Воскресенская жизнь » Имена » За каждым наличником - своя жизнь!

Имена / Новости

За каждым наличником - своя жизнь!

 Сколько их, этих мальчиков и девочек, этих юношей и девушек, которые вырастали в деревнях наших сельских районов. А потом выпорхнули, как пташки, в большую городскую жизнь. Каждый из них навсегда сохранил в душе самые теплые воспоминания о детстве и том месте, где жил простою деревенской жизнью. Одни эти воспоминания хранят и передают своим детям как забавные истории, другие утешают себя ностальгическими моментами в минуты грусти. А третьи берут да и пишут книгу. Сейчас речь идет о Екатерине Ситновой, которая стала автором книги «На один день в Тиханки».

Да, это Катя Щербинина из Тиханок, которая стала писателем по жизни, автором «Пятнистого оленя» и… не сдержалась однажды. Из ее стремления посвятить книгу родной деревне получилось издание в двести страниц.
– «На один день в Тиханки» – моя девятая книга за неполных пять лет, – поделилась Екатерина. – Писать ее было одно удовольствие и радость, ведь она про мою Родину, земляков и деревню. Вообще, идея написать книгу о своей деревне была у меня давно.
Я придерживаюсь мнения, что в любом уголке есть свои самородки, люди, о которых можно рассказать. И как же я была удивлена, что в моей, казалось бы, маленькой деревеньке столько интересных людей. Например, история священнослужителя Федора Кондратьевича Тихомирова поразила меня до слез! Невероятной силы духа человек. А мои прадеды кадочники? Их шаечки и кадки были известны далеко за пределами области. Новые жители деревни тоже оказались пишущими людьми. Иногда мне кажется, что Тиханки – литературная столица Заветлужья.
Когда просто живешь и не интересуешься, какая жизнь была за резными наличниками, то любая фамилия видится прозрачной, блеклой. Другое дело – за каждым домом узнавать, раскапывать историю. Тут и улица и сама деревня начинает играть новыми красками. Неизвестные фамилии становятся родными, теплыми. Ты заново знакомишься с людьми, с их жизнью.
На самом деле, не одна Катя создавала эту книгу. На ее призыв в сети откликнулось множество людей, для которых слово Тиханки так же много значит.
– Мне повезло, – рассказывает автор, – при написании книги мне встретились отзывчивые люди, родные, читатели, которые сами давали идеи для новых глав. А как мы всем районом собирали слова-диалекты? 

Более 300 комментариев было к моему посту-приглашению. Это поистине народная книга

Может, кому-то не понравится, но в книгу я добавляла отзывы читателей или жителей деревни. Это не только память и их взгляд на события, описываемые в книге, но и частичка души, общее дело.

Здесь – не только воспоминания жителей. Есть и документальная информация. Большой вклад в книгу внес Игорь Александрович Сучков, он предоставил автору архивные данные по солдатам, которые уходили на фронт из Тиханок и это – уникальная информация.
– Есть списки участников в Великой Отечественной со всего района, а вот так, чтобы конкретно из одной деревни, нет. Мне крупно повезло, что получилось сделать такую выборку. От этого книга стала значительно выигрышнее, ведь многие земляки смогут найти там своих родных, узнать их боевой путь или прочесть выписку из наградного листа. Так я сама узнала о двух подвигах родного брата своей бабушки, Сергея Павловича Смирнова.
Да, здесь есть, что почитать. Листая страницу за страницей невольно ловишь себя на мысли, что подобную книгу можно написать о каждой, даже самой маленькой деревеньке нашего района. И не только нашего. Тиханкам просто повезло, что там родилась Катя Ситнова…
– Когда есть желание, то любая мечта может стать реальностью, – говорит она для тех, кто хотел бы повторить ее путь и написать книгу памяти о своей малой родине. – Главное, придерживаться некоторых правил: сосредоточенно работать, не бросить книгу на пол пути, общаться с людьми, принимать и просить помощь, интересоваться тем, про что пишешь. Если это первая книга, то пройти обучение или курсы, просто обратиться к тому, кто этот путь прошел. Люди рады делиться знаниями.
У меня на самом деле получилось легко написать эту книгу. Я не успевала радоваться и проживать одно событие, как приходило другое. Я, как модно говорить, творила, писала в потоке.
Чтобы книга появилась, нужно просто писать. Каждый день. По главе. Это просто. Вы сами не заметите, как через пару месяцев у вас будет увесистый том, который можно опубликовать или напечатать.
Ну, а о роли этой книги в своей жизни Катя говорит так:
– Лично для меня эта книга – возможность сохранить память о своих родных, увековечить деревню на страницах книги, рассказать о деревне, показать ее красоту, силу. Это возможность проявить любовь и благодарность тому месту и людям, где ты родился и вырос. Это способ показать иную жизнь. Я счастлива, что выросла в деревне. Она дала мне ценности, с которыми я иду по жизни.

Наталья УТКИНА

Фото автора и Сергея Токарева

Вступление

 Мне страшно за будущее своей деревни. С каждым годом пустых домов в ней становится все больше, а жителей – меньше. Не хочется верить, что через 100 лет она просто прекратит свое существование, незаметно ускользнув с новенькой карты Воскресенского района Нижегородской области. Были Тиханки – и нет. Точно так же когда-то исчезли деревни Ноля, Красная Новь, Кубы, Андреевка, Чистополь…

Если постараться, то их можно найти. Точнее то, что от них осталось. Дома, грустные темные глазницы окон, полуразрушенные красно-белые русские печи, пышные сады, груды мусора или черные пепелища. Их, словно маленьких детей, оставили у магазина и попросили подождать. И вот они ждут. Десять, пятнадцать, двадцать лет… Зрелище, раздирающее душу и сердце того, кто любит деревню. Того, кто когда-то в ней родился, жил и вырос. Мимо этого невозможно пройти равнодушно. 

Деревня живет внутри тебя всегда и вопреки. Это маяк, который лечит, выводит из печали, дает жизненные силы и мечты

Это место, где каждый уголок до боли знаком, даже если человека или дома уже нет. Они – в наших воспоминаниях. Это место, куда стремится душа, ведь она знает куда больше, чем мы с вами. 
Тема деревенской жизни интересна мне по нескольким причинам:
1. Я люблю деревню.
2. Здесь жили мои предки и сейчас живут родители.
3. Тут прошло мое детство и юность.
4. Здесь я обрела те навыки и опыт, которые использую до сих пор. Например, быстро и чисто собирать чернику или вязать крючком.
5. Я хочу, чтобы мои дети и потомки спустя много лет знали, что это было за место не понаслышке, а, что называется, из первых уст.
6. Благодаря книге мечтаю пробудить любовь и интерес к русской глубинке у молодого поколения и читателей.

7. Хочу сделать книгу живой, рассказав истории о тех, кто живет или когда-то жил в Тиханках.
8. Показать людей, особый язык и быт деревни.
9. Так захотела душа. И, видимо, у нее на это есть свой план, а я – лишь проводник простых историй о нас с вами.
 Так что же есть такого в Тиханках? Самое главное – это люди, их истории, дела, подвиги и открытия.
Благодаря им в лесном уголке работает крупное деревообрабатывающее производство, обеспечивая работой местное население и выпускающее качественную продукцию по всей России. Писатели, которые дарят миру стихи, романы и фэнтези. Бабушки-долгожители с ясными глазами и желанием жить. Удивительная природа и звездное небо.
Главы этой книги, как обрывки документального фильма, будут всплывать и не сильно придерживаться порядка. Скорее, хаотичность и спонтанность будут ее главными движущими силами. Поскольку я задумывала эту книгу живой, общей, то буду очень надеяться на активность тех, кто с теплотой в голосе произносит ТИХАНКИ.
Я буду рада получить ваши истории про нашу деревню и опубликовать их в следующих книгах (ведь на этом истории не заканчиваются, правда?). Так ваши воспоминания обретут новый смысл, и вместе мы сможем сделать великое дело: дать деревне вторую жизнь.
Надеюсь, что Тиханки простоят еще не один век, а пока я буду писать то, чем живет деревня сейчас, какой она была в моем детстве и рассказах старожилов. В добрый путь по самой крохотной деревеньке Заветлужья.

Екатерине Ситновой

Это стихотворение появилось в первые дни публикации данной книги в электронном виде на моей странице «ВКонтакте». Написал его член Союза писателей России Петр Александрович Родин.

В самом пути моей карьеры я работала с ним в соседнем кабинете администрации Воскресенского района Нижегородской области, где занимала должность пресс-секретаря. Поскольку писать мне приходилось много и часто, в скором времени я узнала, что Петр Александрович тоже неравнодушен к творчеству, тексту.
Иногда он подсказывал мне, как лучше передать канцелярский текст о работе чиновников, иногда просто просил поделиться стихами. Скажу по секрету: читать стихи с мастером своего дела было очень волнительно и почетно. Это было здорово, потому что в сером костюме с галстуком я увидела творческую личность. Подкупило и то, что Петр Александрович лично знал мою бабушку Щербинину Галину Павловну и часто спрашивал, как она поживает, как ее здоровье. А это уже отдельное место в сердце для людей, кто был добр к дорогим мне людям. С той поры мы поддерживаем связь и радуемся успехам друг друга.

Горький запах полыни
Да запечный уют
От рожденья поныне
Силы мне придают…
Вот уж спелые росы
Сладкий звон понесли…
Отбиваются косы,
Ивы в речку вросли…
Шепот бабки у свечки,
Черных каменок жар,
Ор лягушек у речки
И закатный пожар…
Сена свежего клади,
Матерки мужиков,
Кляксы первой тетради,
Зуммер майских жуков…
Светлой памяти муки
Не дают забывать
Краски, запахи, звуки.
Детство. Родину. МАТЬ.

Ночной ритуал

Когда тебе лет пять или шесть, то время пребывания на улице строго регламентировано: в девять вечера надо, как штык, быть дома, иначе ворона на гнездо утащит. И вот ты бежишь, озираясь на огромные тополя: не сидит ли где эта злая черная птица?

При этом мое желание погулять до утра однажды исполнилось. А дело было вот как.
Лет 25 назад, когда в Тиханках было много местных жителей и дачников, существовал особый летний ритуал с тяжелой деревянной палкой и пожелтевшим от времени свистком. Эту конструкцию переставляли от дома к дому, назначая дежурного по деревне.
В его обязанности входило:
– следить за порядком, чтобы никто после одиннадцати ночи не шумел;
– будить соседей, если они уснули и забыли выключить свет;
– смотреть, чтобы нигде не было огня.
Совершали этот ежедневный ритуал все без исключения, невзирая на дождь, жару или сильный ветер. Если старики не могли, то им помогали дети или подрастающие внуки. Это была как раз моя история.
За бабушку вызвался дежурить папа. Что значит дежурить или, как у нас говорили, караулить? Это ждать, когда стемнеет (приблизительно часов в одиннадцать или двенадцать ночи), выходить на улицу, снимать с палки свисток на лямочке и делать обход всей деревни. 

Для ребенка это самое настоящее приключение! И папа меня взял с собой

Мне велено было спать до двенадцати, но я ни на секунду не сомкнула глаз: все представляла, каково это гулять, когда все вокруг спят? За стенкой я слышала шаги, бряканье посуды, шипение чайника. Папа залил в термос кипяток и приготовил волшебный чай.
Пора.
В полночь я никогда не выходила на улицу, поэтому решила, что там холодно, как зимой, но папа засмеялся и снял с меня вторые носки и лишнюю кофту. Оказалось, достаточно обычных штанов и ветровки. Летние ночи теплые.
Первый шаг на улицу – и громкая пластинка из трелей ночных птиц и букашек. Это слегка оглушило и в то же время показало, что ночью жизнь не останавливается, она также кипит, но по-своему. На цепи лает Бим и провожает нас ожидающим взглядом.
Мы проходим мимо своего дома, идем дальше вглубь деревни, внимательно рассматривая спящие окна. Где-то еще слышны голоса или смешной чих, звонко разлетающийся по коридору. Молчим.
Папа держит меня крепко за руку и у каждого дома свистит, сообщая жителям, что мы караулим. Вот и речка с магазином: ночью они выглядят несколько иначе: немного приземистые и не такие величественные, как днем. Машу им рукой и скрываюсь за домом дачников.
К трем часам утра на меня напала зевота, и мы решили устроить привал. Достали печенье и термос с горячим чаем. Из крышки-кружки мы по очереди делали глоток, сдувая белую струйку пара со сладкого напитка.
Папа дул сильнее, и на несколько секунд она пропадала. Я осторожничала и прогоняла ее рукой. Нам казалось, что так чай остывает быстрее. Во всяком случае, вкуснее, чем тогда, я чая не пила. Он вобрал в себя дыхание лета, приключение и всю красоту ночи.
В шесть утра мы обошли деревню в последний раз.
Все тихо, хотя куры и бабушки уже на ногах. Одни кудахчут, а другие – замешивают тесто и разжигают печь.
Утром Тиханки будут соблазнять непередаваемым ароматом горячих пирогов и ватрушек, пока маленькая девчонка спит и переваривает ночное приключение.
Сейчас, в 2022 году, деревню не караулят, со свистком не ходят. Некому, да и незачем. А так иногда хочется вернуться в детство и вновь пройти с папой вокруг всей деревни, посмотреть на небо с огромными звездами, на дома, которых нет, и знать, что живы девушка, бабушка и многие односельчане.

В этой заречной части деревни я бывала не часто, оттого любопытнее смотреть на ферму, калду, конный.
На стога за банями и огородами, на лес, беспрерывно шепчущий молитву этому уютному месту. Красиво ночью! Воздух прохладный. Небо, усыпанное огромными желтыми звездами, висит так низко, что кажется: вот добегу до асфальтового завода – и запрыгну в ковш Большой Медведицы. Это я только сегодня узнала, что на небе ковши бывают (папа рассказал).
Так думала, что, мол, звезды и звезды, разбросанные в хаотичном порядке.

Екатерина Ситнова

Фото автора

ТИХАНКИ

 … Угасают деревни не плача, но и боли своей не тая.
Я твою родословную спрячу, сохраню, деревенька моя...

Эти строчки припомнились мне после прочтения новой книги Екатерины Ситновой «На один день в Тиханки».

Скромное по оформлению издание посвящено родной для автора заветлужской деревушке. Только из-за одного названия все бы надо сделать для ее сохранения и процветания.
Но, увы, – «времена не выбирают…»
И все же, не будем о грустном. Книжка замечательная. Не заметить ее, в особенности нашим землякам-заветлужцам никак нельзя.
При всей неоднозначности стиля повествования привлекает трепетное отношение рассказчика к месту, где «пуповина зарыта». И главное – к людям, родным не только по крови, но и по тихому проулку, и по околице. Хороша подборка диалектных слов. Так и кажется, что побывал на посиделках в «боярском краю» Большого Иевлева.
А как хороша сама идея вспомнить всех однодеревенцев, погибших в годы Великой Отечественной войны! Ведь не секрет, что многотысячные списки на огромных стелах нередко грешат неточностями. Да и не мудрено, одних однофамильцев в них десятки и сотни.
А здесь, вот они – «тиханята» – герои, родословную которых помнят и чтят земляки. Немалого труда, на мой взгляд, стоило автору собрать материал.
Поздравляю Екатерину Ситнову-Щербинину с выходом в свет очередного издания.
Новых творческих планов и удач!

Петр Родин, член Союза писателей России с 2009 г.

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: