Воскресенская жизнь » Победители » Расскажи нам, дед, про жизнь

Победители

Расскажи нам, дед, про жизнь

   У каждого человека своя судьба, своя дорога в этой жизни. Но если не стараться, не жить по-людски, то и дорога эта будет кривой, и приведет не туда, куда нужно. У нашего героя с этим все, слава богу, в порядке.
   СПРОСЯТ правнуки деда Борю: «А расскажи нам про жизнь свою. Каким было твое детство, как наше?». Рассказать есть что. И начнет прадед рассказывать:
   «Да нет ребятки, детство было не то, что сейчас, времена то изменились. Родина моя, деревня Андреевка, была такая...» Борис Васильевич Мозжанов на секунду загрустит и начнет вспоминать. Воспоминания не сразу всплывут в памяти, но самые яркие эпизоды жизни встанут перед глазами быстро, отчетливо, как будто бы это было только вчера.
   Деревня наша образовалась давно. Старики говорили, что из Мордовии барин местный крепостных привез, в карты выиграл. На краю деревни, где огороды были, стоит огромный вяз. Много лет ему. Передавали из уст в уста, что вроде посадил его один из первых переселенцев. Место для поселения облюбовали около озера. Раньше ведь всегда селились по берегам речек да озер. Помню, как с бабушкой в Воздвиженское в церковь ходили. Она жердями была огорожена. В колхозной конторе школа была. Родители туда учиться ходили. Неграмотные были».
   Правнуки в недоумении начнут расспрашивать деда и про крепостных крестьян, и про предков своих, что уже взрослыми в школу ходили. И деду придется объяснять, как может, чтобы поняли правнуки, вразумили.
   «Много цыган было. Костры жгли, песни пели. Но вроде не хулиганили, все тихо-мирно.
   В 1938 году семья наша переехала в Большие Отары. Отец говорил, что из-за нас переехали.
   Кроме меня, в семье еще было три мальчика, мои братья, младшие. В школу ходить нужно было из Андреевки в Воздвиженское, больше километра. А зимой в таком возрасте тяжело было. Дорогу переметало, да и волки стаями ходили. Потом война началась. Отца еще на Финскую брали. Потом в 1941-ом на машине-полуторке повезли из Больших Отар в Воздвиженское. В войну кино привозили, еще немое, всей деревней ходили смотреть. Помню еще, как к бабушке в гости ходили. Она ведь так в Андреевке и осталась. Потом, когда уж совсем старенькая была, жила у дяди моего Петра Ивановича. Он заслуженный тракторист района, работал на двух тракторах именных».
   И опять правнуки спросят деда: «Как это, немое, и что за машина такая ‒ «полуторка»? Им это сложно понять, но дед опять объяснит.
«А про братьев своих расскажи», – запросят наперебой дети. Деду неохота рассказывать и вспоминать трагедию. Столько лет прошло, но как тяжело до сих пор.
   Случилось это зимой 1947 года. Трактор «Сталинец» решил по льду реки переехать на противоположный берег. В прицепе люди сидели и много детей было. В том числе и все три младших брата Бориса Васильевича.
   Этот трактор буксировал еще один трактор и поехал не в том месте. Провалился в результате под лед. Два брата утонули, а Арсений выплыл. И еще один мальчик, лет пяти всего, выбрался. Было это все на глазах у родителей прадеда Бори. Отец шел вдоль берега к матери, а та полоскала белье в проруби.
   «Школа в Отарах была до четвертого класса. В пятый класс нужно было ходить уже в Староустье. Это примерно километров пять. Факелы зимой делали из серы и бересты, чтобы долго горели, и шли домой. Однажды я у соседки уроки учил. Домой пошел и увидел, что три волка сидят и не боятся ничего. Я обратно убежал. Вот так и учились и росли.
   После войны уж родился у меня и у Арсения младший брат Валентин, он сейчас на Украине живет. А в 1958 году деревни моей, Андреевки, не стало. Встречал я знакомого своего, Ивана Панфилова, он из Андреевки последний уезжал. Вот он мне о такой потере и поведал. Умер Иван несколько лет назад.
   Да, мало нас осталось уже, тех, кто родом из Андреевки. И ничто уже не показывает путнику, что когда-то на этом месте стояла деревня. А ведь она была за воздвиженским кладбищем, примерно в километре от него.
   Где сейчас мост, дальше кладбища по дороге на Отары, там речка была, отец мне рассказывал. Рыба разная с Ижмы заходила, глубина на речке до двух метров была, а то и больше».
   Пробежало, пролетело детство, и послевоенная нелегкая юность позвала Бориса Васильевича Мозжанова в трудовой путь. В 1948 году начал он свою трудовую деятельность. Нет уже той профессии давно, которую он освоил на реке с приходом весны, да и мало кто помнит, что это была за профессия такая.
   С продолжением рассказа о жизни Бориса Васильевича и о начале его трудовой биографии читатель обязательно познакомится в следующем номере газеты. Будем надеяться, что продолжение будет интересно не только старшему поколению, но и молодым людям.

Александр УМНОВ
Фото автора

Расскажи нам, дед, про жизнь

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: