Воскресенская жизнь » Фитиль » История легенды, или мечты из СССР

Фитиль

История легенды, или мечты из СССР

Друзья, сегодня хотелось бы рассказать об автомобиле, история которого насчитывает не одно десятилетие. Тема, к счастью, не устарела, поскольку и сегодня на этих машинах наши граждане колесят по просторам родной страны, а иностранцы положительно отзываются о русской технике.

Немного про экономическую политику СССР

Восьмая пятилетка в Советском Союзе, которая длилась с 1966-го по 1970 год, считается поистине золотой. Этому способствовала и внутренняя политика, проводимая вторым человеком в государстве. Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин возглавлял правительство 16 лет. Это был человек дела, болеющий всей душой за страну. Хотя сейчас злые языки пишут про него всякую чушь, что, мол, экономические реформы Косыгина привели в конечном итоге к развалу СССР. Ничего подобного. Как пример, он единственный из членов политбюро не поднял руку за ввод советских войск в Афганистан. Всем нам известен печальный результат десятилетнего пребывания там советского контингента. Ну да бог с ней, с политикой.

В далеком 1970 году Алексей Николаевич в рамках программы «Стирание грани между городом и деревней» (оказывается, была и такая) поставил коллективам ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша» правительственную задачу – создать комфортабельный внедорожник для сельской местности. Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121 увидел свет в 1971 году. Причем его внешний вид был очень далек от того, к которому мы привыкли за сорок лет. По сути, это было шасси с простейшим оперением, на котором отрабатывалась концепция нового автомобиля – внедорожник не имел рамы, что в то время считалось неслыханной конструкторской дерзостью. Изначально машину планировалось оснастить мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления в шинах. Но в дальнейшем решили создать более простой вариант с большой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями, что экономически было оправданно. Этот прототип позволил конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова значительно сократить сроки создания автомобиля. Хватит ли двигателя объемом 1,6 литра, достаточно ли надежна коробка, требуется ли машине блокировка межосевого дифференциала и понижающие передачи? Ответы на все эти вопросы были получены именно благодаря ВАЗ-Э2121. Интересно, что испытания автомобиля проводились в строжайшей секретности, а на вопросы любопытных «лазутчиков» заводчане отвечали, что испытывают новый румынский внедорожник.

И все же долго запрягали

В облике, близком к серийному, ВАЗ-2121 появился в 1972 году. В 1974 году автомобиль был выставлен на госиспытания и в то же время получил свое собственное имя «Нива», которое было запатентовано. По результатам испытаний внедорожник получил рекомендации к серийному производству и поставке на экспорт. Однако, прежде чем окончательно встать на конвейер, машина получила некоторые отдельные доработки и после устранения некоторых болячек, выявленных в ходе эксплуатации опытной партии автомобилей в 50 штук по дорогам СССР, долгожданное событие всесоюзного масштаба наконец-то свершилось. ВАЗ-2121 «Нива» под серийным номером 1 сошла с конвейера 5 апреля 1977 года.

Быстро ли ездили?

Начиналось все неплохо. Результаты хоть и не превзошли ожидания, но автомобиль в целом получился достойным по тем временам. Ездили на нем относительно быстро, и даже более тяжелый УАЗ иногда уступал по проходимости этому юркому трехдверному внедорожнику. Как уже известно, «Нива» задумывалась в первую очередь для селян. Но много ли простых колхозников ездили в те годы на этом авто?

Увы. Такой внедорожник могли позволить себе лишь председатели крупных колхозов и совхозов

Почему же так? Все дело в цене. Автомобили в СССР вообще считались роскошью. Даже «москвичи» и «запорожцы» были далеко не у всех селян. Да что там селян. Многие горожане мечтали об этих двух народных марках чуть ли не всю сознательную жизнь.

В конце семидесятых это детище советского автопрома стоило около 11 000 рублей. К 1983 году цену немного снизили, и она составила 10 300 рублей. Перед развалом Советского Союза, в 1991 году, ВАЗ-2121 стоил 9 000 рублей. Ох, если бы знать многим советским гражданам, что скоро их честно заработанные денежки, которые они годами откладывали на сберкнижки, превратятся в обычные, никому не нужные бумажки. Ведь они бы смогли вложить их хотя бы в покупку той же «Нивы».

Кстати, эти внедорожники советского образца живы у некоторых автовладельцев до сих пор. Не только галоши хорошего качества производила огромная страна. Вот только стоимость шокирует и сейчас, спустя столько лет. Да и приобрести этот автомобиль было непросто, особенно на начальном этапе массового производства. Так что программа была хорошей, но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Ладно хоть додумались заполучить патент на этот автомобиль… А значит, можно было продавать «Ниву» на экспорт по всему миру и получать от этого дополнительные доходы в госказну. Можно было бы эту прибыль потратить, например, на хорошие дороги в глубинке. Но – зачем? У нас ведь есть внедорожник. У кого у нас? Вот вопрос.

Обидно, но у иностранцев он был, пожалуй, в большем количестве на душу населения, чем на родине. К сожалению, не удалось найти точных статистических данных, но примерные цифры говорят сами за себя. Пятьсот тысяч автомобилей более чем за сорокалетнюю историю производства было продано за границу. В сто стран мира уходили в экспортном варианте эти ВАЗы. По словам очевидцев, «Нивы», собранные для иностранного покупателя, были почему-то лучшего качества, нежели те, которые шли для внутреннего рынка. Хотели, видимо, не ударить в грязь лицом. А для граждан Советского Союза и так, дескать, сойдет.

Более того, ВАЗ-2121 собирали в Бразилии, Греции, Панаме, Чили, Эквадоре и даже в Канаде. Экспортировалась «Нива» и в Японию

История легендарного внедорожника ВАЗ-2121 закончилась в 2001 году. Хотя это не совсем верно. Сегодня знаменитая «Нива» выпускается под брендом «Лада 4Х4». Правда, цена на нее как была десятилетиями недосягаемой, так и остается для многих. Теперь можно, конечно, оформить кредит, предъявив лишь паспорт да права, но это уже совсем другая история.

Александр УМНОВ

Фото: интернет

Кстати, японцы, взяв за основу ВАЗ-2121, разработали впоследствии тоже легендарную автомашину Suzuki Vitara.

История легенды, или мечты из СССР

История легенды, или мечты из СССР

История легенды, или мечты из СССР

История легенды, или мечты из СССР

История легенды, или мечты из СССР

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: