Воскресенская жизнь » Светоч » Духовный голод. Как утолить его и кому нужны флейты и акварели?

Светоч

Духовный голод. Как утолить его и кому нужны флейты и акварели?

  В этом году у школы искусств юбилей – 50 лет со дня основания музыкальной школы, 45 художественной и 35 объединенной. По этому случаю мы побеседовали с директором школы Венерой Березиной.
   Мы часто беседуем с человеком по его должности, спрашиваем, где он работает, что производит. Интересуемся, сколько сделано погонных метров и отработано человеко-часов. Узнаем цифры. Полезная информация, но, оглядываясь назад, понимаешь, что не все измеряется цифрами. Особенно заметен этот факт у нас – там, где 30 лет назад колосились поля, сейчас километровые пустыри. Тогда считали главным площадь вспаханных гектаров, количество отработанных человеко-часов. Но это оказалось не так важно, и сейчас некому пахать эту землю. Значит, мы тогда что-то упустили, о чем-то главном не говорили. Поэтому попробуем побеседовать с директором школы не о произведенном количестве децибел музыкальным отделением и не о выполненных объемах окрашенной бумаги художественным, а об искусстве.
   – Венера Никитична, мой первый вопрос не совсем юбилейный. Кому сейчас в наш прагматичный век необходимо искусство, нужны эти флейты и акварели? На них же не заработаешь.
   – Искусство в первую очередь нужно, чтобы у человека был духовный стержень. Без него человек перестает быть человеком, легко ломается и прогибается. Он будет стремиться обеспечить материально себя или семью. Но не будет иметь духовного начала, культуры внутренней. А без культуры все сферы человеческой деятельности ущербны, человек не понимает где добро, где зло. Искусство – это Бог в человеке.
   Но искусство не должно быть причиной самолюбования. Искусство, прежде всего, труд, работа над собой постоянная, непрерывная. И доведение до конца любого начатого или задуманного дела. Труд созидательный, радостный. Если его делать без любви, то получится какофония.
   – Почему родители приводят своих детей в школу искусств?
   – Сегодня родители понимают, что без дополнительного образования и без понимания красоты невозможно жить в этом мире. Мир стал жестоким, мир стал очень материальным. Нам навязывают материальные блага. Навязывают те товары, что выгодно продать.
   – Но это законы общества потребителей.
   – Да, растят общество потребителей. А чем оно страшно?
   Это очень ревнивое, приземленное общество, недовольное собой и всем, что его окружает. Человек перестает работать ради радости близких, он работает для денег, куска хлеба
   Ради хлеба и я могу работать, только когда очень голодна. Но мы-то живем не в голодные годы. Трудиться необходимо, чтобы создать вокруг себя красоту, тот же сад посадить, обустроить природное пространство, но важнее всего пространство твоей души.
   – Определять, что главнее, это ценностные качества?
   – Мы прививаем нравственные ценности, чтобы дети не страдали от того, что у них нет «крутой» машины, «модного прикида». Не это самое важное в жизни…
   Общество потребителей формирует еще стандартность, одинаковость. А искусство требует индивидуальности, вдумчивости проживания данного момента или ситуации.
   Я бы сюда добавила божественное начало человека. Оно существует, и мы это понимаем. Мы сначала поддерживаем ребенка в том состоянии, в котором он приходит к нам. Он может не уметь рисовать, карандаш неправильно держать, слышать и слушать не то. Но он ценен нам как личность, нам ценно его желание заниматься. И отталкиваясь от этого желания, мы учим его правильно держать карандаш, чтобы было удобно поворачивать кисть руки, правильно держать баян, ставить пальцы, дыхание, правильно подбирать краски и гармоничные звуки. Мы даем технические навыки, но стремимся не задавить его индивидуальность в исполнении, сохранить его душевные порывы.
   Нет отдельно взятого искусства – живописи, музыки. Не увидев красоту восходящего солнца, человек не сможет исполнить музыкальное произведение, например, «Рассвет».
   – А если он не захочет осваивать технические навыки. Гаммы учить слишком скучно?
   – Да, это трудно, но не скучно. Это выработка трудолюбия. В искусстве без труда ничего не получится, как и в любом другом деле. Мы не говорим, что все должны быть музыкантами или художниками. Они должны научиться видеть и слышать красоту, создавать ее – привить вкус к жизни, я бы сказала. Мы учим детей разбираться в цветовой гамме мира и принимать его таким, какой он есть. Его и себя. Со всеми природными данными. Главное, чтобы они разбирались в красоте и создавали ее вокруг себя.
   Что такое экология без культуры. Мы сегодня своей материальностью, своим желанием удобств довели экологию, природу до такого состояния, что она протестует против действий человечества. Протестует природными катаклизмами, нечистотой окружающей среды. Она наш мусор нам же и возвращает в виде отравленной воды, воздуха. Мы довели ее своим отсутствием культуры до такого состояния. Есть 10 заповедей, которые все знают, и есть правило – не навреди окружающему миру, окружающим людям, и ты не навредишь себе. Этого правила придерживаются все человеческие культуры. Бери только то, что тебе нужно сегодня для жизни, не для обогащения. Потому что материальные ценности ты с собой после смерти не унесешь. А оставляя большие богатства детям и родственникам, вводишь их в искушение. Достаточно посмотреть телевизионные передачи – там постоянно делят наследство, накопленные кем-то богатства.
   – Действительно стали чаще делить. Раньше это не так бросалось в глаза…
   – Раньше были более человеческие отношения. Родители что могли, то и давали детям.
   Сейчас даже родительская любовь перестает быть безусловной. Получишь пятерку – я куплю то-то. Сделаешь что-то – еще поощрение. Это неправильный подход к детям, мы должны любить детей одинаково ровно и с пятерками, и с двойками. Родительская любовь должна быть без условий.
   А если начинаются условия, то, значит, любовь заменяем шоколадками, велосипедами и так далее. Потому что другого дать не можем, не можем дать своей души. С этого все и начинается.
   – А что еще заставляет родителей давать художественное и музыкальное образование своим детям?
   – Духовный голод. Родители хотят от него избавить своих детей, поэтому стараются дать им художественное, музыкальное образование. Я надеюсь, что это так. Конечно, родители хотят, чтобы дети были успешными, умными, смелыми и свободными. А свободным человек может быть только когда он духовно наполнен. Свобода не в том, что я могу себе позволить все, а в том, что я могу понять, зачем мне это нужно...
   На этом наша беседа, к сожалению, завершилась. Мы многое не обсудили, и на возникающие вопросы ответы придется искать самим.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Духовный голод. Как утолить его и кому нужны флейты и акварели?

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: