Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Икша. Не заброшенная! - Живут!

Сельский вестник / Имена / Новости

Икша. Не заброшенная! - Живут!

 Вопрос о машине времени так и не выходит из голов фантазеров и мечтателей. Так человек пытливый и устроен, хочется приоткрыть занавесочку. - Ага! Посмотреть на ту же Ветлугу, лет так сорок назад. Трудовую, живую, рабочую.

Иногда жизнь все же позволяет перенестись в другое время, ну или измерение. Так было и с нами в марийской деревне с красивым именем Икша. Сворачивая с федеральной трассы Поветлужье, и проезжая сосновым бором, мы вдруг оказываемся на большом плато, которое залито солнцем. Нет, неслучайно древний марийский народ выбрал это место. На пустыре возвышается могучий дуб. Наверняка,  священный.
Легенда гласит, что во времена крестьянского бунта под предводительством Степана Разина отряд Ильи Долгополова и Мирона Мумарина преследовал зажиточных крестьян. Богатые марийцы прятались от разинцев и искали новое место для себя в ветлужских лесах. Впереди беженцев шли коровы. Люди решили, что обоснуются там, где остановятся животные. Так и произошло, когда на красивой поляне коровы остановились. С тех пор и ведет свою историю Икша. 
 По окраине деревни и сегодня бродят стада коров и отары овец и коз. Непривычная уже картина. Потемневшие дома и плетни похожи на таковые на русском севере. Но мы находимся всего в нескольких десятках километров от Воскресенского. Ощущение, что оказались в другом мире не покидает.
За деревней протекает одноименная речка - Икша. «Икса» - по-марийски, протока. Глубоко подмечено. Пусть и запрудили ее сегодня бобры. Павший лист и тени стрекоз неспешно скользят по ней. Время здесь растягивается. Река темноводная, зеркальная и загадочная. Как и все эти поветлужские земли,  которые марийский народ воспел в своей богатой культуре. И которым остается верен и сегодня.
В этом несложно убедиться, беседуя с жителями Икши. Постоянно здесь живет около тридцати человек. Александр Борисович Коротков коренной мариец и человек трудовой. Верный трактор «сороковка» советских времен выручает хозяина. Есть косилка, ворошилка. Все есть.  
В доме, где он живет, раньше была начальная школа. Жена Александра работала в  ней учителем. Потом, когда школу закрыли, ездила на автобусе в Козиково. Там еще биологию-химию преподавала.  Был здесь и медпункт, который, увы, тоже почил. Работала ферма, и каждый двор скотину держал.

- Деревенька хороша. Одни пенсионеры. Давно Икша обосновалась. Раньше и дома-то, говорят, стояли по краю речки. Сегодня же, кто чем здесь живет. 

 - Почему скотина редкость? - Я сам держу, пока техника работает, - рассказывает Александр Борисович и продолжает про особенности именно этого места. - Здесь в Петров день ходят на кладбище, а не в Троицу. Везде ведь по-разному. В каждой деревне определенные дни праздника.
На вопрос про веру в силы природы Александр отвечает по-марийски с шуткою. Хотя и чувствуется та глубина восприятия окружающего мира, которая близка коренному ветлужскому народу.
- Я всю жизнь в лесу. В лесу родился, в лесу и живу. Отучился. В колхозе «Ветлужском» поработал. А остальное все в лесу. Валка, трелевка леса. Посадка леса. В городе жил около десяти лет. Надоело, все равно домой приехал, - рассказывает он. - Жить-то нормально. Дорогу у нас чистят прямо с трассы. Молодежи мало. Но дети есть. Даже возят ребятню в школу в Марьино. Так что будет деревня жить! Молодежь-то есть! - с улыбкой говорит Александр.
Два раза в неделю в Икшу приезжает автолавка из Козьмодемьянска. Грустит на въезде в деревню закрытый магазинчик с родным лесным  именем «Багульник». Мозг сразу же воспроизводит пьянящий аромат  лесного болота. Кто-то с любовью назвал тогда так торговую точку. Человек тонко понимающий природу родного края.
- Он давно не работает. Закрыли, - сетует Александр. - Невыгодно. Пенсионеры. Много не берут. Сейчас заявку даешь, деньги платишь. Тебе чего хочешь привезет машина-то. Мне так вот чего. Две коровы дойных. Мясо свое. Баранина своя.
С Александром разговаривать интересно. Простой человек, но с таким житейским задором. Одним словом, мариец.
- В деревне жить хорошо, только трудиться надо. С утра до вечера. Больше как в деревне жить. Если будешь лежать, конечно, чего ты будешь иметь. Ничего! - смеется он.
Не знаю, даже к минусам или плюсам отнести отсутствие интернета в Икше. Александр сетует, что компьютер, который сын привез из города стоит в бездействии. 
- У хозяйки вот эти современнные телефоны. Фотографию пошлют, так крутит-крутит-крутит, пока откроет, - рассказывает Коротков. А сам вспоминает, как работал на лесозаготовках в Воскресенском районе. Мы вручаем ему нашу газету. - Был в ваших местах, - с улыбкой прощается с нами он.

Было бы неправильным не сказать, что Икша тоже подверглась переменам, которые губят глубинку. Редеет население. О том, что все закрывается уже сказано выше. Деревня оживает в дачный сезон. Но несмотря на это, в Икше еще жив деревенский дух. 

И все это благодаря трудолюбию марийцев, которые здесь живут. Ведь именно трудолюбие считается главной отличительной чертой марийского народа.

Летний день для трудолюбивых селян время особенное. Несмотря на зной, трудятся они на своих огородах. На точках гудят пчелы, тяжело опускаясь с ношей пыльцы и нектара. 
К аккуратному дому Зои Федоровны Приваловой нас привели рассказы о ней местных жителей. Из оконца, окаймленного голубыми дощечками, с вставленными по традиции троицкими березками, выглянул мужчина, ее сын. Родился в Икше, уехал в город, там прожил сорок лет. Приехал сюда по-новой: - Доживать, - как говорит сам про себя. И беседует с нами.
 - Молодой-то я ведь не здесь жил. Чем живет, чем живет, чем живет деревня сегодня? - Даже сказать-то не знаю как. Да нет слов-то никаких таких добрых. Населения нет, никого почти. Если зимой, так человек пятнадцать остается. Сейчас вот приезжают, - рассказывает он. - Не заброшенная, конечно. Живут. Молодежь есть немножко. Ладно хоть такая-то деревня еще осталась.
Во время нашего разговора с сыном баба Зоя окапывала картошку. И это под полуденным зноем, когда даже у растений вянет листва. А ей - все ни по чем. Ну как не восхищаться перед таким трудолюбием. Зоя Федоровна настоящая картина. Не просто марийская женщина, а еще с задором, с особенным чувством собственного достоинства и удивительным тактом. Там паузы в разговоре - позавидовать театральным. И все это живое, ненаигранное. Перед разговором поправляет платок. Ведь только что с огорода.  Бабе Зое всего-то каких-никаких 95 лет. Родилась в Еникееве. Вышла замуж  и приехала сюда в 1953 году.
 - Какие традиции, я уж забыла. Мне уже много лет. А в 53-м году такая же деревня была. Кака есть, така же. Праздники отмечали, пели маленько-то. Но все песни уж забыла, - смеется баба Зоя. - Тягость к трудности? - переспрашивает баба Зоя и продолжает: - Я работала, сюда приехала, в лесу. Сучки рубила. Двадцать лет сучки рубила, а до этого в колхозе работала. В Еникееве у нас колхоз «Гранит» был. На ферме работала. Тогда трудно было жить. Ничего не возьмешь. Деньги не было.-  А сейчас-то, конечно, можно жить-то.
Зоя Федоровна, несмотря на годы,  та еще шутница и говорит нам по-марийски:
- Что означает...Чего вам сказать, я уж не знаю... И при этом смеется.
Что говорить про озорную молодежь, когда в Икше такие старожилы. Ребятня беззаботно гоняет на велосипедах. Коля Ильин залихватски давит на педали и не выпускает из рук смартфон. Самый любимый школьный предмет Коли  - физкультура. Парень такой жизнерадостный, впереди у него третий класс Марьинской школы и вся жизнь. И так хотелось бы, чтобы Икша не ушла из нее. А закрепилась. Ведь это так важно. И людям и этой деревне.
 Спрашиваю Колю: нравится в Икше жить? - Да! Сейчас каникулы! - ответ не заставляет себя ждать: -  Кататься, купаться.... Друзей только здесь, сверстников мало.
Но вот вопрос: когда вырастешь, где будешь жить? - В городе. Но буду приезжать сюда.
И сразу грустно становится, что в февральские вьюги, в ростополицу, в самые красивые стихийные дни и ночи, быть может одним светящимся оконцем в Икше станет меньше. 
Сегодня деревня сочетает в себе благоустроенность палисадов и деревенскую разруху. Икша словно лакмусовая бумажка показывает день сегодняшний. И не просто день в России, но судьбу небольшого, но такого глубокого этноса, как наши соседи - марийцы.
Здесь с людьми разговариваешь и находишь отклик. Просто так, без заискивания. Здесь и воздух и солнце другие. Наверное, священные марийские места тому причиной. А может быть, ощущение, что в мире многое должно быть по-иному. Не так, как сейчас общепринято.
- Нужно поработать, сажать все, ухаживать за ним, - говорит Владимир Камин, который родился в соседней Ирекше. - Деревня сгорела. - Сам же при этом мотыжит свой картофельный усад.
И снова взгляд на это удивительное трудолюбие. Только оно может сохранить человека и то место, которое ему дорого. Минуя все контрасты.
За деревней расположилась охотничья база. Не совсем вписывается в уютную картину марийской деревни. Но кто ж ее спросит. Ох уж эти ветра российских перемен. Все дуют и дуют, меняя направление. 
Что оставляет после себя Икша. Какое-то необычное впечатление. Само место влияет на человека. Так что хочется изучить его, понять всю глубину его содержания. Его и историю и людей. И для этого сюда еще нужно приехать.

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото автора и Александра Грачева

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: