Воскресенская жизнь » НОВОСТЬ НЕДЕЛИ » В ответе за тех…

НОВОСТЬ НЕДЕЛИ / Новости

В ответе за тех…

«Люди забыли эту истину, но ты не должен ее забывать.
Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили…»
«Маленький принц»,
Антуан де Сент-Экзюпери

 – Лосики, лосики, лосики… Олеша, олеша, – ласково подзывает к себе, казалось бы, диких лесных животных Александр Михайлович. Через несколько минут вдали за березами начинается шевеление. Высоко вскинув ветвистые рога, из травы поднимается статный светло-коричневый красавец. Неподалеку от него, дожевывая остатки зелени на ближайшем кусте, настороженно поглядывает в нашу сторону молодая самка. Хоть марал считается одним из самых известных и распространенных в России подвидов благородного оленя, я вижу его впервые в жизни, и, затаив дыхание, нацеливаю на диковинных парнокопытных объектив фотоаппарата. Пока клацает затвор техники, мое воображение уже рисует газетную полосу, в центре которой… Марал? Конечно же, нет! Александр Михайлович Пирогов!

Первое знакомство
Идея посетить охотхозяйство «Поветлужье», что находится в с. Троицкое Воскресенского района, возникла не случайно. В сентябре все, кто причастен к охоте, разведению и охране диких животных, отмечали профессиональный праздник – День работников охотхозяйств. Недолго думая, мы решили на этот раз поработать на выезде, который для газеты организовал Михаил Кожевников, госохотинспектор ГКУ Нижегородской области «Центр охраны окружающего мира и водных биологических ресурсов»… Благодаря реализуемому районной газетой проекту «ЭКО-слово, ЭКО-дело!» охотхозяйства Варнавинского района последние два года находятся в поле журналистского зрения постоянно, а вот наведаться в хозяйства соседних районов – большая удача.
Первое знакомство с хозяйством Александра Михайловича Пирогова состоялось несколько лет назад, когда журналисты нашего творческого объединения проводили летучку на территории Воскресенского района. Тогда я и не предполагала, что на территории базы отдыха «Серая лошадь» параллельно живет и развивается охотхозяйство «Поветлужье», разделенное водами Ветлуги на две части. На то время в хозяйстве были племенные коровы, овцы и гордость базы отдыха – несколько десятков лошадей породы Орловский рысак и Терская (выведенная на основе чистопородных арабских скакунов), регулярно завоевывающие титулы абсолютных чемпионов в соревнованиях международного уровня. Тогда, проходя с экскурсией по территории большой конюшни, мы, журналисты пяти районных газет, ласково поглаживали лошадей между ноздрей и, заглядывая к ним в глаза, примеряли жеребцам и кобылам клички (хотя нет, у лошадей не клички, а имена…), написанные на деревянных табличках: Тайна, Эверест, Бабочка, Вспышка…
Поразили тогда эти гордые и в то же время ласковые скакуны, провожающие нас взглядом. 


Не менее поразил и хозяин базы – Александр Михайлович, готовый часами рассказывать о лошадях и знающий, казалось, в подробностях биографию каждой…

Это было несколько лет назад, а сегодня у нашей встречи иная цель, и потому мы решили долго не засиживаться в кабинете, хотя поговорить с супругами Пироговыми было о чем. Почти сразу после приезда мы отправились осматривать угодья охотничьего хозяйства, площадь которых по эту сторону реки составляет около 25 тысяч гектаров.

Мягкие и пушистые? 
Первыми животными (если не считать двух живчиков – немецких ягдтерьеров, повсюду сопровождающих своего хозяина), которых мы увидели в охотхозяйстве Александра Пирогова, стали северные олени. Трое из них были привезены из Новосибирска, из зоопарка «Лимпопо». До этого много лет назад мне довелось познакомиться с этими животными в Дальне-Константиновском районе, где одно время занимались их разведением. Там было большое стадо, но близко к себе олени почему-то незнакомца не подпускали. Поэтому разглядеть животное было легче на рождественских открытках, где они красовались в упряжке Санта Клауса. Олени Пирогова оказались очень дружелюбными, позволили себя погладить.
Северный олень – обладатель больших красивых рогов, которые служат оружием при выяснении отношений между самцами. Кстати, для меня было открытием, что рога есть не только у самцов, но и у представительниц женской половины северных оленей. И это их отличительная особенность. А еще я раньше не знала, что летом молодые рога оленей покрыты нежной кожей, словно укутаны в бархат, а осенью, когда уже подросшие рога становятся не просто украшением, а грозным оружием, они очищаются, и в них происходит процесс окостенения. В этот период северный олень имеет не самый привлекательный вид – с его рогов свисают кусочки кожи с кровью. Именно в таком виде мы и застали парнокопытных. В конце осени – начале зимы, после окончания брачных игр самцы сбросят рога (самки сделают это несколько позже), а весной у них снова начнут расти мягкие и пушистые рожки, которые увеличиваются достаточно быстро – до одного сантиметра в день. Этот процесс повторяется каждый год, снова и снова.
– Сейчас у них «предгонное» состояние, – объясняет неопрятный вид животных Александр Пирогов. 
Глядя на живых оленей, невольно вспоминаешь картинки с рождественских открыток и задаешься вопросом. 

Чтобы у оленя Санты в январе на голове красовались рога, он должен быть либо самкой, либо кастрированным, поскольку половозрелый, некастрированный самец северного оленя сбрасывает свои рога до наступления новогодних праздников. Вот так и верь после этого сказкам…

Вернись, олень!
Александр Михайлович делится идеей по восстановлению популяции северного оленя в Нижегородской области. Для этого ведется сотрудничество с заказником, находящимся в Архангельской области. Животных можно адаптировать, хотя этот процесс достаточно сложный. Их акклиматизация происходит нелегко, хотя, как считают специалисты, нет ничего невозможного. И хозяйство, в котором мы находимся – тому подтверждение. На сегодня тут 12 голов северных оленей, есть уже и потомство.
Проектом восстановления популяции северных оленей заинтересовался и кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института экологии и эволюции им. А. Н. Северцова – Тарас Петрович Сипко, занимающийся изучением зубров, бизонов, являющийся руководителем проекта по заселению Арктики овцебыком. 
Но не только олени должны вернуться в регион, считает Александр Михайлович. Заяц-русак и куропатка всегда были многочисленны в нашей местности. Необходимо восстанавливать и их популяции. Разведением зайца-русака, серой куропатки и даже фазана в своем хозяйстве также занимается Александр Пирогов. Подросшее, окрепшее потомство, выведенное на территории хозяйства, возвращается в живую природу, где продолжает плодиться и размножаться.

Наши, местные…
Мы стали свидетелями того, как выращивают зайца-русака. На первый взгляд, так же, как и обычных кроликов, которые не создают особых проблем в содержании: как известно, достаточно неприхотливы, быстро размножаются и подрастают. Но, оказывается, с зайцем не так все просто. Зайца-русака не получится вырастить в обычной клетке, приспособленной для разведения кроликов. Мы заглянули в «заячий домик» – а там «двойное дно». Кто бы мог подумать, что зайцу необходимо место, куда он может спрятаться в случае «угрозы». Александр Михайлович говорит, что он тоже не сразу это понял. Но в процессе разведения такие знания приобрел. Третий год он занимается разведением зайцев-русаков, численность которых за последние годы заметно сократилась в нашей местности. В результате, уже не один десяток этих животных был выведен в хозяйстве и выпущен в лес.

 На птичьем дворе
Несколько пар серых куропаток содержатся рядом с другими птицами в хозяйстве. Например, мы увидели уток и кур разных пород, перепелов, кекликов и цесарок. Выращенные в хозяйстве серые куропатки затем покидают клетки и отправляются в лес. Вот так и происходит восстановление популяции. Но предшествует этому трудоемкий процесс, так как для того, чтобы вырастить дикую птицу в условиях своего хозяйства, многое нужно предусмотреть. К примеру, для содержания куропаток (так же, как и для зайца-русака) нужны особенные клетки. Внутренняя верхняя часть (потолок) должна быть достаточно мягкой, потому что весной птицы начинают прыгать и ударяются головой, отчего могут погибнуть. В хозяйстве Александра Пирогова предусмотрели даже это. Нам удалось увидеть, как работает инстинкт самосохранения у серых куропаток. Подросшие птицы в хозяйстве были перемещены в просторную теплицу. Зайдя в «птичий дом», мы увидели, как некоторые птицы засуетились, а одна замерла и прижалась к земле. Надо сказать, что конспирация у серых куропаток отменная – на первый взгляд, ее просто не видно на земле, если она сама себя не выдаст движением. 
Птичий двор дополняют павлины и голуби. Павлины сейчас сами на себя не похожи. Близится осень, и у павлинов заканчивается брачный период. Украшение самцам больше ни к чему – начинается сезонная линька. Новые яркие перья у них отрастут к следующему брачному сезону. Ухаживания за самкой сопровождаются интенсивными танцами, вот тогда великолепное оперение ему пригодится.
А еще в отдельных помещениях живут соколы. Раньше мне приходилось наблюдать их благородный полет в небе. В помещении, конечно, сокол ведет себя по-другому. Наш приход встревожил хищных птиц, и они начали суетливо перелетать от одной стенки клетки к другой. Интересно, что самец сокола по размеру заметно меньше, чем самка. Обе птицы сильные и красивые.

 Вот такое «женское счастье»
В хозяйстве Александра Пирогова живет еще лосенок и косуля. Печальные истории о них поведала нам супруга Александра Михайловича – Татьяна Борисовна Пирогова.
– У меня свое счастье, – рассказывает женщина, – я не охотник, я против охоты. Я люблю лес, природу, тихую охоту за грибами. Боль убитого (добытого) животного я переживаю через себя, потому что много лет выращиваю подранков: сирот-лосят, косулят, вкладывая в них свою душу. Это очень тяжело, потому что приходится идти на жертвы: постоянно быть в ответе за их жизнь; не то что выехать отдохнуть куда-то, а даже дома не всегда можешь нормально поспать. С таким трудом выращиваешь малышей, а потом отпускаешь в лес, а они подставляются под пули. Это очень больно…
– Первые лосята попали к нам в 2010 году. У одного маму сбило поездом, а у второго – машиной. Это был мой первый опыт, – продолжает свой рассказ Татьяна Борисовна. – Лосята выросли, у нас все получилось. И вот теперь выхаживание новорожденных у нас поставлено на поток. 


В этом году к нам под опеку снова попал малыш-лосенок, слабенький, отстает в росте. Он сам вышел к людям в деревню. 

Мама его так и не появилась, мы не знаем, что с ней. Егеря наблюдали за лосенком, а потом направили нам с официальным письмом на передержку и реабилитацию с дальнейшим выпуском в дикую природу. Первые два-три года мы их опекаем. Первые месяца кормим каждые два часа козьим молоком, приходится лечить от расстройства желудка, делать капельницы. Когда малыш окрепнет, выпускаем его в сад. А потом уже в вольер – огороженный участок в два гектара, там есть болотина и пруд, кустарники, растительность. Сейчас там живут лосенок и косуля, мы их продолжаем подкармливать овсянкой, морковкой, козьим молоком… Целое стадо коз завели, чтоб лосей кормить, – шутит Татьяна Борисовна, – я уже сбилась со счета, сколько малышей было у нас под опекой, наверное, двенадцать… Наша задача, чтобы выпущенные лосята ушли и к нам больше не возвращались. Они должны освоиться в дикой природе, стать самостоятельными. 

Мы решили, что нам непременно надо увидеть косулю. Ведь ее не так часто встретишь в местных лесах.
Самца косули в хозяйство Пироговых привел несчастный случай. Будучи совсем детенышем, он попал под косилку в полях Воротынского района. В результате трагедии животное лишилось передней ноги. Пока малыш не окреп, за ним ухаживала Татьяна Борисовна. Но и сейчас косуля нуждается в дополнительном уходе. Дальнейшая жизнь в дикой природе для него теперь невозможна. В хозяйстве Пироговых он навсегда. К сожалению, жизнь у искалеченных животных недолгая. Подобный случай уже был в ООО «Поветльжье». Малыш лишился двух конечностей, и не прожил долго, несмотря на то, что ему даже соорудили протезы.

 Пятнистый олень, северный олень, марал, лось, кабан… все животные уживаются в хозяйстве Александра Пирогова. Да и как не жить, если тут для них созданы хорошие условия. Главное отличие охотхозяйства, в котором мы сегодня побывали, в том, что оно не просто выдаёт путевки и разрешения на охоту. Основная задача – разведение дичи, а уж потом – охота, как неотъемлемая часть русской традиции. Охота все увидеть своими глазами? Так двери Пироговых всегда открыты. Приезжайте, смотрите, слушайте… И вы непременно услышите идущее от сердца: «Лосики, лосики, лосики… Олеша, олеша…

Елена Дудичева 
Фото автора и Михаила Кожевникова

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: