Воскресенская жизнь » Фитиль » Шарья

Фитиль / Новости

Шарья

 ОТСТУПЛЕНИЕ

В начале июня мне довелось поучаствовать в не совсем обычном путешествии. Привычно, что люди стремятся на юг. А мы же отправились на север. Мы – это Николай Морохин, Дмитрий Павлов, Елена Стрелкова и я, Иван Замыслов. И позвал нас туда никто иной как Николай Николаевич Оглоблин. Тот самый, который путешествовал по Ветлуге в начале прошлого века. Мало кого оставляют равнодушными его путевые очерки.
Но, оказывается, Оглоблин совершал путешествия и по северным рекам. Сухона, Сысола, Вычегда, Северная Двина. Чем они его привлекли, восхитили и удивили? Мы постарались посмотреть на них его глазами. Уловить красоту непритязательной природы русского севера, предгорий Урала, белых ночей. А в поселке Якша республики Коми нас ждала встреча с нашим земляком ветлужанином из Дмитриевского, легендарным директором Печеро-Илычского заповедника Корнелием Мегалинским.
Об этом и многом другом читайте в газете «Воскресенская жизнь», слушайте выпуски наших радиопередач, смотрите воскресенскую «Живую газету». Ну а первая наша остановка в городе Шарья и селе Михайловицы Костромской области.

 Шарья нам, воскресенцам, кажется одновременно и далекой и близкой. И причины тому есть. Ну, во‑первых, далекая, потому что находится севернее нас в Костромской области за 225 км от Воскресенского. А близкая оттого, что именно в Шарью когда-то ходили за плотами буксиры с Ветлужской и затона имени Михеева. Пристань Голыши, впоследствии поселок Ветлужский, где находился знаменитый комбинат «Шарьядрев». Сколько житейских зарисовок связано у наших речников с Шарьей. Однако все это в прошлом.

Сегодня Шарья второй по величине город в области после Костромы с численностью населения в 23 тысячи человек. Провинциальный городок живет размеренной жизнью, сосредоточившейся вокруг железнодорожной станции Северной железной дороги. Типичная картинка обжитых сегодня мест – сетевые магазинчики. Даже хорошо знакомый нам «Звениговский» в Шарье есть.
Изюминкой города является городской парк. Кажется, в нем всегда многолюдно. Гуляют с детьми, прогуливаются взрослые. Парочки.
 Но самая главная достопримечательность этого места – музей лесной техники под открытым небом. Здесь собраны настоящие экспонаты, когда-либо использовавшиеся при работах по заготовке, вывозке, уходу за лесами и их охране.
Посетителей встречает тепловоз «ТУ‑8» на узкоколейной железной дороге, проложенной по территории парка. Дальше взор упирается в знаменитого трудягу воздушной стихии – пожарный самолет «АН‑2». Правда, подойти к нему и подержаться за крыло не удалось – мостки были затоплены после дождей. Так что в пору заводить стоящую неподалеку «Кээску» (КС‑100») – тоже знаменитость, но только лесосплава. Небольшой катерок производства Костромского судомеханического завода позволяет ходить при минимальных глубинах, что просто необходимо при работе на малых реках. Кстати, в этот же день катер подобного типа наводил наплавной мост через Ветлугу в Михайловицах. Затянувшийся паводок позволил это сделать только в июне.
 Но возвращаемся к выставке. По маршруту выставлены арт-скульптуры лесных рабочих и заготовителей. Что по мне, так уж сильно они контрастируют с героически спокойной советской техникой. Настоящие трудяги в металле. От «Кээски» мостки уводят к постаментам с легендарными машинами и тракторами. «ГАЗ‑66», трелевочные трактора «ТДТ‑55», гусеничный пожарный вездеход «ВПЛ‑149» и здоровенные бульдозеры, челюстные погрузчики «ЛТ‑65» и лесопогрузчик-штабелер «ЛТ‑163», валочно-пакетирующие машины «ЛП‑19» и сучкорезная машина «ЛП‑33». Лесовоз на базе «157-го ЗИЛа» – знаменитый в народе «Захарка». Легендарный трактор «Т‑40». Сразу вспоминается леспромхозовский рейд под Копыловым. Чумазые от масла и закопченные от солярки трактора-трудяги на сортировке леса. Лязг цепей эстакады. Десятник Костя Бузин. И все эти воспоминания от увиденной здесь техники. Вот так и преодолевается не только расстояние, но и время по линии реки Ветлуги.
 Немного в усторонье стоит длинномерный «МАЗ» с прицепом-роспуском. На таких возили из лесных делянок хлысты. Свозили на плотбища. Какая трудовая романтика. У меня от увиденного сразу всплыли картинки из детства. Как по дороге мимо нашего дома возили такие хлысты лесовозы, надрывно гудя по заснеженному асфальту и гладя его вершинами дерев. Все это в прошлом, а этот «МАЗ» словно окно в него. Скажете, не о том ностальгирую в наш техногенный век. Да о том, о людях и технике труда. О человеческих отношениях и общих ветлужских устоях и корнях.
Что говорить о детях, если у взрослых этот музей вызывает восхищение и восторг.
– На самом деле было достаточно неожиданно увидеть здесь вот эту экспозицию, такой музей под открытым небом. Так бы я его назвала. Город небольшой и достаточно провинциальный, но вот этот музей – он меня поразил. Во-первых, достаточно богатая коллекция, достаточно  обширная. Много видов техники представлено. Авиатехника, железнодорожная, техника на колесах, самоходные машины. Все это очень интересно. Любопытно. Я советую, если будете в Шарье, обязательно посетить этот музей. Особенно с детьми. Детям это будет интересно, – делится впечатлениями об увиденном директор Краснобаковского музея Елена Стрелкова. – Музеи под открытым небом сегодня очень актуальны. Потому что вся музейная сфера движется к тому, чтобы быть все ближе и ближе к человеку. Встраивается в городскую среду и уже становится частью нашей жизни. Конечно, хотелось бы подобного и в Красных Баках. Но я понимаю, что должен появиться какой-то человек, которому это было бы интересно и который бы взялся и довел эту идею от начала и до конца. Если в Красных Баках такое появится или в Воскресенском – это будет действительно шикарно.
Появление такого музея в Шарье неслучайно. Эти таежные края исторически связаны с заготовкой леса. Причем в таких объемах, что сегодня и представить сложно.

Вдумайтесь сколько шло по Ветлуге леса в 1961 году: 1,6 миллиона тонн, это около 2 миллионов кубометров древесины!

 Но и сегодня, особенно ближе к границе с Вологодской областью, лесовозы возят сразу по три сортимента в шесть метров.
И то, что усилиями шарьинцев лесная техника не канула в небытие вызывает уважение. Ведь это живая история многих поколений ветлужских людей.
В остальном же городской парк Шарьи традиционен. Игровые площадки. Малые архитектурные формы. Тир. Мороженое и сладкая вата в ларьках. Комната смеха, где детишки могут посмеяться с родителями всего за сто рублей.
В этом году реализуется большая работа по благоустройству территории парка и реконструкции музейной экспозиции. Работа ведется в рамках реализации проекта «Музей леса», победившего в 2020 году во Всероссийском конкурсе по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. После этого у выставки появится еще более интересное решение. Так что посетить Шарью стоит, хотя бы только ради Музея леса.

Порог.  Опоки

Покидаем родную Нижегородскую область. По мере удаления от границы регионов меняются цифры автомобильных номеров. Наши 52-е растворяются в костромских 44-х, 44-е сменяются 35-ми вологодскими.

Завораживают объемы заготовленного и соштабелированного у дорог леса, мелькающего за окном нашей машины. Вот где настоящие лесные края.
Дорога до следующей остановки проходит через Кичменгский городок, образованный в 1468 году. Небольшое вологодское село с размеренным ходом жизни. Конец рабочего дня, народ закупается в вездесущей «Пятерочке». Заглядываем туда и мы, и удивляемся. Стоимость буханки ржаного хлеба вологодского производства больше 60 рублей. Вот это цена!
До деревни Порог добираемся ближе к вечеру. Раскисшая от зарядившего на пару суток дождя глиняная дорога не обещала ничего хорошего.
На въезде в деревню нас встречал на своей малиновой «Хонде» Андрей.
– Я только туризмом и живу, нигде больше не работаю, – поделился хозяин небольшого уютного гостевого домика на берегу Сухоны, в огородике которого только начала проклевываться картошка. Здесь нам предстояло ночевать.
В Пороге находится одно из живописнейших мест на Сухоне – Опоки. На древнерусском языке «опока» означало «скала». Жители этих мест называли опокой белый известковый камень, изобилующий по берегам реки. Опоки – самый опасный порог реки Сухоны в 70 км от Великого Устюга и названный по одноименному правобережному селу. Порог имеет длину полтора километра с каменистым дном. Скорость течения достигает пяти метров в секунду, а глубина может составлять всего 30 сантиметров. Почти настоящая горная река.
Именно здесь Николай Оглоблин мог наблюдать, как в начале ХХ века пароходы проводили вверх по своенравной реке с помощью бурлаков. За оговоренную плату мужчины из окрестных деревень приходили на помощь судоводителям. Называлось это идти «на ссаду».
Несмотря на дорожную усталость, спешим к берегу реки. 

Геологическое обнажение, которому дивился Оглоблин, путешествуя по Сухоне, завораживает. Ровные слои породы, сменяя в цвете одна другую, составляют громаду откоса, поросшего тайгой. В нескольких местах склоны сходятся во впадины оврагов, из которых вырываются бурные воды ручьев

 Прямо напротив деревни находится каньон Святого ручья. Есть здесь и фонтан, бьющий на противоположном берегу, куда при желании можно отправиться на моторной лодке.
Крик чаек и крачек. Первое, что врезается в душу здесь. Трагическая история этих мест. Безумная идея по строительству плотины, перегораживающей северную реку, так и не была воплощена. В первую же весну река прорвала гидросооружение. Сколько здесь было потрачено жизненных сил заключенных…
Осенью 1940 года был создан «Опокстрой», в задачу которого входило поднятие уровня воды на опокских порогах и обеспечение бесперебойного сообщения между Белым морем – через Двину, Сухону и Северодвинский канал – и Мариинской системой будущего «Волгобалта». Претворять в жизнь этот грандиозный проект должны были заключенные вновь образованного «Опоклага». В разные годы число заключенных доходило здесь до трех тысяч человек. По словам очевидцев, только январь 1945 года унес жизни 73 из них… Опокский гидроузел строили из того, что было под руками. Леса и камня. Из лучших деревьев рубили ряжи, куда засыпали камни и землю, обивая железом. Война подорвала планы строительства. Но уже в 1943 году Главгидропроектом НКВД планы по строительству здесь плотины, однокамерного шлюза и двух обводных каналов были возобновлены. К 1947 году строительство практически завершилось. Однако Сухоне не суждено было покориться горе-проектировщикам – 25 апреля северная река безо всякого труда смыла середину плотины. После этого события «Опоклаг» был ликвидирован, а оставшиеся 640 человек были отправлены на другие стройки.
Сегодня Опоки являются особо охраняемой природной территорией Вологодской области. Уникальное геологическое обнажение пермской формации находится у деревень Прилуки, Порог, Пуртовино и Исады. Не менее красивое обнажение открывается и на реке Стрельне, впадающей в Сухону. А гребень при ее впадении местные жители называют релкой. Когда-то здесь, на вершине мыса, стояла деревня Городок. По преданию в XVII веке сюда приходили польские интервенты, но взять естественное укрепление не смогли.
Ночь над Сухоной. Белая ночь. Огромная луна над поклонным крестом. Туман. Шепот стремительной реки о каменистой русло и грохот падающих с высоты родников. Туристы-дикари в своем палаточном городке затянули на разные голоса «Катюшу». Патриотизм.
Стоишь на высоком гребне и в голове не укладывается, как  в 50-е годы здесь могли провести трехпалубные суда из ГДР...
Вся смесь увиденного и услышанного. Как осмыслить и соединить то, что испытывал Николай Оглоблин, с тем, что испытываем мы сейчас. Куда ушла размеренность тех лет и куда теперь стремимся мы? Лишь одно столетиями остается неизменным – это восхищение перед тем, что создано природой по велению Творца.
Утро в Пороге. Радуется солнцу в обилии растущая здесь калужница. Даже позавидуешь такому в нашей полосе. Вдоль дорог, по склонам всюду эти удивительной красоты желтые цветы.
Тревожные крики чаек тонут в свежей северной зелени, тронутой рассветом. Тревога птиц была неслучайной – на той самой дамбе, которую почти век назад строили заключенные, расположились открытые кладки их яиц. Жизнь продолжается и время все расставит на свои места.
Путейский катер «Касатка» дремлет у берега. Хотя других судов и не видно, Сухона пока еще судоходна. Выставлены буи, а на горных склонах установлены створы.
Прощаемся с Опоками, оставляем, как и договаривались, ключ от домика в условленном месте. После нас в него заедут туристы из Казани, а потом из Сыктывкара. Эти северные места влекут и влекут людей из разных точек России.

Материалы полосы подготовил Иван Замыслов

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: