Воскресенская жизнь » Имена » Счастливое детство комсомольцев

Имена / Новости

Счастливое детство комсомольцев

 Прошли десятилетия, и сейчас из глубины памяти всплывают воспоминания счастливого детства. Они и согревают душу, придают силы. Почему-то чаще вспоминаются дни праздников, юность, когда мы были комсомольцами. Секретарем комсомольской организации тогда была Аня Горохова. Как нам было весело – трудились на субботниках и выполняли все поручения, а в большом коллективе работали все от души.

В пятидесятые годы в Калинихе существовала узкоколейная железная дорога, которая была соединена с г. Бор. Некоторое время работало пассажирское сообщение с городом, но вскоре его закрыли за неимением прибыли. В основном дорога служила для вывозки леса. За Калинихой под д. Задворка был рейд на берегу Ветлуги, туда же была протянута железная дорога. Там был магазин, клуб, столовая и другие постройки, работали несколько бригад мужчин, которые делали плоты и пароходы, уводили лес в Сталинград – Волгоград.
А мы, 16–17-летние комсомольцы, в летнее время трудились на железной дороге по строительству усов в глубь леса, чтоб поезда вывозили древесину. На работу возили нас мотовозы, дрезины и вагоны. Нас было человек двадцать комсомольцев, и нам было очень весело и приятно, что мы работали, и неплохо. Бригадир Михаил Афанасьевич Михалев часто нас хвалил, и мы старались работать еще лучше. Лентяев не было. С нами работало десять человек взрослых, они постоянно нас учили.
С утра, когда ехали на работу в дрезине, всегда сначала узнавали последние известия деревенской жизни, порой смешные, а потом всегда пели песни. У нас, комсомольцев-добровольцев, всегда было хорошее настроение. Носили шпалы, рельсы, клали на насыпь, долго трамбовали, штопали шпалы – это была основная и ответственная работа, потом костылями заколачивали рельсы к шпалам. В лесу комары и слепни, мы были их донорами, это уже другое «веселье», о-о-о-очень попадало, но мы терпели, наоборот, чувствовали себя маленькими героями, ведь мы делаем доброе дело, полезное – даем Родине лес на стройку. Когда дядя Миша объявлял перекур, мы всегда трясли свои котомки со скудной едой – хлеб, молоко, огурцы – и такой аппетит у всех был, ели и ели.
Как-то Вова Плеханов рассказал бригаде, как он обновил брюки.
«Жили мы бедно, всегда я рос в обносках. В 15 лет мать купила мне новые брюки, и как я был рад, сразу побежал на другую улицу показывать брюки другу Сашке, побахвалиться, в общем.
На обратном пути домой иду и гляжу – все ли на меня смотрят, ведь все же я в новых брюках, сам себя вижу, вот как рад был!

 
Недалеко от нашего дома стая гусей гуляет. Я не боялся их никогда, иду прямо по тропке, а тут гусь сидит, я что, гусь, по траве пойду? Взял и пнул его, он так заорал, что все гуси на меня рванули!

Я бегом, думаю, сейчас заживо склюют меня. С перепугу прыгнул на огород, он у нас невысокий был, из тычины, и завис на ограде задом на брюках, а гуси меня цапают.
Пока я дергался, все брюки и трусы порвал, домой пришел с голым задом. Мать ругала очень сильно, а батька такую оплеуху дал, еле устоял, даже в ушах звенело, после мама зашила брюки и сказала – носи, кто спросит, что швов много, скажи, это мода сейчас такая. Пусть рвут и ушивают».
Вся бригада хохотала долго, а он – «Что хохочете, мне ведь было больно очень». И, чтоб унять смех, запел: «Ох, какая дивная картина, когда по рельсам мчится паровоз…»
Вечером, когда приезжали с работы, переодевались дома и, поужинав, шли в клуб, играли все вечера в волейбол, тоже весело проводили время. Часто раньше в клубе кинофильмы показывали. Киномехаником был А. А. Шагин и помощницей у него была Людмила Кулькова-Смирнова – молоденькая девчонка, и часто она кино крутила одна, когда Шагин отлучался. Люся, работая в клубе, участвовала в художественной самодеятельности, участники которой ездили с концертами по деревням, а также на лесные участки, где мы работали – Светлая, Вязовая, Дубовик, Светлушка. По субботам в клубе у нас всегда были танцы, которые все с нетерпением ждали. Заведующая клубом была Клавдия Астафьевна Добронравова, очень хорошая, умная, все ее любили. В клубе всегда был порядок. Когда заканчивались танцы, она заводила пластинку: «Доброй ночи, доброй вам ночи, дорогие мои москвичи». Все шли домой. Играла тогда радиола и пластинки, которых сейчас уже нет. Если в клубе ничего не было, мы, молодежь, ходили по деревне с гармонью. Гармонист был Герман Клюкин. Запомнился случай надолго: заиграл гармонист русского, боевая Вера запела частушку: «Гармонист, гармонист, хорошо играете, почему вы, гармонист, с нами не гуляете?». На что гармонист ответил частушкой: «Хорошо, девки, поете и умеете плясать, но ни с одной из вас, девчонки, я не думаю гулять». Тишина… И кто-то из мальчишек сказал «По-па-ло!» И тут из толпы выскочил другой мальчишка и запел: «Милые девчонки, не переживайте, ведь у нас мальчишек много, будем мы с вами гулять…»
 Дружный хохот и аплодисменты заглушили гармонь. Гармонист перестал играть и объявил «Дамский вальс», чтобы девчонки сами пригласили на вальс парней. Смеялись долго.
Комсомольцы организовали в клубе «Ситцевый бал». В магазине продавали ситец девчонкам, кто шил платье на бал, нас было девушек человек тридцать. Шили сами на разные фасоны.
До сих пор часто вспоминаем эти счастливые дни, помнит это и Люся Кулькова-Смирнова. Также не раз у нас было массовое гулянье в лесу на красивой поляне. Возили нас на поезде, много было молодежи из близлежащих деревень. Организовывали там и торговые точки, было все, что нужно. Из музыки – гармонь и патефон с пластинками. Танцы и пляски оставляли отличное настроение. Зимой мы, комсомольцы, занимались стрельбой, в овраге был тир, мишень.
Мы научились стрелять не хуже мальчишек. Ездили на соревнования в Воскресенское, тир и фотография были в одном здании, сейчас на этом месте стоит магазин «Смоленский».
В клубе у нас были казенные лыжи, мы брали их напрокат и в воскресенье ездили в лес. Очень красиво там зимой. Видели зайца – белого с красными глазами. Смешно, но мы долго на него любовались, а он глядел на нас, наверное думал: и зачем приехали? Другие видели белку, что прыгала с дерева на дерево. А что сейчас видит молодежь? Даже их жалко. Интернет, телефоны, планшеты. Многие уже убедились, что в интернете много вранья, знакомятся в сети, скорые браки редко остаются, в результате одиночество, а еще хуже – безотцовщина. Скромные девчонки вообще не находят себе пары. То ли еще будет.

 

Ирина Ершова

Фото из архива автора

„Ситцевый бал” был отличный, много было смешных сценок, много было интересного и веселого. Мальчишки говорили, что в одинаковых платьях мы похожи на цыплят. Смеялись. Жюри присудили премии за лучшее платье, первое и второе место досталось сестрам Ире и Зое Пластининым, третье Тамаре Сизовой. Замужние фамилии Ершова, Безрукова, Соловьева. 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: