго.
   Довольно редко местным газетчикам приходится брать интервью у известных актеров, не любят они заглядывать к нам в глубинку, но случись такая оказия, журналисты бы непременно справились со своей задачей. А все потому, что сами – не менее талантливые люди!

Александр ГРАЧЕВ
Фото Сергея Токарева и Николая Нестеренко

Театральная летучка

Театральная летучка

Театральная летучка

Театральная летучка

 

 


 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: