Воскресенская жизнь » Фитиль » Котлас. Экспедиция на Север. Часть четвертая

Фитиль / Новости

Котлас. Экспедиция на Север. Часть четвертая

 Минуем Красавино стороной и вскоре въезжаем в Архангельскую область. Снова перемена автомобильных номеров и жадное выхватывание в потоке своих, нижегородских, или хотя бы соседей или, наоборот, экзотики из Нарьян-Мара.

Котлас встречает нас величественными водами Северной Двины. Река пленяет шириной, свинцовой водой и шалящими не на шутку над ее водами ветрами, которые поднимают добрые буруны. Но судов опять не видно. Что же это такое? Такие воды и такая тоскливая пустота.
И еще осознание того, что стоишь на берегах реки, которая несет свои воды в Северный Ледовитый океан. Вспоминаются школьные уроки географии и огромная карта нашей Родины. Север и синяя шапка могучего океана вплоть до самого полюса.

Музей: бронепоезда, пароходики, люди

Однако мы увлеклись воспоминаниями, колеся по улицам архангельского города в поисках музея. Здание его находится неподалеку от набережной и ничем не примечательно. Как-то так получилось, что объект культурного наследия заковали в серый сайдинг, будто  бы спрятав его от лихих времен. Внешность обманчива – гласит штамп. В этом нам пришлось убедиться и в Котласском музее. Внутри замечательная экспозиция, развернувшаяся на двух этажах. Тематические залы выполнены с особенной щепетильностью.
Оказывается, раньше здание музея было народным домом. А теперь уже внутри есть выставка, посвященная его истории. Вот и получается, что дом в доме – такая матрешка во времени.
Хотя нас встретили здесь настороженно, потом все же расположились. Не скроем, что рассказа о путешествиях Николая Оглоблина котласские музейщики не слышали, поэтому с радостью приняли от нас путевые заметки вековой давности и провели для нас запоминающуюся экскурсию. Вот так нам помог Николай Николаевич через года.
Сергей Александрович Гладких, который выступил для нас в качестве экскурсовода, не просто ученый секретарь музея, но увлеченный историей страны и неотделимой от нее истории края человек.
 – Котлас – центр Северодвинского речного бассейна, значит, рано или поздно здесь город должен был быть. Хотя городом он стал только 105 лет назад, потому что ранее из нас вытягивали соки Великий Устюг и Сольвычегодск. Все миграции и военные, и гражданские были по рекам. По Малой Двине шли важные для всей России торговые пути. Мимо проплывало гигантское количество народа. Но мало кто оставался. В XVII веке и вовсе – из-за холодов отсюда начинает уходить население. Так Ерофей Хабаров двинулся покорять Сибирь, – рассказывает Сергей Гладких. – Но появление паровых машин способствует развитию территории. Нужно было соединять два речных бассейна: Северо-Двинский и Волжский. Встает вопрос о проведении сюда железной дороги. Появление линии «Пермь-Котлас-Вятка» меняет в нашем регионе абсолютно все. И мы из этой скуки-захолустья в конце XIX века совершаем мощный прыжок в развитый капиталистический мир. Этого бы не было, если бы тогдашний министр финансов Сергей Витте не рассмотрел в Котласе узловое значение. Он становится станционным поселком и влияет на многие экономические процессы в стране. Быстро  растет, обгоняя соседние города по численности населения. Даже предметы быта, выставленные у нас в музее, говорят, что это уже городская культура той эпохи.
Как любой речной город, Котлас имеет богатую историю освоения рек и развития судоходства. Несколько экспозиций музея посвящены именно этой теме. Старые пристани, пароходы, люди. 

А вдруг среди этих лиц неизвестный фотограф выхватил у истории портрет Николая Оглоблина, или он стоит среди толпы пассажиров на палубе? Или только его тень. Увы, этого мы уже не узнаем

В 1858 году на Северной Двине создается первое пароходное общество и появляются пароходы «Юг» и «Двина». 23 августа того же года было совершено первое пробное плавание от Архангельска вверх по Двине. А со следующего года уже действовало регулярное сообщение между Архангельском и Великим Устюгом. К началу ХХ века в этом бассейне работали суда 15 пароходств.
 В августе 1918 года здесь формируется Северо-Двинская речная флотилия для борьбы с интервентами и белогвардейцами. Организует ее Павлин Виноградов. В Михайловских судоремонтных мастерских Великого Устюга и Затоне Лименда, что рядом, вооружаются и бронируются суда. А в 1919 году в Лименде оборудуется бронепоезд «Красный моряк» с семью вагонами, оборудованный 130-мм орудиями и пулеметом.
По мере установления власти Советов активизируется промышленная роль Котласа. На расположенном неподалеку заводе Лименда строятся суда. Буксир «Токарь Потапов» – один из первых в металлическом корпусе. Нужно отметить, что это судостроительное предприятие до последнего времени играло значительную роль на судостроительном рынке и в новой истории России.
В далеком 1930 году для его развития даже строится Котласская нефтеперевалочная база, обеспечивающая не только завод, но и соседние регионы.
 В этом же году в Котласе выходит первый номер газеты «За социалистический север», появляется радиоузел.
Огромная речная долина с заливными лугами и соответствующими травостоями определяли сельскохозяйственную жизнь поселения, где активно развивалось скотоводство. Но главное богатство северов другое.
– Товар, который нужен Европе – лес. И поэтому здесь уже в 20-е годы (прошлого века – Прим. ред.) начинают открываться лесопункты и лесобиржи, начинается лесосплав. На Лимендском заводе строятся для этого буксиры. Категорически не хватает людей, но волшебное слово «лесоповал» объясняет все, как была решена проблема нехватки людей. Сюда в массовом порядке засылаются репрессированные и эта черная страница в массовом российском сознании биографию нашего города подпортила, – продолжает рассказ Сергей Гладких. – Самый печальный факт нашей истории – лагерный пересыльный пункт Макариха, в 30-е годы сюда валом идут заключенные, их селят в складских неотапливаемых помещениях. Сами для себя они строят шалашный лагерь, где была грандиозная смертность от нечеловеческих условий.
Здесь отбывали заключение известный хирург и архиепископ Лука (Валентин Феликсович Вйно-Ясенецкий), экзарх русских католиков Леонид Федоров и многие другие.
Трудом заключенных развивается экономика Котласа. В 1928 году выходит в свет книга «Город Котлас и его роль в развитии северного края», в которой приводятся данные о его конкуренции с Архангельском.
– Проведенное профессурой Петербургского университета исследование доказывало, что Архангельск никуда не годится как северная столица, а Котлас самое то, – рассказывает Сергей. 

– После чего книгу «Город Котлас и его роль в развитии северного края» объявили памятником махрового буржуазного оппортунизма и репрессировали ее авторов. Потом репрессировали тех, кто репрессировали авторов. Так мы и остались районным центром

Сергей Гладких очень увлечен военной историей, что прослеживается в его экскурсии. И, наверное, самая масштабная экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, увиденная нами, находится в музее Котласа. Неслучайно.
– Через Котласский военкомат на фронт ушло 40 тысяч человек. Экспозиция даже перенасыщена фотографиями, – отмечает научный сотрудник. – Но если посмотреть в лица этих людей, то они существенно отличаются от наших с вами. Так складывается портрет поколения победителей. Приходят совсем маленькие ребятишки, узнают своих прадедушек и очень этим гордятся.
Котласская земля подарила стране легендарных военачальников. Народный комиссар ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. Адмирал флота Советского Союза родился в деревне Медведки. В Котласском музее хранится его подлинная шинель. А рядом парадный китель еще одной легенды. 

Зосима Алексеевич Шашков был народным комиссаром речного флота. Родился в этих краях. Но это и нижегородский человек. В период Сталинградской битвы именно он руководил работой речников.
Как нам рассказали в музее, Зосима Алексеевич вспоминал, что со Сталиным можно было спорить, а с Хрущевым, с дураком, совершенно бесполезно.
Кстати, обоих выдающихся фронтовиков снял с должностей именно Никита Сергеевич.
Трудовой подвиг в тылу тоже не забыт. Здесь строились баржи и буксиры, клепались корпуса авиабомб, дорожно-мостовые переправы. Подобные делали и у нас на Ветлуге, на судоверфи имени Михеева. Самой же серьезной стройкой военного времени было возведение железнодорожного моста через Малую Северную Двину в зимы 1941–1942 годов. Эту работу было суждено выполнить лагерному Котласскому мостозаводу. Речники Севера буксировали подводные лодки во время межтеатровых маневров. Субмарины с Каспия и Черного моря перебрасывали на Северный флот в 1943–1944 годах. Поэтому многие речники получали и боевые награды. Так, капитан Шергин на пароходе «Волга» тащил одну из этих подлодок.
Еще одна героическая страница военной истории Котласа – Котласское аэросанное училище. Такая техника не только была в годы войны, она еще и воевала. Сани делали в Архангельске в двух вариантах – боевые и транспортные. Их использовали в основном на Карельском фронте в связи с болотистой местностью. Сегодня после ряда переименований военное заведение стало… Киевским бронетанковым училищем.
Гордятся котлашане своим земляком северным богатырем Василием Шулем, к тому же еще и артистом Госфилармонии.
Какие параллели связывают нашу Нижегородчину и архангельский Котлас? Некоторые из них мы сразу увидели в музее. Знаменитый министр речного флота сталинских времен Зосима Шашков. Простой паренек из деревни Новинки начал работать бакенщиком, а стал патриархом речного флота, как называют его речники-северяне. Значительная часть его биографии связана с городом Горьким. Здесь он был директором Горьковского института инженеров водного транспорта. А в 34 года становится наркомом водного транспорта. Сегодня речные дали бороздит пассажирский лайнер, носящий имя легендарного водника.
Есть воспоминания И. В. Базилеского о временах Северо-Двинской военной флотилии. Стоп, а не ведет ли нас это имя в Варнавино? Ведь краеведам хорошо знакома фамилия Базилевских, оставивших значительный след в Поветлужье, на варнавинской земле. Возможно, именно он обучал военному делу новоиспеченных солдат революции в бассейне Северной Двины.
А сколько еще контактов частных, тонких ниточек связующих нас людей в разных уголках нашей северной земли.
Перед самым уходом из музея взгляд выхватил пионерскую стенгазету «Колючка». Ну до чего было занятное поколение. Ребята борются с лентяями и двоечниками силой острого слова и карикатуры. Сергей Гладких шутит, что фамилии двоечников удивительным образом совпадают с таковыми наших наиболее известных политиков и бизнесменов. Кто кого победил и не поймешь.

Три вокзала

На центральной площади города расположились железнодорожный и автомобильный вокзалы. Поэтому здесь всегда многолюдно. Идет непрерывный поток уезжающих-приезжающих.
На углу идет оживленная торговля лесными дарами и фруктами-овощами. В начале июня, на северах, а уже всего полно.
В центре установлен красавец-паровоз «Л‑5129». Так отдали дань уважения этому труженику котлашане. Ведь железная дорога для Котласа, как мы уже установили, краеугольный камень.
Если идти от вокзалов прямо к Двине, то упрешься в пустующее здание Речного вокзала. Сегодня он уже не действует. К монументально сделанной причальной стенке не швартуются корабли. Окна здания частично повреждены. Сквозь рваные стекла просматриваются макеты судов, когда-то работавших на северной реке. Видимо, здесь был небольшой музей флота.
Лучше всякого слова говорит о происходящем на наших реках старое расписание за стеклом, подернутым паутиной. В 2008 году скоростная «Заря» еще совершала регулярные рейсы по линии «Нижняя Тойма – Архангельск» и «Котлас – Сойга». Но, похоже, не только скорость ушла с наших рек. А еще что-то неосязаемое, но составляющее речную жизнь.
А так только битые бутылки о бездушную бетонную твердь набережной. Той самой, которую, разбиваясь, целуют воды великой Северной Двины.
Но дарят надежду разговорчивые пареньки, усевшиеся на кнехты причала. Ребята на речном воздухе с аппетитом уплетают бутерброды. Это кнехты давно позабыли чалки судов, а у ребятни счастливая жизнь. И белый парус, маячащий на горизонте Двины.

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: