Воскресенская жизнь » Имена » МОЧАЛЬНИКИ ДА ЛУТОШНИКИ, ИЛИ МОЧАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Имена / Новости

МОЧАЛЬНИКИ ДА ЛУТОШНИКИ, ИЛИ МОЧАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

 Сначала обратимся к поговорке внизу страницы. Кто же такие эти «не начальники»? Мочальники (или мочальщики) – это понятно: те, кто имеет отношение к мочалу, то есть торговцы мочалом. С лутошниками чуть посложнее: это работники, которые «лутошат липу», то есть сдирают с нее кору-луб, а в результате остается содранная лутошка и голое ободранное дерево. Отсюда и пошло выражение «ободрать как липку» – значит обчистить, ободрать дерево или человека в прямом и переносном смысле.

Крестьяне с названными ремеслами – главные действующие лица мочального промысла. Мочальный промысел – промысел старинный, берет свое начало наверняка со времен заселения берегов Ветлуги. (Как раз к месту вспоминается поговорка-каламбур: «На колу мочало – начинай сначала».) Наши земляки занимались им испокон веков и до сравнительно недавнего времени (даже в 80-х годах прошлого столетия кое-кто в нашем приветлужском крае еще драл лыки).

В XIX веке в нашем Макарьевском уезде этим промыслом занималось в основном население Воздвиженской, Глуховской и Покровской волостей

Лутошник трудился, как правило, в течение всего светового дня, однако за свой труд получал немного. Так, в начале XX века на снимании липового лыка он зарабатывал 60–70 копеек в день. На то время цены на продукты были следующие: фунт ржаного хлеба (400 г) стоил 4 коп., 1 кг говядины – 45 коп., бутылка водки (615 мл) – 40–60 коп., икра черная 1 кг – чуть более 1 руб., обед в ресторане – 1,5–2 руб. То есть за целый день крестьянин мог заработать всего лишь на бутылку водки да на два-три фунта ржаного хлеба.
Так что же значит «драть лыки»? Это первоначальный этап мочального промысла. В июне-июле, в период липового сокоотделения, крестьянин с топором и веревкой идет в липняк, срубает липины и достаточно легко сдирает с них кору-лыко. Затем связывает лутошки в пучки и переносит их к воде. Процесс этот не такой уж трудоемкий, однако проходит в неблагоприятных условиях: летняя палящая жара, обильный пот, сотни слепней, строк и оводов, норовящих ужалить в лицо или руки. Отбиться от проклятых насекомых проблема, поскольку руки постоянно заняты: в одной – топор, в другой – лычины-лутошки.
Следующий этап – замачивание лыка. Пучки сырца-мочала погружают в воду, сверху накрывая гнетом, где оно должно мокнуть в течение полутора-трех недель. Срок вымокания зависит от температуры воды: в теплой воде лывы-старицы мочало вымокает быстрее, в холодной проточной воде – медленнее (зато на выходе считается более качественным).
После вымокания липовое лыко становится мягким и тяжелым от впитавшейся воды. Его достают и развешивают на вешала – горизонтальные жерди, укрепленные на высоте несколько выше человеческого роста. Затем ножом удаляют-соскабливают наружный темный слой коры, оставляя на вешалах сушиться светлое мочало.
После высыхания мочало пакуется – связывается мочалом же в большие пучки и перевозится к месту хранения. Когда видишь это сухое мочало, с трудом верится, что из размокшего, покрытого илом и слизью, припахивающего гнильцой липового корья получилось светлое – солнечное и душистое – медвяное мочало. 
Сухая мочальная продукция обычно хранится под крышей – на сеновале, на чердаке, в сарае – до нескольких лет, по мере ее использования.
Мочало в нашем крае заготавливали и на продажу, и для личного использования. Продавали его на базарах (в селах Воскресенском, Покровском, даже на Макарьевской ярмарке) либо на вывоз, обычно взвешивая на своих весах – кантере. Пучки мочала покупали крестьяне малолесных деревень, где не было липовых массивов. Цены на этот продукт были в разные времена тоже разными. Известно, что к настоящему времени один пуд мочала стоит около 500 рублей.
На какие нужды шло мочало? В крестьянском хозяйстве из него вили веревки: обычно пяти-, десятиметровые. Более короткие веревки использовались для переноски сена, соломы, для вывода и выгула скотины. Длинные же веревки крестьянин применял на лесозаготовках, на плотницких работах, а также для закрепления перевозимого на телеге или санях груза: дров, сена, других кормов. Тонкие саженные веревочки (сажень – 213 см) охотники вили на силки-пружки для ловли боровой птицы. Толстые канаты применялись для оснащения речных судов. Рыбаки делали веревочные режи для сетей.
 В старину до появления кожаной конной упряжи использовалась и мочальная.
В русской бане синтетических губок для помывки раньше, естественно, не было – использовались лишь натуральные мочалки. Ими пользовались не только собственно для мытья – они служили своего рода дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа. Толщина мочальных ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся натуральной мочалкой, она не только скребет и массирует, но и прочищает поры. К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, являются своего рода оружием против инфекции. Хозяйки для покраски, к примеру, печи известью пользовались кисточками из мочала. На Украине и в южной России до сих пор избы-мазанки ежегодно обновляют – красят известью также посредством мочальных кистей-помазков.
Крестьянки-хозяйки на Руси делали мочальные щетки-ершики для мытья посуды, а также пользовались мочальными ситами для просеивания мучно-крупяных продуктов. Мочальными лямками завязывались мешки и котомки, подвязывались растения в саду и огороде. «Тряпками» из мочала мыли посуду, стирали со стола, а также мыли полы в избе.
Однако основной массив заготавливаемой мочальной продукции крестьянами применялся для изготовления рогож и кулей, а позднее – ленточки, веревочки, кисточки. (О так называемом рогожном промысле хотелось бы рассказать особо, в отдельной статье.)
Липовые рощи как база получения мочала в нашем Поветлужье сохранились и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка-мочала, хотя без мочала никто и никогда в хозяйстве не обходился. Липа – дерево порослевое, возобновляется легко и быстро. Да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам.

Сейчас же липняки эти превращаются в густые перестойные липовые леса. Исчезли крестьяне-хозяева, исчез мочальный промысел, изчезает из нашей народной жизни и медвяное мочало – прекрасный природный материал…

Мы не начальники, а лутошники да мочальники.
Русская поговорка

Смысл пословицы «Не тужи, что ременные гужи. А у нас лыки да мочалы – да туда ж помчали!» в том, что «гужи» при необходимости легко и просто было заменить, применяя дешевое мочало

В старину мочало широко использовалось столярами как набивочный материал для мягкой мебели.  

Владимир МИРОНОВ

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: