Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Поле битвы, или Как в Сысуеве нас проблемные дороги преследовали

Сельский вестник

Поле битвы, или Как в Сысуеве нас проблемные дороги преследовали

Александр Вячеславович Невский отличается от своего знаменитого тезки разве что отчеством. По натуре он такой же полководец, несмотря на здоровье и возраст. Телефон, бумага и ручка его оружие, и упорство, конечно же.

– Всю жизнь я борюсь с дураками, и, вы знаете, пока ни одного поражения, – говорит он. Вот и в редакцию Невский обратился, ведя очередную битву – за дорогу.

Задача со звездочкой

Александр Вячеславович живет в деревне Сысуево, улица Главная. На карте Сысуево – это действительно одна деревня, вживую – три отдельных, в каждую из которых свой поворот с трассы. Мы по ошибке повернули сначала на второй.

– Возвращайтесь на трассу, еще метров двести проедете, и будет наш, – вразумил Невский, – через деревню не выйдет.

И правда, дорога вдоль деревни уходит под уклон, в низинку, в низинку и… всё. В резиновых сапогах пройти можно, на машине проехать нельзя. Так что даже в магазин (он в другой части деревни) нужно ехать по «объездной», через трассу. Вот тут и находится поле битвы Невского, причем как в переносном, так и в прямом смысле. Единственный путь, позволяющий жителям одиннадцати домов улицы Главной заехать и выехать, проходит по глине… и по частной земле.

Со времен колхозов здесь было поле. Местные жители ездили прямо по нему. Колхозы распались, землю разделили на паи и продали вместе с не существующей по бумагам дорогой, жители Главной в расчет не входили. Купила паи местная жительница, депутат Богородского сельского совета и фермер Марина Дружинина. Так же как и сысуевцы, Дружинина оказалась заложницей странных, если не сказать некомпетентных решений. И на продаже земли они не закончились.

В 2014 году шло строительство дороги на Марий Эл. Осенью, перед новым дорожным сезоном, без ведома Дружининой дорожники устроили на ее земле склад материалов. Дальше – больше. Через пару лет прежний глава сельской администрации Сергей Шитов, по просьбам сысуевцев и снова, по словам Дружининой, не уведомив ее саму, сделал здесь дорогу – привезли песок и щебень.

– Я приезжаю, там камазы работают, – вспоминает Марина Александровна, – это земля сельхозназначения, на ней строить нельзя. А теперь тут дорога, за которую я налоги плачу.

Мало того, из-за образовавшейся насыпи земля вокруг до июля тонет.

Да и сысуевцы недолго жили спокойно: дорога прослужила четыре года и сказала, хватит.

– Я не знаю, как они будут решать эту задачку, – говорит, имея в виду чиновников, Невский, – но они обязаны ее решить. Я не могу даже привезти дров.

Обращался к Бокову, он сказал: если я выйду сюда с лопатой, то меня немедленно оштрафуют или посадят: частная собственность. Получается, мы только перелетать имеем право. А представьте, что завтра Марина продаст эту землю и ее перегородят.

Соседка Александра Вячеславовича Валентина Дмитриева подытоживает:

– Народ у нас здесь хороший, дружный, у меня муж рукастый, головастый. Все, что мы можем сами, мы делаем, но дорогу мы сами не построим.

Пока и сысуевцам, и чиновникам, которым рано или поздно предстоит столкнуться с проблемой лицом к лицу, везет: Дружинина не чинит препятствий и не ставит заборов. Как я людей не пущу, говорит она

– Это героическая женщина, она заслуживает отдельной статьи, – говорит Невский, – у нее ферма, тридцать коров.

Машина не плавсредство

Героическая Дружинина еще и потому, что выбивала и выбила по программе местных инициатив ремонт двух других улиц Сысуева – Пионерской и Полевой. Еще год назад в редакции Марина Александровна, сама жительница Полевой, рассказывала, что пытается провести эту инициативу, поскольку и ее техника внесла вклад в «упадок и разрушение» дороги, соседи недовольны, говорила она. Узнав, что улицы в программу вошли, мы отправились туда.

Улица Пионерская начиналась с огромной гостеприимной лужи. Однако водитель не решился испытывать машину как плавсредство, и мы двинулись пешком.

На стук в один из домов из двора вылетел сначала угрожающий собачий лай, а вслед за тем появился и обладатель яростного басистого приветствия – Цезарь.

– С ним не страшно, даже спать могу лечь не запираясь, – отрекомендовала питомца хозяйка Валентина Николаевна Жомова.

До дороги Цезарь не дотягивается, дорогу, вернее, то, что от нее осталось – узкий участок с твердой почвой вдоль забора, – Валентина Николаевна защищает сама. Чтоб не ездили автомобили, она накидала здесь увесистых березовых чурбаков.

– Раньше ездили, ну и размесили дорогу. Когда муж умер, даже машина к дому не смогла подъехать. Вот с тех пор не пускаю.

Тому, что дорогу в этом году отремонтируют, Валентина Николаевна рада, но на вопрос, по сколько будут собирать с жителей, ответила однозначно:

– А с чего я отдам? С пенсии-то? Нет уж, извольте.

На улице Полевой пространная лужа встречала незадачливых водителей прямо на въезде, рядом с домом Дружининых. Дальше уходила грунтовая, не сказать чтобы ровная, но сухая дорога.

– В сухой год бывает, что и можно проехать, – прокомментировал Михаил Дружинин, мы застали его за ремонтом машины. – Вся эта улица жилая, двое дачников, остальные местные жители, – добавил Михаил Федорович.

С подробностями познакомил глава сельской администрации Юрий Боков.

По 400 метров Полевой и Пионерской засыплют песком и щебнем. Ремонт обеих встанет в 1 млн 750 тыс.рублей, включая вложения областное, местное и прочие. При том что дорожный фонд сельсовета – два миллиона рублей, из которых 500 тысяч уйдет на зимнее содержание дорог, а часть денег – на ремонт мостика в Шевелине.

– С жителей – 57 тысяч на всех, но они не соберут, не с кого, – спокойно заметил глава. Дорога при этом будет сделана до 1 октября, в конце июня приступят к работе. – Много хочется сделать, – добавил он. – Я говорю, дайте мне бюджет Москвы, я вам тут метро построю.

При таких дорогах метро – это действительно выход.

Еще одна частная дорога?

Вообще, проблемные дороги в этой поездке нас будто преследовали. (Хотя мы же в России.) Совсем недалеко от въезда в деревню к реке отходит грунтовка, которой, кроме жителей, пользуются для забора воды пожарные. Землю слева и справа от нее купили, рассказали нам деревенские жители. Пошел слух, что и сам спуск к реке теперь на этой частной территории, а ну как перекроют?

Там никто не даст закрыть, заявил глава. Даже если это произойдет, мы подадим в суд и выиграем.

При чем здесь Ильф и Петров

В Воскресенское мы возвращались по трассе Р‑177 Нижний Новгород – Йошкар-Ола, неплохой асфальтированной дороге. Нам повезло, что Сысуево было конечным пунктом командировки. Сразу за ним начиналась убитая в хлам российская дорога, а ведь, по словам сысуевцев, ремонтировали ее всего шесть лет назад.

Сто лет назад, осенью 1935 года, начиная большое путешествие сквозь США, советские сатирики Ильф и Петров писали: «Мы ехали по белой железобетонной плите толщиной в одиннадцать дюймов. Эта идеально ровная поверхность была слегка шероховата и обладала огромным коэффициентом сцепления. Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу. Практически эти дороги, подобно дорогам древнего Рима, построены на вечные времена. Безумие думать, что по американской федеральной дороге можно ехать медленно».

Дальше шли упоительные описания совершенного сервиса на заправках и безупречной системы указателей.

Дорога, на которой находится деревня Сысуево, относится к дорогам общего пользования федерального значения, но слова «идеальная», «ровная» и «вечная» звучат по отношению к ней издевкой. «Поле боя», «выбивать» и «биться» – вот необходимый лексикон. И привычный жителям.

...Невский приезжает в Сысуево сорок лет, впервые в родные места отца он попал в двадцать восемь, сейчас ему за семьдесят.

– Я третий раз строю эту дорогу, – говорит о своей грунтовке музыкант и полководец Александр Вячеславович Невский, – и меня даже не интересует, что мне ответят местные чиновники, их ответы будут для меня основанием обратиться к Никитину и Путину.

Битва продолжается.

Ирина ТУМАНОВА

Фото Сергея Токарева

Поле битвы, или Как в Сысуеве нас проблемные дороги преследовали

Поле битвы, или Как в Сысуеве нас проблемные дороги преследовали

Поле битвы, или Как в Сысуеве нас проблемные дороги преследовали

Поле битвы, или Как в Сысуеве нас проблемные дороги преследовали

Поле битвы, или Как в Сысуеве нас проблемные дороги преследовали

 


 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: